Город Легенда №17. Последний рейс рязанского «Икаруса»

Легенда №17. Последний рейс рязанского «Икаруса»

Он родился в Венгрии, в 1989 году. И долгое время жил в Восточной Германии. Колесил по ровным европейским дорогам города Гера, что на реке Вайсе-Эльстер. Его ближайшие родственники в ту пору были раскиданы по всем странам социалистического блока. В том числе Чехословакии, Польше и СССР. В Рязань он приехал спустя 10 лет после развала Советского Союза, а новая Россия продолжала пользоваться старыми автобусами, пригнанными из дружественных стран. Журналисты YA62.ru выехали в последний рейс последнего рязанского «Икаруса» и готовы рассказать историю этого автобуса — от начала до конца.

Рязанский «Икарус» маршрута №17 – поистине легендарный автобус. На протяжении долгих лет он не только соединял Дашки с Канищевом, но и перевозил довольно ценный интеллектуальный груз – студентов-филологов РГУ. Каждый раз с приходом нового учебного года по утрам толпы первокурсников наполняли его салон так плотно, что можно было не держаться за поручни. В какие-то моменты казалось, что «Икарус» стал резиновым и вот-вот лопнет от перенасыщения пассажирами.

– Никогда никого дверьми не прижимал, – рассказывает водитель «Икаруса» Владимир Кадушкин. – Даже несмотря на то, что он такой длинный, с «гармошкой», в нем отлично отлажены зеркала и потому у водителя хороший просмотр всего салона. А пассажиры разные бывают. Старики сами по себе медленно по ступенькам поднимаются, а молодежь часто зевает в дверях. Всех жду.

Пассажир в дверяхПассажир в дверях
Пассажир в дверях

Прежде чем приехать в Россию, этот «Икарус» прожил в ГДР 12 лет и накатал на дорогах города Гера полмиллиона километров. Рязанские специалисты Автоколонны-1310 говорят, что в наш город автобус пришел совсем не таким, каким уехал из Европы.

– Дело в том, что там этот «Икарус» использовался в пригородных перевозках, – отмечает водитель автобуса. – В нем было 46 сидячих мест и всего две двери. Салон был мягкий. В Германии вообще не принято ездить в транспорте стоя, поэтому салон всегда был пустой, и дополнительные двери не требовались. Но такие стандарты явно не для нас.

Если бы немцы только знали, сколько людей может поместиться в «Икарусе»! Водители и кондукторы автобуса помнят времена, когда одновременно в салон набивалось по 200 человек. Да, это был популярный маршрут. Зная заранее, что предстоит автобусу в будущем на российских дорогах, «Икарусу» врезали еще две дополнительные двери: в середине салона и в хвостовой части. До сих пор можно заметить, что раздвижные створки, мягко говоря, автобусу не родные.

Разные двериРазные двери
Разные двери

Первый свой рейс по Рязани этот «Икарус» совершил не так давно – в 2002 году. Конечно, тогда по улицам города ходили и более возрастные его товарищи. Но на сегодняшний день они давно списаны из автоколонны.

– Какой автобус! Теплый, светлый, просторный, – рассказывает кондуктор Наталья Соловьева. – Всегда в нем чисто, а зимой тепло. И ни разу нас не подводил. Это потому, что водитель за ним очень ухаживает. Сам своими руками по винтику его перебирает. Знает все недостатки и следит за исправностью. А когда этот «Икарус» едет по дороге – то летит как ласточка. Да вы сейчас и сами все поймете.

Этот «Икарус» – первый, а потому любимый автобус Натальи Соловьевой. Когда она вышла на пенсию и устроилась кондуктором, ее сразу поставили на него. Так и познакомились, и со временем подружились. Женщина говорит, что это только на первый взгляд кажется, что автобус – просто железяка с мотором. На самом деле «Икарус» – живой, потому что в него силы человеческие и душа вложены.

КондукторКондуктор
Кондуктор

По ухабистым дорогам Рязани «Икарус» пробежал больше миллиона километров. За долгие годы службы он ездил не только под номером 17. Этот автобус прекрасно знают пассажиры других маршрутов: №№5, 6, 7. А их, в свою очередь, в лицо знает кондуктор. По словам представителей экипажа «Икаруса», за все время работы на этой машине они не получили от пассажиров ни одного замечания. Как, впрочем, и сам автобус.

– Я 11 лет езжу на «Икарусах», и за все время меня лишь один раз затаскивали в гараж за техпомощью, – отмечает водитель Владимир Кадушкин. – Это говорит только о том, что автобусы очень качественные и крепкие, несмотря на свой возраст.

В 2015 году наш герой попал в бокс на капитальный ремонт, который длился пять месяцев. По словам и. о. директора Автоколонны-1310 Дмитрия Шувалова, починить такую машину не так-то просто. В советское время «Икарусы» отправляли на ремонт в специальные автобусные предприятия. Сегодня же приходится решать проблемы своими силами, в гараже автоколонны.

– Проводили ему капитальный ремонт кузова, так как был сильный износ и пошла уже коррозия, – рассказывает Дмитрий Шувалов. – Процесс этот сложный, потому что у автобусов, как и троллейбусов, нет рамы. Каркас «Икаруса» состоит из несущего основания и отдельных деталей, закрепленных между собой под определенным углом.

Рязанские механики освоили работу с заграничными автобусами по чертежам. И стоит отдать должное советскому автопрому: вместе с «Икарусами» в Россию поставлялось венгерское оборудование, специально созданное для ремонта и диагностики этих автобусов.

Салон ИкарусаСалон Икаруса
Салон Икаруса

– «Икарус» – это больше, чем просто транспорт, это моя душа, – делится эмоциями водитель Владимир. – Я сюда работать пришел только потому, что мечтал водить «Икарусы». По ощущениям, как говорят у нас на предприятии, управлять такой машиной, все равно, что управлять миром. Большой автобус, большие возможности. И непередаваемые ощущения.

При этом, отмечает водитель с 11-летним стажем, в управлении «Икарус» довольно прост и практичен. В нем нет ничего лишнего. И даже его длина и дополнительная «гармошка» совершенно не добавляют хлопот. Владимир уверен, с такой умной техникой справилась бы даже девчонка.

Водитель ИкарусаВодитель Икаруса
Водитель Икаруса

С приходом автобусов из Москвы рязанские власти пообещали, что больше на улицах города «Икарусов» не будет. Они хоть еще и крепкие, но уже давно устарели по экологическим нормам и техническому состоянию. Судьба у списанных «Икарусов» будет разная: одни пойдут в металлолом, другие – в музей России. Все, кроме нашего героя.

– Я думаю, и мы, и вы его еще увидите на улицах города, с пассажирами внутри, — отмечает Дмитрий Шувалов. – Я пока не буду загадывать точно, но в планах есть задумка сохранить этот «Икарус» как веху в рязанской истории.

Икарус изнутриИкарус изнутри
Икарус изнутри

28 февраля 2018 года «легенда №17» – «Икарус», который прослужил в Рязани 16 лет, совершил свой последний рейс по городу. В обед сменился его экипаж, но кондуктор и водитель до последнего не хотели расставаться со своей машиной.

– Не могу, прямо сердце замирает, – призналась Наталья Соловьева. – Очень жалко прощаться с автобусом. Даже не знаю, смогу ли так же привязаться к следующему своему рабочему месту.

Сентиментальность женщины вполне понятна. Но и водитель Владимир Кадушкин со своей коллегой солидарен:

– Расставаться тяжело. Те пассажиры, которые ездили с нами долгие годы, с уважением относятся к этой технике. Я, конечно, попробую привыкнуть к новому автобусу, но это все равно будет уже не то.

ЛегендаЛегенда
Легенда

Так они и едут пассажирами, водитель и кондуктор «Икаруса», до своих остановок. А когда выходят, долго стоят и провожают автобус глазами. И мало кто может догадаться, что в эти секунды они прощаются с целой эпохой. Прощаются со своей легендой №17.

В исторический рейс вышла Дарья Копосова

Фотографировала Мария Илларионова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления