7 баллов
06 апреля 2020 12:35
21969

«Паниковать. Рыдать. Пить». Как малый бизнес Рязани встретил кризис самоизоляции

«Паниковать. Рыдать. Пить». Как малый бизнес Рязани встретил кризис самоизоляции

Прошла всего неделя всеобщей изоляции в Рязанской области, а предприниматели уже подсчитывают убытки. Как малый бизнес выживает в условиях коронавируса и чем обернется для владельцев своего дела месяц «тотальных каникул», узнавала журналист YA62.ru.


Кафе и рестораны

Одними из первых всю прелесть изоляции ощутили на себе владельцы кафе и ресторанов, которые не практикуют работу на доставку. И дело не только в отсутствии клиентов, приносящих прибыль, но и в огромных убытках из-за уже закупленных продуктов. В «кранах» портилось «крафтовое» пиво, а в холодильниках — еда. При этом предприниматели продолжают платить налоги, коммуналку и аренду, что вгоняет многих в крупные минуса. Выкручиваются из кризисной ситуации все по-разному.


Элеонора Никифорова, владелица бара Маяк:

— Мы были одними из первых, кто закрыл заведение и распустил часть персонала. Кто-то даже успел себе найти новую работу в доставке. Коллеги-рестораторы про нас говорили, что мы наводим панику и все распоряжения отменят. А через два дня выступил президент и объявил неделю карантина.

Перед самой изоляцией мы планировали переходить в режим винотеки. По задумке у нас должно было быть больше 100 вин в меню, около 30 разливали бы по бокалам, а самое главное — цена за бокал вина была бы от 75 рублей! Мы согласовали все условия работы с поставщиками вин и успели закупить более 70 позиций до объявления «выходных». Возникла затруднительная ситуация с выплатами зарплаты, мы понимали, что выручки в ближайшее время не будет. Поэтому решили реализовать часть запасов. Мы подготовили восемь винных сетов и два «невинных». Все было практически по себестоимости, с минимальной наценкой. Выложили сториз с ними и предложили гостям приобрести на время одной недели карантина. Спрос был огромный. Мы распродали практически все из тех сетов и планируем в эти выходные выложить еще три-пять новых предложений. Кроме того, мы опробовали формат онлайн-дегустации. 

Мы не стали переходить в режим доставки еды. Для обеспечения необходимого уровня защиты нужны вложения: специальные дезинфицирующие кофры, форма для персонала и многое другое. Мы знаем, что некоторые работают без них, но мы не готовы рисковать здоровьем своих гостей и своих сотрудников. Мы не работаем сейчас совсем.

При этом затраты остаются немаленькие: на коммуналку, сигнализацию и видеонаблюдение, оставшимся сотрудникам нужно платить зарплату, налоги в конце концов. Единственное, с арендодателем удалось договориться, он у нас прекрасный понимающий человек. Если налоги для пострадавших отраслей не отменят, то мы уже точно не откроемся. Поддержки государства на себе пока не ощутили. Слышали, что правительство предложило отложить оплату налогов, но что это даст? Мы так и не поняли.

Будущее нашего бизнеса во многом будет зависеть от того, насколько ситуация затянется и как будут обстоять дела с финансами у наших гостей к этому моменту. Все-таки для многих поход в бар или ресторан — не вещь первой необходимости, скорее роскошь.

Мы слышали разные прогнозы и пока не беремся давать оценки. Хотелось бы как можно скорее забыть о вирусе и продолжить радовать гостей атмосферными вечерами.

Фото 1 Бар Маяк.jpg


Сергей Снопов, владелец кофейни Брускетта: 

— Кофейню мы закрыли 28 марта. На режим доставки пока что не перешли, только планируем попробовать этот способ. Скорее всего, будем доставлять кофе и десерты нашим клиентам. Мы решили не сокращать персонал, у нас и так минимум сотрудников. Сейчас делаем все, чтобы постараться сохранить оклады нашему персоналу. Так как кофейня полностью закрыта, мы терпим 100-процентные убытки от оборота. При этом никаких мер поддержки от государства наш бизнес не получает. Так как мы арендуем помещение у частного лица, пока что оплату с нас не сняли. Но мы написали заявку на перенос арендной платы, так что ждем, что нам пойдут навстречу. 

Сейчас мы подсчитали, что за месяц простоя кофейня «угорит» в 300 тысяч рублей. Чтобы восстановиться экономически, понадобится от трех месяцев до года. И это при условии, что самоизоляция прекратится с наступлением мая.

Закрывать бизнес совсем пока не планируем. За пять лет предпринимательства я переживаю третий кризис. Мы привыкли к кризисам и стараемся с ними справляться.

 

Хендмейд и особые товары

Мелким предпринимателям, которые торгуют не едой и не бензином, тоже пришлось несладко. Магазины закрылись для посетителей в один момент, и владельцам торговых площадей пришлось полностью перейти на онлайн-продажи. Впрочем, помогло это не всем. Сейчас потенциальные клиенты не готовы тратить деньги на безделушки или вещи не первой необходимости. Люди не знают, что будет через месяц, а потому экономят.

Одни предприниматели уже готовы перевозить весь товар в гараж, чтобы не платить за аренду площадей. Других изоляция застала в день открытия и пока, кроме убытков, не принесла ничего.


Ксения Федотова, руководитель магазина подарков Твоя полка:

— Мы должны были открыться 28 марта, но накануне вышло обращение губернатора о нерабочей неделе и режиме самоизоляции. Было очень обидно, так как к открытию мы шли пять месяцев. Более того, у нас к этому моменту уже разместились практически все арендаторы площадей. Чтобы как-то поддержать их, мы решили отодвинуть срок аренды на время, пока магазин физически закрыт, — то есть арендаторы будут оплачивать свои полки только с момента отмены режима самоизоляции. Из-за этого решения мы, безусловно, терпим убытки. Но стараемся не унывать и вести активность в соцсетях, чтобы привлекать потенциальных клиентов. Регулярно выкладываем новые посты и видеозаписи, чтобы наши подписчики видели представленный ассортимент.

Магазин несет большие потери: аренду помещения, кредиты, налоги и долги никто не отменил. Но мы пытаемся договориться с хозяином площадей о снижении аренды на этот период. От правительства Рязанской области поддержку пока что получаем только на словах. Но надеемся, что механизм заработает со временем.

У нас были прекрасные прогнозы на первый месяц работы, был задействован огромный рекламный блок. Но прогнозы не оправдались. И мы очень рады, что в сложившейся ситуации нам удалось обойтись хотя бы без сокращения персонала.

С 1 апреля у нас заработала «Яндекс. Доставка», поэтому любой желающий может сделать заказ онлайн и получить его дистанционно. Сейчас мы бросили все силы на развитие именно этого направления. Постепенно заказов становится больше.

Фото 2 Магазин подарков Твоя полка.jpg

 

Ксения Маршова, директор интим-бутика Между нами:

— Все началось с того, что мой администратор перед самой изоляцией уехала домой, в Мордовию, и вернуться оттуда уже не смогла. Мне пришлось сократить эту единицу персонала, и я осталась, по сути, одна. А потом вышел указ о закрытии торговых площадей, и мы ему последовали. Но еще до начала строгих мер было пять дней абсолютно пустых — не только по продажам, но и вообще входящих в магазин людей не было. Вероятно, люди как раз в это время закупались продуктами первой необходимости и было, мягко говоря, не до нас.
Сейчас я ощущаю свой бизнес в полной заморозке. Продаж нет вообще, несмотря на то, что онлайн-заказы и доставка продолжают работать.

Мы пытаемся создавать активность в соцсетях, но она не работает. Просто потому, что люди сейчас финансово «прижались» и пытаются выжить. Все деньги уходят на еду. Если через месяц магазин откроется, то нам потребуется от двух месяцев до полугода, чтобы восстановить работу на прежнем уровне. Наш арендодатель — частное лицо, и нормы поддержки государства на нас не распространились. Если нам не снимут аренду, то магазин закроется совсем. Но я надеюсь на то, что нам пойдут навстречу.

 

Сфера услуг

Ноготочки, шугаринг, здоровое тело и новые фотографии в Instagram тоже вынуждены ждать до конца самоизоляции. Впрочем, некоторым недобросовестным сотрудникам сферы услуг настоятельный запрет не мешает принимать клиентов на дому. Те же, кто живет по закону, стараются найти возможность если уж не заработать, то хотя бы не потерять клиентов.


Мария Аканина, владелица фитнес-студии Next Level:

— Свою студию я открыла всего месяц назад, и не думала, что спустя столь непродолжительное время мы сядем на карантине по домам. Безусловно, все малые предприниматели страдают, но свою ситуацию не считаю плачевной. Арендодатель принял решение освободить меня на время карантина от арендной платы. Занятия я продолжаю проводить, но дистанционно: благодаря интернету и онлайн-конференциям мои клиенты могут тренироваться, не выходя из дома, при этом я слежу за правильностью выполнения упражнений. Тем, кто не может выходить на видеосвязь, я рассылаю программы тренировок в текстовом формате.

Чтобы удержать клиентов, я приняла решение добавлять бонусные тренировки по растяжке бесплатно. Они плюсуются к общему функциональному фитнесу. На данный момент убытки составят более 70%, так как не все имеют возможность заниматься дистанционно. Но, несмотря на все убытки, студию я не закрою. Это мое любимое дело, и вариантов для развития множество, даже в период карантина.

 

Мирта Май, фотограф, владелица фотостудии Rooms:

— Уже в начале марта фотостудия функционировала плохо. На волне информации о коронавирусе, еще когда не было режима изоляции, многие наши клиенты решили, что безопаснее будет отказаться от съемок и посидеть дома. А учитывая, что среди наших клиентов есть беременные женщины, семьи с детьми, считаю, что они поступили правильно. Но из-за того, что спад пошел большой, прибыль оказалась очень маленькой. И когда объявили неделю изоляции, все клиенты просто отменили уже оплаченную бронь на апрель. Деньги пришлось возвращать, можно сказать, из своего кармана, потому что мы молодой бизнес и у нас пока нет классной финансовой подушки безопасности. Но нам очень повезло с арендодателем, который не бросил нас разбираться с трудностями самостоятельно и всячески идет навстречу в сложившейся ситуации.

В данный момент мой бизнес несет 100-процентные убытки. Закрывать студию я не собираюсь, потому что у меня есть определенные финансовые обязательства. Но я бы с удовольствием ее продала. Готова хоть сейчас договориться о цене. Да только вряд ли кто-то купит в условиях кризиса.

Сейчас нам ничего не остается, как продвигать фотостудию в соцсетях и постоянно мелькать контентом, чтобы наше имя звучало из каждого утюга. Это нужно для того, чтобы, когда кризис пройдет и люди снова захотят фотографироваться, они шли к нам, ибо мы у них на слуху.
Если изоляция продлится месяц и не будет ее продления или второй волны, то мы восстановим бизнес к осени. При этом здорово просядем в минус где-то в июле, когда нам аукнется отсутствие съемок сейчас.

Что касается поддержки государства, то лично я вижу это как полное уничтожение малого бизнеса. До нас никому нет дела, и нас поддержка не коснется.

Фото 3 Фотостудия Rooms.JPG


Внутренний туризм

Из-за пандемии страдают не только крупные туристические конторы, предлагающие клиентам отдых за границей по системе all inclusive. Сейчас точно так же без работы сидят и те, кто всеми силами на протяжении нескольких лет развивает туризм в Рязанской области. Из-за запрета собираться группами даже на открытом воздухе стало невозможно проводить экскурсии и по городу.


Ксения Паначева, автор исторического салона «Аромат времени» ( Музей Макса Фактора):

— Я в нулях. Работа остановилась полностью, так как прекратилось посещение Рязани туристами. Опять же, запрещено собираться группами на улице, и я не могу проводить экскурсии даже для местных. Да и время, прямо скажем, неподходящее. Убытков у меня крупных нет, но нет и прибыли. То есть я плачу налоги, кредиты, которые никто не отменял, мои партнеры разбираются сейчас с арендной платой, — но это все на совести арендодателя. Никакой помощи от местного правительства я на себе не почувствовала. Думаю, как и многие предприниматели. Наверное, пока президент не подпишет соответствующие документы, в регионах никто не будет шевелиться. Остается только надеяться, что изоляция закончится как можно скорее.

Полагаю, что многие представители мелкого бизнеса уйдут с рынка. Те предприниматели, которые останутся, будут работать больше и за меньшие деньги, потому что покупательная способность у людей снизится и придется бороться за клиентов.

Я не собираюсь проводить онлайн-экскурсии для заработка, потому что не считаю это правильным вложением сил. Сейчас я привлекаю свою аудиторию, загадывая загадки в своих соцсетях и рассказывая историю экспонатов музея.

Сейчас я как предприниматель нахожусь в стадии принятия ситуации. Потому что никак не могу повлиять на происходящее. А что я могу сделать? Паниковать, рыдать, пить? Я переживаю за своих друзей-предпринимателей сильнее, чем за себя. Потому что у меня просто нет дохода, а у многих еще и колоссальные расходы на аренду и кредиты.

Могу сказать одно: закрывать музей и свои проекты я не собираюсь.

Фото 4 Музей Аромат времени.JPG

 

Слово губернатора

Пока редакция YA62.ru готовила этот материал, губернатор Рязанской области Николай Любимов поручил членам областного правительства в кратчайшие сроки подготовить законопроект о региональных мерах поддержки для наиболее пострадавших организаций малого и среднего бизнеса. По словам Любимова, прорабатываются следующие предложения: снижение транспортного налога на 50%, уменьшение в два раза налога на имущество организаций, снижение ставок для организаций, применяющих общую систему налогообложения, предоставление льгот по налогу на имущество предпринимателям, которые снизили арендную плату для своих арендаторов.

Мы надеемся, что помощь дойдет до каждого представителя малого бизнеса Рязани, который в этом нуждается.

С предпринимателями общалась Дарья Копосова

В тексте использованы фотографии из соцсетей бара «Маяк» и магазина «Твоя полка»



Этот материал не является коммерческим. В условиях экономического кризиса редакция YA62.ru считает правильным поддержать представителей малого бизнеса Рязани.


Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт