Кинематографический мейнстрим в России — суров и беспощаден. Чуть ли не каждый уикенд в прокат выходят пошлые комедии с ворохом звезд шоу-бизнеса, ленты о суровых российских криминальных реалиях и легкомысленные ромкомы. Чтобы угодить массовому зрителю, все эти ленты щедро приправляют безвкусными, плоскими шутками, которые вызывают у любого думающего зрителя беспокойные мысли за будущее отечественного кино. В попытках разорвать этот порочный круг и порадовать зрителей чем-то новым Клим Поплавский снял черную комедию «Приличные люди» с абсурдным юмором, балаганом, трэшем и алкопанком.
Клим Поплавский, очевидно, вдохновленный сюжетными завихрениями в стиле Винса Гиллигана, рассказал историю из жизни скромного и бесхребетного учителя физики Миши, который, разумеется, вляпывается во всевозможные неприятности, эволюционирует и становится настоящим мужиком Михаилом. Чтобы параллель с культовым сериалом была совсем очевидной, режиссер добавил к названию фильма слоган «Во все тяжкие».
После просмотра в далеком 2008-м пилотной серии культового сериала, меня поразила мысль: «неужели все может быть еще хуже?». Винс Гиллиган всегда мастерски пользовался принципом: больше абсурда и апогея в сюжете и юморе. С тех пор этими приемами пользуются многие режиссеры, снимающие фильмы о гангстерах и маргиналах. За это мы так любим отвязные комедии Тодда Филлипса и каноничные хулиганские картины Гая Ричи.
В «Приличных людях» абсурда хватает с лихвой: сюжет динамично развивается от нелепых неудач до тотальных провалов. Робкий учитель физики (Евгений Сморигин) живет со своей инициативной женой Татьяной (Наталья Медведева) и сыном Никитой. Их рутинную, прозаичную жизнь прерывает приезд брата учителя, Игоря (Шнур) – сурового, прожженного зека с приличным тюремным стажем. По завещанию отца, он имеет право на половину жилплощади. Чтобы завоевать всю квартиру, персонаж Шнура устраивает в доме настоящий трэш с друзьями-маргиналами, водкой и девочками. В результате нелепых обстоятельств интеллигентные супруги случайно убивают сожителя и невольно примыкают к криминальному миру.
Как и подобает жанру черной комедии, в течение всего фильма горе-убийцы пытаются избавиться от тела и всячески измываются над трупом героя. Шнура закапывают, пытаются утопить, поджигают ладони, надевают на голову мешок, катают на тошнотворной карусели.
Конечно, снять «Впритык» или «Мальчишник в Вегасе» никому не удастся, так как у нас нет Брэдли Купера и Зака Галифианакиса. Но зато у нас есть Шнур, который может здорово исполнить роль трупа, а это уже неплохо.
Съемочная группа картины отметила, что Шнур в роли трупа смотрелся очень даже органично и, пожалуй, его роль — лучшая в фильме. Чего, кстати, нельзя сказать о Наталье Медведевой, мастере холерического, абсурдного юмора. В «Приличных людях» актриса играет робкую, слегка нервозную, но в целом адекватную женщину средних лет. Второстепенных персонажей, представителей криминального мира всех мастей, актеры играли самозабвенно и выразительно.
Что в «Приличных людях» действительно прекрасно, так это реплики, над которыми, кажется, трудилась целая команда филологов. Сценаристы продемонстрировали нам, как велик и могуч русский язык. Здесь и превосходные филологические шутки с использованием высокого слога от Игоря Хрипунова и выразительные блатные жаргонизмы в исполнении Шнура и Алексея Гришина. Диалоги героев можно смело разбирать на цитаты и удивлять друзей и знакомых своим диковинным слогом.
В целом «Приличные люди» – неплохая попытка угодить сегменту зрителей, которые трепетно относятся к качественному американскому черному юмору. Хотя для искушенных зрителей такая жанровая киноадаптация под русские реалии выглядит наивной. Вместо брутальных мексиканских наркоторговцев и гангстеров у нас Циклоп и Сиплый с синими куполами на спине. Вместо классного рок-н-рольного саундтрека, песни из репертуара российской эстрады 90-х. Однако режиссер решил сохранить привычную нам эстетику и поселил своих героев в модный таунхаус из красного кирпича, заставил их бродить по кукурузным полям, а случайных прохожих нарядил в костюмы американских шерифов.
Пусть произведение Поплавского только пародия на лучшие произведения комедии абсурда, но самобытности ей не занимать. Думаю, это верный вектор развития комедийного жанра российского мейнстрима. Конечно, снять «Впритык» или «Мальчишник в Вегасе» никому не удастся, так как у нас нет Брэдли Купера и Зака Галифианакиса. Но зато у нас есть Шнур, который может здорово исполнить роль трупа, а это уже неплохо.
Дала шанс российскому кинематографу Дарья Морозова