Знаменитый советский плакат гласил: «Молоко в рекламе не нуждается». Сейчас этот лозунг правильно продолжить словами: зато нуждается в транспортировке и переработке. Сегодня процесс приготовления молока в промышленных масштабах удивляет не только своей масштабностью, но и точностью. О том, что приходится пережить молоку, прежде чем попасть на прилавки магазинов, корреспонденту YA62.ru рассказали сотрудники рязанского молочного комбината «Амка».
Сырье для будущих молочных продуктов привозят с хозяйств Рязанской области в автомолцистернах. На предприятии есть приемный участок, где и происходит приемка, анализ качества и сортировка молока. Оборудование на каждом этапе переработки сырья — от приема до выхода товара в свет — современное, в большинстве своем автоматизированное и компьютеризированное.
— В силу автоматизации процесса приготовления продуктов, с одной стороны стало работать проще, — рассказывает Марина Игнаткина, начальник цеха производства продукции. — Но с другой — за компьютерами тоже нужен постоянный контроль и грамотное управление. Новые технологии и техническое перевооружение позволило нам выпускать стабильно качественную продукцию и расширить ее ассортимент.
Когда машина приезжает на приемный участок, ее осматривают. Автомолцистерна должна не только приходить в чистом состоянии, но и иметь соответствующие заглушки и пломбы, которые свидетельствуют о том, что машина от хозяйства до предприятия шла без потерь.
После того, как машина прошла осмотр, лаборатория делает необходимый анализ сырья. Молоко проверяется на жир, кислотность, плотность и другие физико-химические показатели, которые предъявляются требованиями ГОСТа. Кроме того, сырье привозится по товаро-транспортной накладной, в которой указываются вес и все показатели. Задача сотрудников предприятия на первом этапе — сопоставить заявленные данные с теми, что получились у них после анализа. Если все совпадает — молоко проходит на следующий этап.
На втором этапе сырье из машины перекачивается в специальные емкости для сортировки сырья. Всего таких емкостей четыре: три по 50 тонн и одна 30-тонная. Такая сортировка на начальном этапе необходима для того, чтобы разделить молоко по качественным и количественным показателям. К примеру, для производства кисломолочных продуктов сортировка молока идет по показателям белка. Где белок выше, то сырье направляется в емкость для кисломолочных продуктов.
Кроме того, «Амка» выпускает ультрапастеризованное молоко с длительным сроком хранения — до года. По словам технологов, рязанское предприятие — единственное в России, которое добилось таких результатов.
— За счет современного оборудования, автоматизации, использования сырья высшего сорта мы достигли годового срока хранения молока, — отмечает Марина Игнаткина. — Это значит, что с момента производства продукт в течение года может стоять на полке в супермаркете или у вас дома в холодильнике, и он не поменяет своих свойств при соблюдении правильных условий хранения.
Следующим этапом является переработка молока для дальнейшего производства. Происходит очистка от бактерий и механических примесей. Молоко пастеризуется в специальной установке, которая перерабатывает порядка 15 тонн сырья в час. Кроме того, на предприятии есть оборудование, которое нормализует наличие жиров в молоке для получения будущих продуктов.
Допустим, мы получаем молоко повышенной жирности, а на выходе нам нужен продукт с жирностью 3,2%. Мы просто вводим эти данные в компьютер и с помощью современных технологий доводим молоко до необходимого жирового баланса.
— Установка делает все сама, — замечает Марина Улькина, главный технолог «Амки».
Разные установки на предприятии отвечают за разные продукты, получаемые на выходе. Помимо простого молока с разным процентом жирности есть оборудование для производства кисломолочной продукции. В аппаратном цехе — кисломолочная установка, перерабатывающая 10 тонн молока в час, и двухтонная сливочная установка, на которой перерабатываются сливки для приготовления сметаны. Все эти процессы происходят не один за другим, а параллельно, что позволяет в день перерабатывать более 200 тонн молока зимой и до 400 тонн летом.
Благодаря тому, что технология приготовления всех продуктов полностью и автоматизирована, один человек может управлять целым производственным процессом на разных его стадиях.
На «Амке» выпускается более 50 наименований продукции, и для каждого продукта существует своя технология.
По словам сотрудником «Амки», покупателей фирма не обманывает, и если производит спрэд или сметанный продукт, то на упаковке пишется эта информация.
К слову сказать, мне всегда было интересно узнать, что же такое этот спрэд и чем отличается от обычного сливочного масла.
— В переводе с английского, спрэд — это то, что намазывается, — объяснила Марина Улькина. — Он приготовлен с добавлением растительных жиров и не является натуральным сливочным маслом.
После того, как продукт приготовлен, он упаковывается, маркируется и отправляется в холодильные камеры для доохлаждения. И только после этого погружается в машину и развозится по магазинам.
Больше фото ЗДЕСЬ
Рекламировала молоко Дарья Копосова