5 баллов
31 марта 2017 18:22
2637

История крейсера «Корморан II», или Как 100 лет назад «Рязань» затонула

История крейсера «Корморан II», или Как 100 лет назад «Рязань» затонула

В пятницу 7 апреля, 2017 года, туристическое бюро Гуама отметит 100-летнюю годовщину затопления крейсера «Корморан II». 14 декабря 1914 года судно вошло в гавань Апра острова Гуам. Его преследовали японские военные корабли в Тихом океане, и в бункерах почти не осталось угля. Несмотря на то, что США на тот момент не участвовали во Второй мировой войне (на самом деле, Первой мировой войне – прим. ред.), губернатор Гуама отказался выделить уголь для судна. Так, «Корморан» вместе со своей командой остались на Гуаме на два с половиной года – до того дня, когда США официально вступили в Первую мировую войну, 6 апреля 1917 года. 

Корабль Корморан занимает особое место в истории Гуама и США, что кажется весьма необычным для немецкого корабля. Корморан был построен в Эльбинге (Германия) в 1909 году для российского торгового флота и получил название «Рязань». Корабль использовался как пассажирское, грузовое и почтовое судно.

К началу Первой мировой войны Россия и Германия стали врагами. 4 августа 1914 года «Рязань» была захвачена немецким легким крейсером «Эмден». Корабль был отведен к Циндао в немецкую колонию в бухте Цзяочжоу (Китай). Там он был перестроен в вооруженный рейдер-торговец путем перестановки вооружения со старого корабля, который ввиду серьёзных повреждений не мог выйти в море. Переоборудованная «Рязань» была переименована. Ей дали имя того корабля, из чьих частей она теперь состояла. Теперь она называлась «Корморан II».

SMS_Cormoran.jpg

10 августа 1914 года «Корморан II» вышел из залива Циндао и отправился в путешествие по южной части Тихого океана. Корабль тут же подвергся нападению японских военных кораблей, которые упорно преследовали его в Тихом океане до тех пор, пока «Корморан» в конце концов не вошел в гавань Апра 14 декабря без запасов угля и возможности куда-либо добраться.

Хотя на тот момент США не являлись участниками Первой мировой войны, отношения с Германией были напряженными. Кроме того, запасы угля на Гуаме были ограничены. В результате губернатор Уильям Джон Максвелл смог выделить Корморану лишь очень малое количество угля, недостаточное для достижения безопасного места. Более того, отказав в достаточном количестве угля, Максвелл приказал команде покинуть остров или интернироваться.

Не имея возможности покинуть остров, «Корморан» остался в гавани Апра с экипажем, вынужденным оставаться на борту. Противостояние между губернатором Максвеллом и капитаном Корморана К. Адальбертом Цукешвердтом продолжалось в течение двух лет, пока Максвелл не заболел и не был заменен. Новый временный губернатор Уильям П. Кронан решил, что к экипажу Корморана следует относиться более дружелюбно, и разрешил им покинуть корабль, хотя отказался заправить судно.

Новые дружеские отношения продолжались в течение шести месяцев, экипаж «Корморана» свободно покидал корабль и возвращался. Они даже стали знаменитостями среди местных жителей чаморро. Узы дружбы оставались крепкими вплоть до 6 апреля 1917 года, когда Соединенные Штаты официально вступили в Первую мировую войну.

Воюя с Германией, губернатор ВМФ Гуама Рой Смит приказал капитану «Корморана» сдать свой корабль. Чтобы избежать сдачи судна, Цукешвердт решил затопить «Корморан» и отправить ее на дно гавани. Он поручил экипажу высадиться, но, к сожалению, семь моряков все еще были на борту, когда он начал тонуть. Все семь погибли, хотя было обнаружено лишь шесть тел. Несмотря на военное положение, члены экипажа были похоронены со всеми военными почестями на военно-морском кладбище Аганьи. Их могилы по-прежнему хорошо заметны и окружают памятник «Корморану». Экипаж был отправлен в Соединенные Штаты в качестве военнопленных, правда, в конце войны вернулся в родную Германию.

1.jpg

Корпус «Корморана» лежит на глубине 110 футов (34 метра — прим. ред. ). В конце Первой мировой войны ВМС США провели поисковую операцию на судне, в ходе которой был поднят судовой колокол. Колокол «Корморана» был выставлен в Музее военно-морской академии США в Аннаполисе, штат Мэриленд, но, к сожалению, был похищен. На протяжении многих лет ныряльщики поднимали еще много артефактов из «Корморана». Многие были пожертвованы Службе национальных парков.

Материал сайта eTurboNews

Перевод YA62.ru

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт