Сбившийся с пути. «ИнспекциYA62» в Шацке
Это произошло в 1870 году. Имперское правительство и знаменитый промышленник Павел Григорьевич фон Дервиз предложили Шацкой городской думе рассмотреть вопрос о прокладке через Шацк Московско-Казанской железной дороги. Депутаты ответили на предложение отказом… и предопределили всю последующую историю города. В итоге, железная дорога прошла чуть севернее, через село Сасово – и превратила его в город. А Шацк, население которого до революции превышало 16 тыс. человек, наоборот, постепенно превращался в село. Сейчас в городе числится около 6 тыс. жителей.
Автовокзал и история
Тем не менее, история у Шацка очень богатая. Об этом, кстати, можно узнать сразу на выходе из автобуса, на местном автовокзале. Здесь стоит стела, напоминающая, сколько городу стукнуло лет, а также щиты, перечисляющие основные вехи истории Шацка.
Шацк строился в XVI веке по приказу Ивана Грозного как одна из крепостей так называемой Засечной черты для защиты от набегов кочевников. С этой функцией города связано и его расположение. Шацк стоит на высоком холме и тем самым напоминает другой рязанский «город-страж» – Михайлов.
Шацк сыграл очень важную роль в истории Российского государства, так ни разу не пропустив ногайцев к Рязани и Москве. Этим фактом город и его жители по праву могут гордиться.
Как здесь люди живут?
Одна из главных бед Шацка – общественный транспорт. Нигде еще не было столько жалоб по поводу передвижения по городу и району. Первое сообщение поступило от жительницы села Черная Слобода. Она пожаловалась, что никакого транспортного сообщения между населенными пунктами, пусть и близко расположенными друг к другу, нет. Позже выяснилось, что это проблема не только Черной Слободы. Пообщавшись с замглавы администрации Шацкого района Ириной Кирсановой, журналисты YA62.ru узнали, что местная автоколонна обслуживает всего четыре направления: Шацк – Казачья Слобода, Шацк – Выша – Кермись, Шацк – Ямбирно и Шацк – Сасово. И ходит транспорт – внимание! – раз в неделю.
– У автоколонны очень изношен автопарк, – рассказывает замглавы района. – Мы просили, чтобы перевозки осуществляли хотя бы два раза в неделю. Но изношенный транспорт не выдержит таких нагрузок, а закупить новую технику нет финансовой возможности. Зато у нас хорошо развита сеть такси. Это, конечно, дороже, но если заказывать на четверых, как это делают обычно жители дальних сел, то получается не слишком дорого, зато с комфортом.
По словам чиновницы, лет 10 назад в Шацке был хороший автопарк. Но местное население стало активно обзаводиться личным транспортом и содержать много автобусов стало нерентабельно. А позже появились таксисты, которые, по мнению представителя власти, окончательно отвоевали рынок у общественного транспорта.
Поэтому, отвечая на вопрос одного из жителей Шацка, появится ли в ближайшее время маршрут «Шацк – Касимов», говорим со всей ответственностью: нет.
Как здесь люди живут?
Что в Шацке действительно достойно уважения – так это краеведческий музей, который находится в историческом здании. Казалось бы, музей, как и все другие такие же. Но есть в нем одно важное отличие: он – интерактивный. Все предметы в нем можно потрогать, примерить, с каждым можно сфотографироваться.
– Особенно наши туристы любят русскую печку, – рассказывает экскурсовод Юлия Уртикова. Многое в музее сделано ее руками. – Все предметы коллекций переданы нам в дар местными жителями или их родственниками. У нас даже есть настоящие лапти, которые в реальности носили в деревне.
Основатель музея Любовь Яценко гордится не только этим своим детищем, но и разнообразными экскурсиями, которые сотрудники музея устраивают своим туристам.
– В течение 2017 года в Шацке побывало только по официальным данным 15 тысяч туристов, – с гордостью заявляет работник культуры. – Мы готовим для всех довольно необычные экскурсии. Например, можем устроить нападение разбойников на одной из улиц.
С грустью вспоминают музейные работники и экскурсии на некогда работавший спиртзавод. Излюбленной частью у туристов была, конечно же, дегустация.
Парки
Но перейдем от истории к современности, которая местами весьма печальна. Например, с парками в городе какая-то беда.
Вот так выглядит небольшой скверик, который гордо именуется «Городским парком»:
Есть в Шацке и зеленая зона побольше. Но приличным видом в ней может похвастать разве что центральная аллея, которую недавно заасфальтировали и оборудовали лавочками.
Все остальное – это тихий ужас. Уродливые трубы, кривые тропинки и кучи мусора повсюду, не говоря уж о помойке, которая радушно встречает посетителей парка у декорированного ржавой трубой входа.
Как здесь люди живут?
В 2006 году Шацк удостоился звания «Самый благоустроенный город России». С тех пор многое настолько изменилось, что и не верится. Но, по словам местных властей, постепенно, медленно, но верно город снова стремится к этому званию.
– На парк у нас большие планы, – рассказывает мэр города Вера Булгакова. – Мы поставим лавочки, сделаем летнюю сцену. Еще у меня мечта, чтобы появилась скамейка примирения.
Не без гордости глава Шацка показывает и дворовые территории, которые удалось отремонтировать в этом году. Скамейки, урны, детские площадки. Местные жители искренне благодарны властям за такую помощь.
Архитектура
При этом Шацк не обделен архитектурно примечательными зданиями. К примеру, вот такая красота находится напротив уже упомянутого «Парка ржавых труб» на Республиканской площади. Сейчас здание принадлежит Рязанскому колледжу культуры.
А шацкий собес и вовсе располагается в здоровенном двухэтажном тереме.
Есть в Шацке и другие красивые здания, но их все же не так много, как в том же Касимове. Все-таки Шацк был городом-воином и обычным уездным центром, а не столицей ханства.
На центральной площади Шацка можно найти композицию «Я люблю Шацк». Правда, сфоткаться на ее фоне можно разве что с коптера, ну или попросить знакомого космонавта щелкнуть тебя с борта МКС.
«Кото-колониальный» режим
А еще в Шацке много котов, и они очень громкие. Их писк, ор, мяуканье, мурлыканье раздается на всех тихих улочках города. Да и на оживленных он наверняка тоже есть, просто его не слышно за грохотом фур.
Нельзя обойти вниманием и шацкие колонки, которые также встречаются на каждом углу и весьма разнообразны по внешнему виду. В наличии колонки для карликов, для православных, имеется колонка-«длинный нос», есть колонка-обрубок и утепленная колонка.
Вообще, колонка тянет на один из городских символов. В этой связи Рязань вполне может поделиться своим новым логотипом с Шацком.
Главная проблема Шацка
Во время проверки соседнего Сасова команда YA62.ru поразилась количеству большегрузного транспорта на центральных улицах. И причина этого ясна. У Сасова нет и никогда не было объездной дороги. При этом областные власти обещают построить ее чуть ли не каждый год и уже даже начали строительство, но, как это часто бывает в Рязанской области, что-то пошло не так.
Так вот, дорогие сасовцы, в вашем городе проблем с фурами нет! Заявляем ответственно! Вернее, есть, конечно, но они не идут ни в какое сравнение с ситуацией в Шацке. А она такова, что, если ты идешь по одной из осевых улиц города (улице Шишкина, Комсомольской, Колхозной, Красной) и мимо тебя уже 15 секунд не едут фуры, значит, ты свернул куда-то в сторону. Потому что на вышеперечисленных дорогах такой большой паузы между большегрузами быть попросту не может.
Вообще, по фурам, едущим через Шацк, можно изучать географию России. Тут и 58-й, и 64-й, и 13-й, и 68-й, и 50-й, и 5-й, и 61-й, и куча других регионов нашей необъятной родины. «Все фуры в гости к нам» – такой лозунг уже давно пора написать на городской въездной стеле.
Но самое удивительное в том, что у города уже более 10 лет имеется полноценный объезд. Только большегрузы едут по более короткому пути – прямо через город. Тем более что дорога отремонтированная, а работающий светофор в Шацке всего один. Другой вопрос – почему власти не договорятся с Росавтодором и ГИБДД и при помощи знаков не ограничат транзитное движение по центру города? Это остается загадкой…
Зато кто точно не жалуется на засилье грузовиков, так это работники придорожной торговли, которая в Шацке, особенно на улице Шишкина, цветет буйным цветом.
Как здесь люди живут?
За ответом на вопрос об объездной дороге мы обратились к замглавы администрации Шацкого района Ирине Кирсановой.
– Объездная дорога действительно давно сдана в эксплуатацию. Однако на ней не построено две важных развязки: возле Казачьей Слободы и деревни Конобеево. Только после строительства развязок можно будет пустить туда поток фур и большегрузов. Мы знаем об этой проблеме и не раз обращались в министерство транспорта Рязанской области. Однако пока нет никакой информации о сроках строительства.
По словам местных жителей, из-за большого количества фур в городе портятся не только дороги, но и экология. Большегрузы создают аварийную обстановку, и из-за них постоянно случаются ДТП. А еще, благодаря фурам, маленький город Шацк познал, что такое полуторачасовые пробки в самом центре.
Дороги и тротуары
Проблема дорог в Шацке существует. Нельзя сказать, что ситуация ужасная и беспросветная. Есть и ровные дороги, но они перемежаются с «направлениями», на которых можно найти только остатки асфальта, а иногда и они не обнаруживаются.
Зато в городе все нормально с тротуарами, что особенно кстати, учитывая количество фур на улицах.
Как здесь люди живут?
На дороги жители Шацка тоже жаловались. Причем как горожане, так и представители Шацкого района.
– В прошлом году на ремонт дорог Шацка было потрачено 17 млн рублей, – поделилась данными глава города. – Были отремонтированы улицы Революционная, Красная площадь, Свободы, Сухова, а также подъезд к кладбищу.
По словам Веры Булгаковой, в 2017 году удалось отремонтировать улицу Цюрупы. В 2018 году планируется ремонт улицы Интернациональной. А также в планах на долгосрочную перспективу улицы Рабоче-Крестьянская и Тараскина.
Шацк – город с маленьким бюджетом, поэтому и ремонт дорог может осуществлять только с помощью федеральных государственных программ. За свой же счет власти города могут проводить только плановый ямочный ремонт.
К журналистам YA62.ru обратились также жители села Федяево. По словам сельчан, дорога в деревню настолько убитая, что зачастую скорая помощь отказывается приезжать на вызовы. Глава Шацка, как и положено, оказалась некомпетентна прокомментировать ситуацию с дорогой в районе. Впрочем, мало чего удалось добиться и от представителя районной администрации.
Замглавы администрации Ирина Кирсанова прокомментировала проблему следующим образом:
– Скорее всего, дорога относится к Агишевскому сельскому поселению и находится на балансе муниципалитета. На ремонт дорог, конечно, идут отчисления из области в дорожный фонд, но их мало. Деньги уходят на содержание дорог и частичный ремонт. Но власти муниципалитетов имеют возможность дороги подремонтировать.
В общем, никакой конкретики. И о дороге, по которой «отказывается ехать скорая», власти Шацкого района не знают даже понаслышке. Остается только догадываться, то ли местным властям настолько безразлична судьба вверенной им территории, то ли чиновники очень боятся брать на себя ответственность за слова о том или ином сельском поселении.
ЦРБ
А вот с чем, на быстрый и поверхностный взгляд, в Шацке проблем нет, так это с центральной районной больницей. Уже при входе в ворота ЦРБ бросается в глаза общая благоустроенность комплекса. Аккуратные лавочки, ровный асфальт, постриженная трава, клумба – все это даже холодным и пасмурным октябрьским днем настраивает на позитивный лад. А уж когда вдалеке замечаешь новую, с иголочки поликлинику, и вовсе появляется крамольное желание чем-нибудь слегка заболеть.
Я по традиции заглянул и внутрь. Первый этаж главного корпуса порадовал хорошим ремонтом, чистотой и отсутствием «больничного запаха». Срочно заболеть чем-нибудь в Шацке захотелось еще больше.
Как здесь люди живут?
Местные жители не спешат разбрасываться такими заявлениями. Говорят, что в Шацке даже родилась довольно мрачная поговорка: «Если хотите умереть, приходите в нашу больницу».
– Мой сын попал в Шацкую ЦРБ с аппендицитом, – рассказывает местный житель, пожелавший остаться неназванным. – Врач во время операции забыл вытащить из брюшной полости тампон и зашил вместе с ним. Хорошо вовремя обратили внимание на боли в животе. Сына снова разрезали, доставали из него то, что забыл врач. А потом оказалось, что во время операции доктор был нетрезв.
Также местные жители вспомнили случай, который произошел минувшей зимой: женщина поскользнулась на тротуаре и сломала ногу. «Скорая» в маленьком городе Шацке ехала на вызов 40 минут.
При этом жители Шацка тут же оговариваются: не все врачи плохие, есть в больнице и настоящие профессионалы своего дела.
К сожалению, пообщаться с главврачом Шацкой ЦРБ нам не удалось. В момент визита журналистов Марина Колчева была в отпуске.
Черная Слобода и Казачья Слобода
Как уже было сказано выше, население Шацка составляет около 6 тыс. человек. Однако к городу вплотную примыкают два крупных села с общим населением около 4 тыс. человек. Так что, если отбросить формальности, Шацк можно считать «десятитысячником».
Поскольку села эти крупные и наверняка местными жителями воспринимаются с городом как единое целое, мы не могли туда не зайти. Правда, ничем особенно интересным населенные пункты с такими громкими названиями не порадовали.
В Черной Слободе среднераздолбанные дороги чередуются с очень раздолбанными, а вот в Казачьей удалось найти, пожалуй, самую убитую дорогу в Шацке и окрестностях. А еще в Казачьей Слободе есть собственная большая «Пятерочка», чем не могут похвастаться соседи.
Где-то между Казачьей Слободой и Шацком, на берегу реки Шачи расположен и городской стадион. Сам он выглядит довольно неплохо, но своим «средикустовным» расположением намекает на то, что Шацк – город не очень спортивный, ну или не очень футбольный.
Выбросы
Если спуститься вниз от автовокзала по щебеночной дороге (на которой, кстати, то и дело проглядывают остатки дореволюционной булыжной мостовой), можно попасть к пешеходному мосточку через реку Шачу, а потом пойти как раз в соседнюю Казачью Слободу. Но если вы вдруг захотите прогуляться этим путем, то будьте готовы к канализационной вони, которая внезапно накроет вас на определенном этапе вашего похода.
И все из-за того, что именно здесь в речку стекают зловонные ручейки канализации и, судя по запаху, стекают по «скопинской схеме» – то есть без какой-либо очистки. Находиться у этой мутной водички долго совсем не хочется, лучше побыстрее подняться на бугор и ожидать автобуса до Рязани.
Как здесь люди живут?
– Очистных сооружений в канализации Шацка нет, поэтому все отходы текут сперва в Шачу, потом в Цну, – рассказывает местный житель Дмитрий. – Насколько нам известно, проект готовился, на реализацию выделялись деньги. Но никаких очистных построено не было. В городе существует управляющая компания «Клен», она единственная. И отказалась от обслуживания канализации, а город на баланс ее еще не принял по каким-то причинам. Поэтому когда где-то прорыв или канализация переполняется, то все эти зловонные реки текут по улицам. Люди сами за свой счет устраняют поломки.
По словам местных жителей, особенно иронично ситуация с канализацией в Шацке выглядит в Год экологии.
– Доходит до того, что канализационные колодцы стоят открытыми, – поясняет Дмитрий. – Однажды туда упала женщина и сломала ногу.
Местные активисты неоднократно поднимали вопрос о ремонте канализации и установке очистных сооружений, однако местными властями услышаны не были.
Здесь же стоит поговорить и о мусорной проблеме Шацка. Мнения населения и администрации города по данному вопросу расходятся. Первые говорят, что управляющая компания нерегулярно вывозит мусор, вторые – что люди выбрасывают в контейнеры для ТБО строительный мусор и садовую ботву. Журналисты YA62.ru выслушали обе стороны.
– Так как мусорный оператор в городе один, это ООО «Клен», то у него нет конкуренции, и ведет он себя соответствующе, – рассказывают местные жители. – У меня большая семья, и мы платим за вывоз мусора примерно 120 рублей с человека. При этом мусорные контейнеры от дома не вывозились очень давно.
Также на мусорную проблему жаловались и жители улицы Набережной. На 40 домов вдоль дороги стоит всего два небольших мусорных контейнера. Люди просят элементарного: или чаще мусор вывозить, или поставить дополнительные контейнеры. На их замечание отвечает глава Шацка Вера Булгакова:
– Ко мне никто с улицы Набережной не обращался, – отметила мэр города. – Пусть приходят, у меня кабинет всегда открыт. Вопрос этот обсудим. Мы ежегодно обновляем по 20-30 контейнеров. При этом оператор вывозит мусор раз в два-три дня, в зависимости от района города: в частном секторе реже, в многоквартирных домах чаще.
По словам главы Шацка, контейнеры переполняются слишком быстро, потому что люди выкидывают в них строительный мусор и хлам с огорода, вместо того, чтобы нанять отдельный контейнер для своих нужд. Местные жители уверяют, что рады бы, но оператор ломит баснословные деньги за эту услугу. Вера Булгакова уверяет, что это не так. Но цену одного мусорного контейнера ни те, ни другие назвать не смогли.
Как здесь люди живут?
По словам местных жителей, за последние годы в Шацке закрылись и перестали работать мясокомбинат, ликеро-водочный завод, швейная фабрика, молочный комбинат, кирпичный завод. В городе нет и не предвидится ни одного градообразующего предприятия. Что, собственно, подтвердили и местные власти. Народ в Шацке доведен до какого-то запуганного отчаяния. Он не любит местных чиновников, потому что не верит в то, что они могут как-то изменить жизнь населения к лучшему. В конце концов, не первый десяток лет Шацк постепенно вымирает. Даже обращения к журналистам были какими-то исключительно отчаянными. Как, например, вот это:
«Наша власть критику не любит. А народ боится рот открывать. Все живут и терпят. Терпят тяжкую жизнь, отсутствие работы. Фабрику на 600 рабочих мест выставляют на продажу. Вот бы местная власть подсуетилась и попросила губернатора о помощи? Ведь нет ничего невозможного, если власть работает для народа. Но шацкая власть для народа не делает ничего. Нам очень обидно, что много лет в районе ничего не меняется. Жители Шацка очень надеются на Любимова, что губернатор разберется с таким запущенным районом. У власти должны стоять совестливые люди, которые не орут на людей и запрещают критику в свой адрес, а работают в поте лица для блага шацкого народа. Уважаемые журналисты, Шацк ждет вас. Просмотрите все темные уголки и вытащите всю правду о Шацке на благо местных жителей. Надеюсь на ваш профессионализм и честность».
Справедливости ради замечу, что и местная власть в Шацке уповает на губернатора Николая Любимова в надежде, что он поможет найти инвесторов и сделать там «город-сад».
Маленький город на Рязанской земле
Шацк – город потерянный, сбившийся с пути. Он должен был стать в один ряд с крупными соседями – Касимовом, Моршанском, Мичуринском, но из-за недальновидности членов городской думы (может, действительно все беды от депутатов?) превратился в захолустье. И нового импульса после той роковой ошибки город до сих пор так и не получил. И получит ли в дальнейшем – большой вопрос…
Сегодня город представляет собой большое проездное село на трассе М5 с богатой историей и вкраплениями соответствующей ей интересной застройки. А шатчане продолжают постоянно ездить, а некоторые и уезжать насовсем, в более благополучные Сасово и, конечно же, Рязань.
Оценка Шацка
Благоустройство
чистота — 4,67 балла;
дороги — 4,67 балла;
обустроенность (лавочки, остановки, тротуары, урны и т. п.) — 5 баллов.
Итог по благоустройству: 14,34 балла.
Транспорт (городской транспорт плюс состояние автовокзала) — 2,67 балла.
ЦРБ — 7 баллов.
Туристическая привлекательность (туристический потенциал и его реализация) — 5,33 балла.
Открытость власти — 8 баллов.
YA62-индекс Шацка равен 37,34 балла.
Рейтинг городов Рязанской области
1. Новомичуринск — 53,33 балла.
2. Шилово – 52 балла.
3. Рыбное — 47,33 балла.
4. Сасово — 38,67 балла.
5. Кораблино – 38,34 балла.
6. Шацк — 37,34 балла.
7. Скопин — 34,66 балла.
8. Касимов — 33,34 балла.
9. Михайлов – 29,04 балла.
10.Ряжск — 19,33 балла.
Следующая остановка проекта «ИнспекциYA62» — в Спасске-Рязанском.
Факты о Шацке
Дата основания: 1553 год.
Численность населения: 6 029 человек.
Глава администрации: Вера Булгакова.
Расстояние до Рязани: 160 км.
Цена билета на автобус до Рязани: 396 рублей.
Цена проезда в городском транспорте: общественный транспорт в городе отсутствует.
Фоторепортаж доступен по ссылке.
Текст: Александр Мойсеюк, Дарья Копосова
Фото: Мария Илларионова, Александр Мойсеюк