06 января 2016, 13:15 2144

Как это сделано: по ту сторону кинопроектора

Как это сделано: по ту сторону кинопроектора

Праздники, выходные, каникулы, свободные вечера и прогулянные пары — каждый из нас выбирает свое время, чтобы сходить в кино. И каждый раз нам доводится проходить один и тот же маршрут: кассы, раздевалка, зрительный зал. А порой так хочется хоть одним глазочком заглянуть в ту тайную комнату, где и происходит волшебное превращение кодовой строки в яркую картинку. Корреспонденту Делового портала YA62.ru удалось узреть чудеса работы киноинженера «Киномакс» Виктора Кирина, чем он и спешит поделиться со своими читателями.

Наверное, все хоть как-то да представляют себе работу киномеханика. Маленькая темная комната, бобины с пленкой, кропотливая работа над склейкой кадров и запуск киноленты через проектор, и, самое главное — неусыпное слежение за тем, чтобы пленка не запуталась и не порвалась прямо во время сеанса. Так вот, смею разочаровать, ничего этого уже нет. С приходом цифровых технологий все стало гораздо проще, но никак не скучнее.

А комната киноинженера находится высоко-высоко. Вооон там.

Будка механика, вид из зала.JPG

Именно за этим стеклом происходит чудесное перевоплощение цифры в картинку.

— Фильмы приходят в кинотеатр двумя путями, — рассказывает Виктор Кирин. — Либо на хард-дисках, либо по каналу спутниковой связи. Контент записан в стандартном мировом DCP-формате. Одна такая копия весит от 100 до 250 ГБ, а для IMAX до 300 ГБ.

Хард-диск вскрывается и вставляется в сервер кинотеатра для закачки данных. Фильм активируется специальным ключом, который дешифрует информацию в удобную для восприятия глазом.

2 Сервер.JPG

Помимо хард-дисков, прокатчики используют для обмена с кинотеатрами специальные спутниковые каналы. По сути, происходит то, что мы часто делаем в домашних условиях — фильм качается на сервер через интернет. Хитрость состоит лишь в том, что чтобы запустить его на экране кинотеатра, необходим ключ активации, поскольку контент находится в зашифрованном состоянии. Чтобы получить отмычку, кинотеатры заранее отправляют заявку разработчикам.

— Сейчас весь процесс в киноиндустрии движется в сторону оптимизации времени и финансов относительно доставки фильмов, — отмечает киноинженер. — Дисков присылается все меньше, и все чаще кинотеатры прибегают к помощи спутниковых каналов.

У ключа срок действия ограничен. Разработчики сами ставят условия, как долго фильм должен оставаться в прокате. После истечения этого времени киноинженер уже не сможет открыть зашифрованный фильм. Хотя нередки и такие случаи, когда кино становится настолько популярным, что приходится продлевать его прокат. Тогда в кинотеатры высылаются новые ключи.

3 Запуск фильма со спутникового канала.JPG

На сервере собирается проект фильма и выставляются метки. После чего он подается на специальное оборудование, с которого происходит запуск. С помощью меток определяется формат фильма — 2D или 3D, а также его звуковой формат и ширина экрана. Разжигаются лампа и заслонка, идет звук и подается свет в зал. Когда реклама на экране проходит, очередная метка гасит свет и начинается сеанс. Все это раньше делалось вручную. Сегодня техника берет на себя сложную некогда механическую работу.

4 Расставляем метки.JPG

Виктор Кирин — киноинженер двух поколений. Он служит в этой сфере с 2010 года и успел застать лихие пленочные времена.

— Фильм состоял в среднем из шести бобин, — вспоминает инженер времена не так давно минувшие. — Мы их склеивали, вклеивали в них необходимую рекламу и уже в таком виде показывали. Одна копия стоила очень дорого, порядка 60-70 тысяч рублей, а потому картины для узкого круга зрителей практически не тиражировались, так как были не выгодны кинотеатру. Изначально качество фильма на пленке не уступало нынешнему цифровому, однако с каждым просмотром материал затирался и на экране появлялись полосы.

Когда «Киномакс» только открывался, в нем было четыре пленочных зала, три цифровых, а также один IMAX-зал. Теперь благодаря переходу на цифру репертуар кинотеатров увеличился, чему радуются не только их владельцы, но и, в первую очередь, зрители.

5 Кинопроектор.JPG

— Есть ностальгия по пленочному времени, была в этом своя романтика, — признается Виктор. — Нас и работало с пленкой больше, и, получается, что сами принимали участие в процессе запуска фильма, прикасались к прекрасному, запускали проектор. Но время идет и мы понимаем, что переход на цифру был неизбежен. Хотя, для многих киномехаников это стало ударом, и люди ушли из кинотеатров вместе с пленочными проекторами.

6 Настоящая пленка.JPG

Сегодня в кинотеатрах все происходит отлажено и четко, сбоев, как правило, не бывает. Цифровой показ не только улучшил качество картинки для зрителя, но и облегчил жизнь киномеханика. Теперь не нужно постоянно следить за тем, чтобы пленка не порвалась, не нужно склеивать между собой ленту на бобинах, не нужно разматывать ее вручную, когда она при разрыве намоталась на кинопроектор. Для того, чтобы следить за работой всех кинозалов кинотеатра вполне достаточно одного человека в смену.

Будка механика, вид изнутри.JPG

Однако прогресс не стоит на месте и продолжает совершенствовать сферу киноиндустрии. Хард-диски — это временное явление, уверен киноинженер Виктор, просто еще не все прокатчики перешли на спутниковые каналы.

— Будущее все же за цифровой передачей информации, — объясняет Кирин. — Это и дешевле, и быстрее, и даже экологичнее, так как рано или поздно жесткие диски все же подвергаются утилизации. Самое главное, чтобы в спутниковой доставке не было сбоев.

киномакс

Дарья <Смотрела кино с другой стороны> Копосова

Возврат к списку

Архив новостей