Последние несколько месяцев вся Рязань обсуждала трагические происшествия в рязанских роддомах. Первый случай произошел в роддоме №2 утром 30 сентября, затем стало известно о другой аналогичной трагедии — в роддоме № 4.
Кроме того, в том же роддоме №4 появился на свет младенец, который с момента рождения находится на аппарате искусственной вентиляции легких. Рязанке назначили кесарево сечение, но когда она пришла в положенный срок в роддом, ее развернули с вещами на выход. Женщину положили в больницу лишь через три дня, еще через несколько дней она наконец попала на операционный стол.
Еще один совершенно вопиющий случай произошел в августе: сотрудники рязанского медучреждения просили женщину заплатить почти 30 тыс. рублей «пожертвований» больнице за новорожденного ребенка и лишь после этого обещали выписать девочку.
Все эти новости подтолкнули редакцию YA62.ru подготовить опрос рязанок, которые недавно обращались за помощью в родильные дома города. Как относятся в медучреждении к роженицам, требуют ли врачи денег, вызывает ли сомнения компетентность медиков, оставляли ли молодых мам одних в палате «на произвол судьбы» — обо всем этом мы расспросили рязанских матерей.
По просьбам рязанок их имена были изменены.
Родильный дом №1
Светлана Катина, родила в апреле 2015 года:
— Рожала я в роддоме №1, так как моя женская консультация к нему территориально относится. Еще до родов я договорилась с медиком. Некоторые родственники и друзья убеждали этого не делать. Говорили: «Что толку?» Я заплатила 15 тысяч рублей. Могу сказать, что не жалею об этом. Хотя роды у меня прошли благополучно, потом самочувствие было не очень, и мне бы без помощи медперсонала, с которым договорилась, было не справиться.
Насчет отношения персонала к тем, кто не платил, могу сказать, что оно двоякое. Когда я находилась в роддоме, были и те, к кому относились нормально, и те, у кого различными намеками просили денег. После получения определенной суммы, тоже примерно 15 тысяч, внимание было, прямо скажем, пристальным.
Надолго без присмотра рожениц не оставляли, в будние дни осмотр осуществлял врач по палате, а на выходных — дежурный, как, наверное, и в любом роддоме.
Хочется добавить несколько слов про условия в самом роддоме. Конечно, понимаю, что большинство из них было построено еще в советские времена. Но один санузел на этаж — это уж слишком! Один душ на несколько палат, где лежат по шесть-семь рожениц, — это ненормально. Понимаю, конечно, что не на курорт приехали, но в таком месте, как роддом, условия гигиены должны быть на соответствующем уровне.
Мария Острова, родила в декабре 2015 года:
— Отношение персонала целиком описать сложно, это зависит от конкретных людей: кто-то был добр ко мне, кто-то нет. Думаю, все зависит от характера конкретного человека.
Это было необязательно, но мы с мужем заплатили на всякий случай. У нас была личная договоренность с доктором, за которую мы отдали 15 тысяч рублей. Разница в отношении к пациентам зависит от того, сколько ты заплатил. Доктор, которому мы дали деньги, приехала в роддом, когда мое время пришло, несмотря на то, что в это время у нее был выходной. После того как я родила, вся страна ушла на каникулы, в том числе и мой доктор. В это время другой врач приходил ко мне один-два раза в день.
Оставили меня одну надолго один раз. После родов я лежала на койке в коридоре. Врачи сказали, что вернутся через два часа и переведут в палату. На самом же деле мне пришлось ждать часа три.
Родильный дом №2
Александра Князева, родила в декабре 2015 года:
— Ко мне относились в роддоме нормально. Я платила лично врачу за роды: договаривались, что примет лично он. Разницы в отношении к тем, кто платил и не платил, не заметила. Соседка по палате не платила, и отношение было одинаковое. Только когда лежала в отделении патологии, помимо дежурного врача навещал еще тот, с которым была договоренность. Также он заходил и осматривал меня после родов.
Дежурная врач была странной. Мы решили с тем врачом, с которым была договоренность, что надо делать кесарево. Ребенок долго был без воды, не опускался в таз, схватки шли уже долго. Дежурная предложила подождать еще, но мой врач сказала, что уже нельзя ждать. Так что я ни капли не пожалела, что договорилась с доктором, а то неизвестно, чем дело кончилось бы.
Меня оставляли одну максимум на полчаса. Я под КТГ (кардиотокография. — прим. ред.) постоянно лежала. Медсестра заходила проверяла часто. Я кричала как резаная, поэтому ко мне грех было не подойти.
Дарья Кудрявцева, родила в октябре 2015 года:
— Ко мне в роддоме относились замечательно! Не слишком любезничали только в приемном покое, но, думаю, девушке после ночной смены можно это простить. В целом, и там все было хорошо. Дальше, как в сказке, интересовались самочувствием постоянно, вежливо попросили подождать, пока освободится родовая. Долго ждать не пришлось, пока я заполнила документы, все было готово. Врач все расспросил и осмотрел, я осталась одна. Два врача и несколько медсестер постоянно меня проведывали, дольше нескольких минут я одна не оставалась ни разу. Во время операции (кесарево сечение. — прим. ред.) меня успокаивали и держали за руку, в палате интенсивной терапии укрывали вторым одеялом и поили с трубочки, проверяли каждые пять минут и выполняли любую просьбу. В обычной палате тоже все было хорошо. Претензии могли быть к чему угодно, но только не к отношению персонала: все были внимательны и профессиональны, кто-то помягче, кто-то немного резче, но лишь в силу характера.
Я ни за что не платила, ни разу, и не было даже подобных намеков. Со мной в палате лежала девушка, которая рожала «платно», по договоренности. Отношение к нам и условия отличались только тем, что к ней пару раз пришла проведать женщина-врач, с которой она договаривалась. Но нас навещали и осматривали несколько раз в сутки и были не менее обходительны и другие специалисты.
У меня ни разу не возникло вопросов о компетенции врачей и остального персонала.
Родильный дом №4
Анастасия Федорова, рожала в апреле 2009 года и январе 2016 года:
— Перед первыми родами договорилась с врачом, несколько раз на последних неделях беременности ездила к ней на консультацию, сказала, что готова ей заплатить. Врач конкретной суммы не назвала. В день «икс», а точнее, в ночь, она ко мне попросту не приехала, сказав по телефону: «Я не успеваю, ну, ты там роди у кого-нибудь».
В итоге я рожала у дежурной бригады. Отношение было хорошим, доктор прекрасная и очень грамотная. Разницу заметила лишь после родов: к мамам, которые платили, уже после родов помимо дежурного врача на осмотр приходил их «платный» доктор. Ко мне же приходил только дежурный. В день выписки пришла медсестра, которая сказала: «Не покупайте мне на выписку конфет и цветов». Продолжения «лучше дайте деньгами» не прозвучало, но подразумевалось. По личной инициативе подарила ей в конвертике 500 рублей. Прямого вымогательства не было, также не было угроз, что ребенка не отдадут. Второй раз рожала у того же прекрасного врача, к которому попала в первый раз. Сумму благодарности она не называла, я ее определила сама, и по собственной инициативе дала ей деньги.
Перинатальный центр
Екатерина Романова, родила в августе 2016 года:
— Когда я находилась в перинатальном центре, то заметила, что чем ниже по должности персонал, тем хуже он относится к пациентам. Все врачи относились отлично, медсестры хорошо, а санитарки хамили.
Я платила за роды непосредственно оперирующему врачу. Почувствовала разницу в отношении только от этого врача. Остальной медперсонал относился одинаково ко всем роженицам, независимо от того, платили они или нет.
Также я дала тысячу рублей медсестре, которая расцедила мне грудь. Но я сделала это после и по собственной инициативе, до этого никаких намеков с ее стороны не было. Честно скажу, я бы и больше денег ей дала, но у меня больше не было.
Елена Баранкина, родила в феврале 2015 года:
— Я рожала у знакомого врача. Ни за какие услуги не платила, но врача знала. Со мной в палате лежала всего одна девочка, она тоже рожала у знакомого врача. Отношение к нам было совершенно одинаковое — одинаково хорошее. И вообще, ко всем роженицам, на мой взгляд, относились одинаково. Мы ходили вместе на процедуры, поэтому была возможность за ними понаблюдать, а с кем-то — поговорить. Получается, что или все договаривались с врачами до родов, что вряд ли, или действительно там нет делений на «платных» и «бесплатных» пациентов и ко всем относятся одинаково.
Условия в перинатальном центре очень хорошие: хорошая палата, чистая, хорошая еда, доброжелательный персонал, на все вопросы отвечают. Нам сразу дали номер телефона дежурной медсестры, позвонить можно было в любое время дня и ночи, если что-то не в порядке с тобой или ребенком.
Но самое главное, очень хороший уход за детьми. В день приходило несколько специалистов, проводили необходимые процедуры, оценивали общее состояние малышей. Перед выпиской дали рекомендации, как ухаживать за ребенком в течение первого месяца жизни: как купать, как гулять, кормить и так далее. Для женщины, которая рожает в первый раз, все это важно.
За роженицами тоже был хороший уход. Например, температуру мерили несколько раз в день. Если какие-то серьезные отклонения от нормы, сразу же брали на контроль. Ситуацию с молоком отслеживали очень серьезно. Поэтому вопросов о компетентности врача и вообще всего персонала у меня не возникало.
Надолго без присмотра меня не оставляли ни до родов, ни после.
Опрашивала Ксения Колпакова