Первая волна негодования по поводу нового бренда Рязани уже схлынула. Однако известный рязанский художник-график, автор «старого» логотипа города Вадим Конопкин, увидел «палочку и кружочек» только на днях. Мы поговорили с художником о новом бренде, шумихе вокруг него, а также поинтересовались историей создания «старого логотипа» — знаменитых «трех куполов» 900-летия Рязани.
Вадим Конопкин
Вадим Георгиевич Конопкин родился 26 июля 1956 года в Рязани.
Окончил Рязанское художественное училище, Московский полиграфический институт, отделение книжной графики.
Работал в издательствах «Художественная литература», «Молодая гвардия», «Советский писатель». Иллюстрировал произведения Куприна, Набокова, Бунина, Чехова, Теффи, Горького, Шмелева, Булгакова, Платонова, Шукшина, Замятина, Распутина, Дангулова, Ерофеева, Бальзака, Лао Ше и других.
Член Союза художников России с 1990 года.
– Что вы думаете о новом бренде Рязани?
– Был принят достаточно формальный знак. Мне как человеку, который в этом городе родился, вырос и живет, это просто душу рвет. Я посмотрел отзывы в интернете. Можно, конечно, признать силу или слабость знака. Я, когда был молодым, многим занимался. Любил знаки, книги. Рисовал еще карикатуры в газеты. Это еще было в конце 1970-х. Я рисовал и был горд, что я рисую, у меня получается и они публикуются в газетах. А потом мне стало стыдно, когда я увидел, что в других городах, странах очень похожие сюжеты. У людей работают точно так же мысли. То есть я попался на стереотипе, сам себя подловил. Я долго переживал, это был для меня очень большой урок. Новый логотип в форме буквы «Р» – это стереотип чистой воды. Я не ругаю. Просто это объективно.
– Почему у рязанцев появилось отторжение к этому логотипу? Потому что это стереотип?
– Стереотип — это то, что неиндивидуально, неуникально. Новый логотип неуникален. Я смотрю в интернете: он и на каком-то шампуне, и на чем-то еще... Ребята, которые над ним работали... не знаю, рязанцы ли они вообще. Потому что наш город настолько богат историей, настолько он уникальный, как и все старорусские города. Для нашего города нужен свой чистый уникальный знак.
– А свой логотип вы считаете уникальным?
– А вы попробуйте найти подобное что-то. Можно только найти то, что сделал Антон Михайлов (руководитель одного из рязанских новостных сайтов. – Прим. ред.), который просто взял у меня этот знак с моего согласия и стал им пользоваться. Опять же, я от него ни копейки не получал. Так же и «Ока» (рязанская телерадиокомпания. – Прим. ред.). Но здесь в фирменном блоке этот логотип соединили со словом «Ока». Опять-таки логотип взяли на вооружение. Мне было это приятно, потому что администрация в свое время этот знак не зарегистрировала, чтобы не было лишних затрат. Ведь по тем временам это стоило огромных денег. А мне просто было приятно, что знак появлялся на фасадах, на кованых ограждениях, на машинах, которые улицы убирают. Это просто было приятно.
– Многие люди в комментариях в соцсетях, критикуя новый логотип, вспоминают именно ваши «купола». Как думаете, почему?
– У этого знака корни достаточно сильные. Попробовать разорвать эти корни — не разорвешь. Попробуйте придумать что-то новое... Наверное, новее старого не придумаешь. Нужно просто придумать что-то оригинальное на время, нужно сделать какую-то фишку, которая будет очень привлекательна, на основе которой можно построить целую кучу концепций, да и денег можно заработать много. Но то, что уже есть в истории, невозможно отрицать. Те молодые ребята, которые делали новый логотип, даже не погрузились в историю, не изучали то, что есть. Когда я занимался логотипом, мне помог очень сильно архитектор Сытых. Это умнейший человек. Он столько знал, столько сделал для Рязани, все архитекторы знают это имя. Мы тогда с ним общались, он показал уникальные исторические книги, которых не было в библиотеке, направил меня в это русло. История важна, а мы сейчас ее не помним. Ее не выкинешь. Пусть будет что-то новое, но оно должно базироваться на том, что было.
– По мнению известного дизайнера Артемия Лебедева, новый логотип Рязани – «практически само совершенство». Как вы это прокомментируете?
– Я его уважаю как профессионала и знаю многие его работы. Но он для Рязани человек новый, ему опять-таки интересна книжная форма. Он ее похвалил, ему понравилась буква «Р» за счет кружочка. Но это опять формальность. Он не знает, что такое Рязань. А мы делаем знак для Рязани и хотим отразить там очень много рязанского. Лебедев ухватил внешнюю форму, причем я не думаю, что он туда погружался. Скорее всего, он ее увидел не где-то случайно и задумался над ней. Нет. Его к ней «подвели» и показали. «Вот, мол, знакомые ребята сделали, вот...». Он им — бам! (Показывает палец вверх.) И это сейчас начинает обрастать и обрастать. Но он очень правильно покритиковал то, что знак этот не сочетается и не работает со словом «Рязань».
– Планируете как-то усовершенствовать свой логотип в связи с этим переполохом и предложить мэрии свои услуги?
– Если ко мне обратятся, я этим займусь. Если нет — я не буду проявлять никакой инициативы, так же как я ее не проявлял, когда делали предыдущий знак.
– Расскажите, пожалуйста, про историю создания знака 900-летия Рязани.
– Ситуация была такая. Я в то время уже много работал, меня знали. Патронаж архитектуры провел конкурс, где участвовали студенты и школьники, может быть и профессионалы. Я к таким вещам отношусь формально — никогда в жизни не участвовал в них и не участвую. Когда этот конкурс зашел в тупик, мне позвонили и попросили: «Вадим, может, займешься?». Я сказал: «Обращайтесь, и тогда я просто буду делать этот логотип». И я совершенно серьезно и профессионально занялся этим делом. Деньги там были небольшие, можно сказать, символические. Я на них купил себе диван-кровать.
– Долго разрабатывали логотип?
– Примерно год. Там больше времени ушло на изучение истории. Вначале почитал, посмотрел все картиночки. Изучил знаки на монголо-татарских монетах, на них были отпечатки. Они все интересных форм. Я перелопатил большое количество книг – Сытых предоставил мне большое издание, где об этих монетах говорится. Потом удалось их увидеть вживую, сфотографировать. И когда я это все посмотрел, изучил историю, узнал, когда и что появилось, изучил шрифт, только тогда я приступил к работе. Я понял, что делать логотип нужно из этих элементов.
P. S. 3 августа в Рязани открылась художественная выставка Вадима Конопкина «Этюды о нравах». На ней представлены иллюстрации к двум романам О. Бальзака «Урсула Мируэ» и «Воспоминания двух юных жен». Любой желающий может ознакомиться с работами в Ломбардном доме Центра финансовой поддержки по адресу Первомайский проспект, дом №33.
Беседовала Ольга Новикова