13 июля 2015, 10:00 2829

Наши в Силиконовой долине. Как рязанец Америку покорял

Наши в Силиконовой долине. Как рязанец Америку покорял Досье
Виталий Мышляев Родился в республике Чехословакия в 1985 году. Окончил факультет автоматики и информационных технологий в управлении РГРТУ. Со студенческих лет занимается интернет-маркетингом. Один из основателей маркетингового агентства «ЛидМашина». Основатель международного концертного проекта «ConcertWith.Me».

– До открытия проекта «ConcertWith.Me» вы проделали долгий путь – от рядового маркетолога до автора книг по маркетингу и ведущего специалиста в области продвижения товаров и услуг. Расскажите о ключевых моментах вашей профессиональной биографии. В каких компаниях вы работали, в каких проектах участвовали?

– В типографии, в книжном издательстве, в интернет-магазине, в консалтинге… Из поворотных моментов в карьере, могу выделить знакомство с Игорем Манном – первым в России автором книги по маркетингу «Маркетинг на 100%». Эта книга воспитала несколько поколений маркетологов в «доинтернетную» эпоху, в том числе и меня. В то время я работал в компании, которая продавала мобильные телефоны – рисовал для них ценники. В какой-то момент я подумал, что маркетингом здесь и не пахнет, купил книжку Игоря Манна, прочитал ее и решил с ним встретиться. Потом я узнал, что он читает лекции в Москве. Тогда посещение семинара стоило баснословную по моим меркам сумму денег – около 20 000 рублей. И я пригласил его провести семинар в Рязани. В следующий раз мы встретились на мероприятии в Москве – это была эпичная конференция с участием Игоря Манна и Артемия Лебедева. В то время я работал в типографии «Политех» и подумывал сменить работу. У нас с Игорем завязался разговор, я попросил его написать для меня рекомендацию, и буквально через пару дней мне на почту пришло предложение об удаленном сотрудничестве с издательством «Манн, Иванов и Фербер». Тогда позиция интернет-маркетолога была новой, я толком не знал, что делать, но решил рискнуть. Я перебрался в Москву, где пробовал себя в различных направлениях и компаниях: в издательстве Манна, в интернет-магазине деловой литературы, в консалтинговой компании. В какой-то момент я понял, что хочу открыть свою компанию. В 2010 году вместе с моим другом Сашей Вьюшковым мы открыли «ЛидМашину». Через пару лет я понял, что нужно двигаться дальше – пора выходить на международный уровень. Так, около трех лет назад я продал квартиру, машину, свою долю в предыдущей компании и занялся проектом «ConcertWith.Me».

– Поскольку проект является международным, большую часть времени вы проводите за границей. Что подтолкнуло вас на такой смелый шаг?

– Чтобы понимать всю специфику работы за рубежом, нужно находиться там, где твои клиенты и партнеры – в моем случае это Америка и Европа. Абстрактных знаний для этого недостаточно. По этой причине я провожу заграницей много времени, но при этом у меня нет постоянного места проживания. За последние два года я много где побывал: жил в Париже, в Сан-Франциско, в Лимассоле и Амстердаме. В Париже были переговоры с компанией, которая хотела нас купить, но в итоге все сорвалось. В Сан-Франциско я много времени провел в Силиконовой долине. Силиконовая долина – эпицентр всех технологий мира, всех стартапов, передовых научных открытий. Там я научился множеству вещей: как строить бизнес в Америке, как правильно сделать клиентский сервис, как построить партнерство. В России концертно-билетный рынок неприлично мал, люди совершенно не настроены на партнерство. К примеру, мы встречались с одной крупной компанией по продаже билетов, говорили: «дайте данные по вашим билетам, мы будем направлять пользователей к вам. Фактически, мы отправляем вам трафик на сайт, вы его продаете, мы получаем комиссию». На что мы получили ответ, который объяснил нам, что работать только на российском рынке бессмысленно: «у нас есть эксклюзив с Одним-Очень-Популярным-Артистом в Москве на его концерты, с него мы зарабатываем 90% наших денег. На все остальное нам плевать». Нам не удалось найти достаточное количество партнеров в России, но они есть. Мы работаем с «Пономиналу», «Концерт.ру», «Радарио». Также, у нас есть партнерство со всеми основными американскими и европейскими продавцами билетов – Live Nation, Ticket Master, Ticket Fly, Eventim, Viagogo, StabHub.

«Потребитель в Европе и США и потребитель в России – это две совершенно разные истории».

– Чем, по вашему мнению, отличается западный потребитель от отечественного?

– Потребитель в Европе и США и потребитель в России – это две совершенно разные истории. В Америке, например, все очень четко и конкретно. У американцев развито чувство времени, чувство уважения к чужому времени. Ситуация, в которой в пятницу вечером кому-то в голову приходит гениальная идея и весь коллектив переворачивает работу с ног на голову, работает без сна и отдыха все выходные, а в итоге на выхлопе выходит что-то не то, в Америке просто невозможна. Все это отражается на качестве товаров и услуг. К примеру, в Сан-Франциско коллеги попросили меня купить масло. Я пошел в магазин и увидел масло треугольной, квадратной, прямоугольной, круглой формы, масло, нарезанное на порции, масло для намазывания на хлеб, масло для жарки яичницы с беконом под три яйца и под четыре яйца. Все это сегментировано, упаковано, разложено в лучшем виде. Ты не можешь просто взять и выпустить что-то на американский рынок, потому что потребитель очень требовательный. И не в том плане, что тебя закидают судебными исками, а в том плане, что конкуренция находится на таком уровне, что ты не можешь выпускать товар низкого качества. Мы, например, столкнулись с тем, что на одном из каналов продвижения проекта, Твиттере, пользователь оставил твит, что мы поместили не ту картинку. После этого последовала сотня других твитов и репостов на тему того, какую фигню мы сделали. Принципиальная разница в том, что, во-первых, на Западе пользователь очень требовательный, во-вторых, он привык к тому, что его голос имеет вес. В России дела обстоят по-другому, в первую очередь, потому, что конкуренция находится на недостаточно высоком уровне. У бизнесменов нет стимула выпускать только качественную продукцию.

– Где более рентабельно заниматься интернет-бизнесом – в России или за границей? Возможно ли вести бизнес, ориентированный на весь мир, из Рязани?

– Более рентабельно жить в очень дешевой стране, например, в Таиланде, и делать бизнес в стране с очень высоким доходом, например в Америке. В том числе это можно делать из Рязани: достаточно изучить английский язык и понять специфику рынка. По меркам американцев здешние зарплаты практически нулевые, особенно с упавшим по отношению к доллару рублем. Это довольно сложно организовать юридически, но опять-таки смотря для кого. Если компания устроена так, что есть руководитель разработки, который связан с менеджером продукта, который находится в Америке, а часть людей пишет коды из России, то такая ситуация нормальна для разработчика. Он просто минимизирует издержки. Если ты хочешь работать удаленно, то все зависит от типа компании, продукта, клиента, твоего личного багажа знаний. У меня лично работать удаленно не получилось. Казалось бы, современные средства коммуникации упрощают многие задачи. Но встречи в живую все равно остаются очень важны. По этой причине я, например, и ездил в Силиконовую долину. Все инвесторы и разработчики находятся там.

– Расскажите о вашем приложении «ConcertWith.Me». Насколько оно популярно в России и за рубежом?

– Поскольку наш проект находится в стадии раскрутки, делать какие-то выводы касательно его популярности пока неуместно. Сейчас нас посещает около 110 тысяч человек в месяц. Сама по себе идея очень простая: есть миллион концертных сайтов, которые вывешивают расписание. Главная причина, по которой люди не ходят на концерты – это то, что они о них не знают. Мы пытаемся решить эту проблему. Мы узнаем о музыкальных интересах пользователя, персонализируем его вкусы, и на основе этого делаем рассылки с анонсами. Теоретически, мы стремимся к тому, чтобы человек получал информацию, релевантную его интересам. Есть три плоскости, в которых мы работаем – интересы пользователя, его местонахождение и его друзья. Сейчас мы добавили медийную составляющую. Например, заходя на сайт, пользователь может ознакомиться с творчеством группы – послушать песни, посмотреть клипы, живые выступления и плей-лист грядущего концерта. Все, что касается рецензий и отзывов, то этим занимаются сами пользователи. Всю информацию мы собираем автоматически, такой объем работы, как написание рецензий на все выступления, выполнить вручную просто невозможно.

«Критерий успеха – это когда ты доволен тем, что делаешь, и это приносит пользу большому количеству людей».

– Вы являетесь соавтором книги «iМаркетинг», в которой рассказываете, как успешно продвинуть бизнес в интернете. Можете назвать ключевые моменты, необходимые для грамотного продвижения товара/услуги в сети?

– Все началось с предложения Игоря Манна о проведении совместного семинара «iМаркетинг», обучающего азам интернет-продвижения. В итоге в течение трех лет мы читали этот семинар, проехали всю Россию вдоль и поперек: Владивосток, Краснодар, Красноярск, Питер, страны ближнего зарубежья. Потом Игорь предложил оформить это в книгу. Интернет-продвижение развивается довольно динамично. То, что ты делал в прошлом, спустя год кажется весьма примитивным. Это происходит и по сей день, поэтому книжка про интернет-рекламу мне кажется бессмысленной. Все, что в ней написано, быстро устаревает. В Фейсбуке сделали новую штуку, Google ввел новый алгоритм работы, email-рассылки изменились… Все, что касается ключевых моментов, необходимых для продвижения товара, то здесь я не могу выделить что-то конкретное. Интернет переполнен всякими статьями типа «десять обязательных вещей для продвижения» или «узнай интернет-продвижение за один день». Это все ложные обещания волшебных таблеток. Да, это обожают читать, такие статьи популярны. Но только потому, что массовый читатель не хочет ничего делать и думать. И постоянно ищет какие-то «пять секретов». Я считаю, что такие статьи несут только вред.

– Что для вас является критериями успеха? Что бы вы пожелали рязанским бизнесменам?

– Критерий успеха – это когда ты доволен тем, что делаешь, и это приносит пользу большому количеству людей. Когда я занялся проектом «ConcertWith.Me» мной двигала не только любовь к музыке, но и желание принести пользу. Касательно денег, эту сторону вопроса нельзя игнорировать. Но неправильно делать деньги первопричиной своей работы. У меня, например, нет квартиры, машины, постоянного места проживания. Мир такой огромный и интересный, что я просто не могу сидеть на одном месте. Рязанским бизнесменам я советую обязательно выучить английский язык. Так получилось, что передовые знания мира написаны на английском, и чтобы получить к ним доступ, следует знать язык. Еще одним немаловажным фактором является умение находить информацию, правильно пользоваться поисковиками. Меня часто спрашивают, какую книгу следует прочесть, чтобы научиться интернет-маркетингу. Я, как правило, рассказываю, что нужно уметь задавать правильный и конкретный вопрос. А книги «как научиться интернет-маркетингу» не существует. Что нужно в интернете искать решение проблемы, которая сейчас волнует. Мы вышли из той эпохи, когда получать знания можно было только из книг.

Взяла интервью и протестировала сервис Мария Забурдаева

Возврат к списку

Архив новостей