Немногие об этом задумываются, но в Рязани уже есть готовая ветка «почти метро». Это железная дорога, соединяющая Дягилево и Соколовку и идущая прямо по центру города. Длина линии составляет 15 км. За последние 10 лет рязанские власти даже предприняли как минимум две робкие попытки наладить на этом участке движение городского электропоезда. Однако в условиях неготовности вложить хоть что-то в инфраструктуру и подвижной состав они были обречены на провал.
В этом материале мы расскажем и покажем, почему Рязанская городская электричка – это не такая плохая идея и как она сможет спасти город от надвигающегося транспортного коллапса.
Почему не получилось раньше
Рязанские власти совместно с ЦППК (Центральная пригородная пассажирская компания – частный оператор электричек в центральных регионах России. – Прим. ред.) наивно полагали, что можно будет пустить старую ржавую электричку от Леска до Дягилева раз в три часа и счастливые рязанцы косяками попрут пользоваться этим видом транспорта. Понятное дело, что карабкаться с низкой платформы в редкую пригородную электричку, чтобы добраться пусть даже быстро и на другой конец города, никто не захотел.
Между тем сама идея городской электрички очень хороша и, возможно, даже спасительна для Рязани.
Предынсультное состояние
Не секрет, что Рязань из-за лени, коррумпированности, а порой и откровенной глупости своей власти сейчас как никогда близка к транспортному коллапсу. Бесконтрольные застройщики, одаривающие чиновников мэрии путевками в Таиланд, строят сотни домов по всему городу как им заблагорассудится. Что мы имеем в итоге? Огромные через пень-колоду застроенные микрорайоны и как следствие – дикие транспортные проблемы.
Сейчас основные спальные микрорайоны Рязани соединяются с центром четырьмя перегруженными артериями – это Касимовское шоссе и проезд Яблочкова (Дашково-Песочня), а также Московское шоссе и Северная окружная (Московский, Канищево, Приокский). Добавляет перца этой ситуации своеобразное отношение городских властей к общественному транспорту, отданному на откуп маршруткам. В итоге, сотни микроавтобусов буквально забивают все перечисленные артерии до отказа. Еще чуть-чуть, и город хватит инсульт.
Однако даже такую ситуацию можно если не решить, то хотя бы снизить градус транспортного напряжения.
Как нас будет спасать электричка
Если посмотреть на карту, то железнодорожные линии в городе идут как раз параллельно перечисленным выше городским магистралям – проезду Яблочкова, Северной окружной и Московскому шоссе. А значит, имеется реальная возможность перенаправить поток пассажиров с «асфальта» на «рельсы».
Открываем расписание пригородных электричек. Что мы там видим: от Леска (Соколовка) до пл. 203 км (Шлаковый) поезд идет 5 минут, от пл. 203 км до Рязани-1 – 6 минут, от Рязани-1 до Лагерного – 7 минут, от Лагерного до Дягилева – 3 минуты. То есть от Соколовки до центра вы доедете за 11 минут, а до Дягилева, которое на другом конце города, – за 21. Можете себе представить?
За сколько тот же маршрут вы преодолеете в маршрутке, особенно по пробкам в часы пик? Думается, не менее чем за полтора часа.
Однако здесь перед нами встает та же проблема, которую поленились решить рязанские власти еще в 2009 году, когда городская электричка была впервые пущена по маршруту Лесок – Дягилево. Речь про неудобное расположение станций и их слабую интегрированность в городскую инфраструктуру.
Станции
На 15-километровом маршруте «рязанского метро» расположены пять действующих станций – это Лесок, пл. 203 км, Рязань-1, Лагерный и Дягилево. Из них только одна может похвастать подобием высокой платформы – это Рязань-1. А если мы хотим, чтобы новый вид транспорта пользовался популярностью у рязанцев, первое, что надо сделать, – это оборудовать все станции высокими платформами, а также надземными/подземными переходами через пути с эскалаторами и лифтами.
Кроме того, очевидно, что такого количества станций на 15-километровом отрезке явно недостаточно. Надо добавлять новые и, возможно, перемещать существующие. Чтобы не быть голословными, представляем вам наш проект линии Рязанского городского электропоезда.
Станция «Лесок»
Станция «Лесок» будет обслуживать отдаленные рязанские микрорайоны – Соколовку, Агропром, Мирный – и точно станет настоящим подарком местным жителям. Ведь станция удобно расположена прямо в центре Соколовки и в шаговой (15-минутной) доступности от Агропрома и Мирного.
Станция «Олимпийский городок»
Эта новая станция должна расположиться между пл. 203 км и станцией «Лесок». От нее необходимо построить пешеходные дорожки в сторону Торгового комплекса «НИТИ», жилого квартала на Северном и Южном переулках, а также к бурно застраиваемой территории за Ледовым дворцом.
Кстати, эта территория очень нуждается в дополнительном транспортном обеспечении, иначе тысячи новоселов ринутся в сторону улицы Зубковой и проезда Яблочкова и окончательно парализуют их.
Расстояние от строящихся многоэтажек до предполагаемой станции по прямой составляет чуть более 1 км, при этом высотки будут и дальше расти в сторону железной дороги. То есть и здесь станция будет находиться в шаговой доступности от нового микрорайона.
Станция «Улица Халтурина» (203 км)
Станция будет обслуживать главным образом жителей микрорайона Шлаковый, который также усиленно застраивается и во многом обделен общественным транспортом, и улицы Халтурина.
Станция «Спортивная»
Новая станция должна быть обустроена в районе остановки общественного транспорта «Улица Спортивная». Она обслужит жилые дома на улицах Полевой, Свободы, Гагарина, а также стадион ЦСК (есть робкая надежда, что ФК «Рязань» когда-нибудь перестанет барахтаться во второй лиге и клубу потребуется крупный стадион) и ЦПКиО. Если верить властям, то к 2022 году от ЦПКиО до Орешка проложат пеший маршрут, а станция как раз будет находиться на его пути. Это тоже поспособствует привлекательности как пешего маршрута, так и нового вида транспорта.
Станция «Дом художника»
Центральная станция на линии и главный городской пересадочный узел. Ее вполне можно обустроить прямо под путепроводом, тогда не потребуется тратиться на надземный переход.
Станция Рязань-1
С этой станцией все ясно. Это главный городской вокзал. Плюс она сможет обслуживать интенсивно застраивающийся пятачок в районе Малого шоссе, а также слабо обеспеченные транспортом Бутырки – с другой стороны железной дороги.
Станция «Московское шоссе»
Эта остановка должна заменить неудобно расположенную платформу Лагерный. Ее следует построить «на уровне» Центрального автовокзала и интегрировать с ним при помощи надземного перехода. Cтанция опять-таки находится в зоне интенсивной застройки в районе гипермаркета Metro. Кроме того, она станет настоящим транспортным спасением для жителей поселка Ворошиловка.
Станция «Улица Магистральная»
Платформу Лагерный мы «упразднили», а вместо нее построим сразу две – уже упомянутую станцию «Московское шоссе», а еще остановку «Улица Магистральная». Последняя будет находиться прямо в центре жилой застройки и на «путях миграции» рязанцев из Приокского на Московский и обратно. Станция на этом месте помимо того, что «охватит» десятки тысяч людей, так еще и благодаря своему безопасному надземному или подземному переходу снизит количество несчастных случаев в этом месте.
Станция «Дягилево»
Самая «нежилая» станция на маршруте. Однако даже она обеспечит охватом приличную часть жилых кварталов Приокского. При этом станцию можно и нужно интегрировать с крупнейшим торговым центром города – «М5 Моллом». Достаточно лишь построить от путей большую надземную галерею, ведущую прямиком в ТРЦ. В цивилизованных городах так иногда делают. Думается, и администрация «М5 Молла» не откажется поучаствовать в таком проекте.
Дополнительные станции
В перспективе эту схему линии можно дополнить другими станциями. Например, в дачный сезон городскую электричку можно направить до Турлатова и даже до Листвянки. Плюс в перспективе «с московской стороны» можно продлить маршрут и до Рыбного.
Итог
Итого мы имеем девять станций на 15-километровой линии. Из них три («Олимпийский городок», «Улица Халтурина», «Московское шоссе») находятся в зоне интенсивной высотной застройки, три («Улица Магистральная», «Рязань-1», «Спортивная») – окружены густонаселенными жилыми кварталами, две («Рязань-1», «Московское шоссе») – интегрированы с железнодорожным и автовокзалом, две («Лесок», «Московское шоссе») – обслужат отдаленные поселки со слабой транспортной обеспеченностью, одна («Дягилево») – интегрирована с крупнейшим городским ТРЦ.
Подвижной состав и режим движения
Комфорт и удобство поездов для пассажиров – это краеугольный камень всего проекта. Пускать по маршруту обычные электрички бессмысленно и экономически нецелесообразно. Для «рязанского метро» вполне подойдут небольшие и мобильные автомотрисы (рельсобусы).
Другой важнейшей составляющей является частота курсирования рельсобусов. В часы пик интервал движения не должен превышать 15 минут, лучше – 10. В выходные интервал можно увеличить до 20-25 минут.
Все понимают, что если городскую электричку пускать раз в час – ездить на ней никто не будет. Удобнее будет потолкаться и постоять в пробке в маршрутке.
Проблемы реализации
Финансы
Это, пожалуй, главная проблема, однако вполне решаемая. Совершенно очевидно, что описанный проект требует очень больших вложений, как в городскую инфраструктуру, так и в подвижной состав. Ведь потребуется не просто сделать высокие платформы и построить надземные переходы, но и интегрировать с городской электричкой другой общественный транспорт. Например, пустить «традиционный» транспорт по улице Магистральной, подвести его к станции «Олимпийский городок» и т. д. Кроме того, требуется прокладка асфальтированных и освещенных пешеходных дорожек к станциям, возведение больших пешеходных галерей, адаптация каждой станции для инвалидов и многое другое.
Все это, конечно же, не вытянет ни областной, ни тем более городской бюджет. Поэтому здесь нужна плотная работа с федеральным правительством, РЖД, ЦППК и, возможно, другими частными инвесторами.
При этом городская электричка – все равно самый бюджетный вариант решения транспортной проблемы Рязани. Потому что строительство метро (в том числе легкого), линии скоростного трамвая или, например, новых автомагистралей, соединяющих спальные микрорайоны с центром, выйдет на порядок затратнее. Ведь в случае с городской электричкой вся «большая инфраструктура» – рельсы, мосты, путепроводы – уже в наличии, ничего грандиозного и сверхдорогого строить не придется.
Чиновники
Здесь мы сталкиваемся с другим почти непреодолимым препятствием – вялыми, безынициативными рязанскими чиновниками, которые десятилетиями привыкли плыть по течению и действовать в интересах застройщиков, частных перевозчиков, коммунальных организаций и иже с ними. А ведь главную работу по изучению опыта развитых городов (Москвы или Казани, например), созданию проекта, обоснованию и выбиванию денег на его реализацию в Москве предстоит проделать им. Будут ли они шевелиться и рвать жилы ради каких-то простых рязанцев и пресловутого благополучия города? Большой вопрос...
А меж тем для реализации такого проекта, да и вообще любого крупного инфраструктурного проекта городу нужен Хозяин. Заинтересованный и деятельный человек, обладающий политической волей и авторитетом как в Рязани, так и на уровне федерального правительства. Такого человека у нас, увы, нет…
Загруженность ж/д-путей в городе
Мы не поленились и, чтобы выяснить, насколько загружена железная дорога в черте Рязани, прошлись пешком практически по всему 15-километровому маршруту Рязанской городской электрички.
Весь маршрут можно условно разделить на два отрезка. Первый – от станции «Лесок» до Рязани-1, второй – от Рязани-1 до станции «Дягилево».
Мы прогулялись от виртуальной станции «Олимпийский городок» до Рязани-1, а затем прошлись от Рязани-1 до станции «Дягилево».
За 66 минут первой части прогулки мимо проехало пять составов, то есть в среднем раз в 13 минут, из них три были грузовыми поездами. Отметим, что на данном участке действуют два главных пути.
Прогулка по второму отрезку заняла 70 минут, за это время мимо пронеслись семь поездов, из них три товарных. Средний временной интервал между составами составил 10 минут. На отрезке Рязань-1 – Дягилево три главных пути.
Таким образом, если учесть, что грузовые поезда жестко не привязаны к расписанию и их при желании можно подвинуть, можно сделать вывод, что окна для мобильного и юркого рельсобуса есть. И его курсирование раз в 10-15 минут не выглядит такой уж утопией.
В идеале, Рязань вообще надо избавлять от транзитного железнодорожного транспорта, а пути внутри города использовать исключительно для городской электрички, пригородных поездов и экспрессов Рязань – Москва. Но это требует обустройства на станции Дягилево полноценного пассажирского и грузового хаба, достройки южного ж/д-обхода Рязани (сейчас он построен до Михайловского шоссе, после чего «уходит» на Ряжск), а соответственно, колоссальных денежных вложений. Таких денег нам Дмитрий Анатольевич точно не выделит. Поэтому эти планы можно пока оставить в розовых мечтах.
Заключение
Мы не специалисты в области градостроительства, транспорта и железнодорожных перевозок. Поэтому этот текст можно легко разбомбить в мелочах и назвать дилетантским. Наверняка некоторые наши выводы по графику поездов, расположению станций или анализу пассажиропотока могут вызвать у специалистов усмешку. Мы, в общем-то, и не обидимся. И даже наоборот, выступим за то, чтобы проект разрабатывали именно специалисты в перечисленных сферах.
Однако главный вывод этого материала, по нашему мнению, неоспорим. Рязани нужен городской внеуличный рельсовый транспорт. И как можно скорее. Иначе город попросту парализует.
Маршрут Рязанской городской электрички в фотографиях смотрите по ссылке.
Александр Мойсеюк