Не тем маршрутом. Почему Рязань должна избавиться от маршруток
21:00. Понедельник, 23 октября. Перекресток улиц Циолковского и Горького. Водитель маршрутки, решивший проскочить на «желтый», не без помощи другого торопыги отправляет свою машину в полет с переворотом. Как результат – 18 пострадавших, из которых 10 госпитализированы, в том числе трое подростков.
Думается, именно сейчас настал подходящий момент заявить об этом громко и во всеуслышание: «Рязани пора избавляться от маршруток! И чем скорее – тем лучше». Называем семь главных причин, почему городским властям пора собрать волю в кулак и сделать этот шаг.
Причина №1. Безопасность
Это самая веская и несомненная причина. Здесь даже не надо растекаться на полстраницы аргументами. Всем очевидно, что маршрутные такси – самый небезопасный из всех известных видов общественного транспорта. Маршрутчики, одной рукой отсчитывающие сдачу, другой рукой набирающие SMS, одним глазом косящие на сидящую рядом блондинку, другим — мельком наблюдающие за дорогой и не забывающие подрезать, выезжать на встречку, проскакивать на «красный», устраивать гонки с коллегами за 19 рублями, являются настоящим символом городской опасности. И можно хоть их все – от ветрового стекла до выхлопной трубы – обклеить стикерами «Нарушаю ПДД – позвони в ГИБДД», делать они этого не перестанут. Таковы реалии «маршруточного бизнеса».
Яркий результат всего этого мы наблюдали пару дней назад на перекрестке улиц Горького и Циолковского.
Причина №2. Комфорт
Маршрутка – вещь не только опасная, но и крайне неудобная. Многие не в курсе, но значительная часть рязанских микроавтобусов даже конструктивно не приспособлена для перевозки пассажиров. Те же маршрутки Ford Transit (машина именно этой марки опрокинулась на Циолковке) – это не что иное, как переделанные в России импортные грузовые фургоны, в бортах которых прорезали окна, положили линолеум и навтыкали сидушек. Стоит ли говорить, что подвеска у них осталась жесткая грузовая, вентиляции салона нет, окна расположены неудобно низко, а о ремнях безопасности в пассажирском салоне не идет и речи.
Другая сторона – это ограниченное пространство в маршрутках, неудобные вплотную расставленные сиденья и постоянная переполненность микроавтобусов в часы пик. Такие машины больше подходят для перевозки скота, а не людей.
Никому не надо объяснять и про манеру водителей резко стартовать, едва ты переступил порог маршрутки, и про полеты через весь салон до ближайшего (если повезет) мягкого или не очень препятствия.
Причина №3. Пробки
По субъективным ощущениям, маршрутки в Рязани, особенно в часы пик, составляют не менее 30% от всего трафика. Если помните, летом водители маршрутных такси устроили мини-бунт против введения безналичной оплаты проезда и около 300 машин не вышло в рейс. И город вздохнул. Особенно радовались автомобилисты, которые в соцсетях очень советовали маршрутчикам бастовать вечно.
Конечно же, та забастовка серьезно сказалась на «безлошадных» рязанцах, многие из которых с большим трудом добирались на работу и домой. Но факт остается фактом – с исчезновением с улиц менее чем трети от всего парка маршруток пробки практически исчезли. А где уменьшение пробок — там и улучшение городской экологии.
Причина №4. Культура вождения
Водители маршруток (не все, но очень многие) являются самыми закоренелыми автохамами на дорогах города. Они лезут, щемятся, впихиваются, выезжают за стоп-линии, объезжают заторы по обочинам, улицам-дублерам и даже дворам жилых домов. Все это повышает градус агрессии на городских магистралях, вынуждает других водителей отвечать на наглые действия соседей по потоку. А кто-то и вовсе действует по принципу: «Маршрутке можно, а я рыжий, что ли? Тоже подрежу, объеду, выеду за стоп-линию».
Можно утверждать, что именно маршрутчики задают тренд хамского поведения на дороге, «легитимизируют» его.
Хотя тут стоит оговориться, что и среди рязанских автолюбителей хамов тоже хватает, наглеют далеко не только маршрутчики. Тем не менее, если убрать с улиц маршрутки, культура вождения вырастет и напряжение на рязанских дорогах спадет.
Причина №5. Развитие цивилизованного транспорта
Отказ от маршруток ознаменует собой начало «золотой эры» цивилизованного, безопасного и комфортабельного транспорта – муниципальных автобусов и троллейбусов. Когда водители не отсчитывают мелочь на полном ходу, не устраивают гонки за пассажирами, не проскакивают на «красный», а потом опрокидываются (вы можете себе представить опрокинувшийся троллейбус?); когда водители не организуют забастовок и не протестуют против инноваций, которые призваны облегчить жизнь горожан; когда транспорт ходит по расписанию, а не стоит в пробках из-за лезущих из всех щелей маршруток, разве это не счастье?
Отказ от маршрутных такси – это еще и развитие экологически чистого и исторически самого важного для Рязани троллейбусного транспорта. Постепенный переход на автобусы, работающие на газу, тоже поспособствует снижению загрязнения воздуха.
Кроме того, муниципальный общественный транспорт наконец получит шанс стать рентабельным, потому что возьмет на себя «маршруточный» пассажиропоток, а не будет ездить полупустым, как сейчас. Ведь сфера пассажирских перевозок – отрасль довольно прибыльная, иначе не было бы в Рязани столько частных перевозчиков. А дополнительные доходы всегда можно направить на обновление парка или прокладку новых троллейбусных линий, например.
Да, транспорт несколько потеряет в скорости и мобильности и вы не сможете попросить водителя троллейбуса остановить у «того вот куста за поворотом», но это с лихвой компенсируется курсированием по расписанию, комфортом и безопасностью.
Ну и конечно, никто не призывает отказываться от маршруток за один день. Просто надо постепенно, маршрут за маршрутом заменять микроавтобусы муниципальным транспортом, а когда замещение произойдет, попросту не продлевать контракты с частными перевозчиками, либо жестко обязывать их закупать настоящие вместительные автобусы. Безусловно, такой процесс – это дело не одного года.
Причина №6. Опыт развитых городов
Ни в одном цивилизованном городе мира нет маршруток, ну или, как минимум, они не являются основным видом городского транспорта. В передовых российских мегаполисах – Москве, Санкт-Петербурге, Казани – от маршруток либо уже отказались, либо почти отказались, либо существенно сократили их количество и сферу действия. Даже наши ближайшие соседи – Владимир и Липецк – отлично обходятся без них. Вы можете возразить, что Владимир заметно меньше Рязани и там нет такого пассажиропотока. Но ведь тот же Липецк почти идентичен по населению. Тем не менее, «маршруточная зараза» обошла город стороной.
Но есть и противоположные примеры. Самый яркий — это город-миллионник Воронеж. Там в 90-е и начале 2000-х методично и последовательно под влиянием «маршруточного лобби» уничтожался городской электротранспорт. В итоге, воронежский трамвай был убит, а от городской троллейбусной системы сохранились жалкие остатки. Как результат — город заполонили маршрутки и автобусы и в Воронеже резко поползла вверх кривая легочных заболеваний.
Вообще, маршрутки, как вши, заводятся в городах ослабленных, с «подорванным иммунитетом». В городах, где власть слаба, безынициативна и коррумпирована. Она с радостью готова обанкротить или бросить на произвол судьбы свои родные троллейбусные, трамвайные и автобусные МУПы и отдать все на откуп частникам. Именно такова последние несколько десятилетий рязанская власть. Если кто-то сомневается, посмотрите, сколько бывших чиновников регионального правительства, мэрии, силовых структур находится по следствием или уже за решеткой.
Причина №7. Новая метла
Последняя причина – это не причина вовсе, а надежда. Надежда на новую власть, которая сейчас пришла «рулить» Рязанью и областью и с которой связаны надежды на очищение «рязанского болота».
За последнее время у нас сменились губернатор, главный областной и городской архитекторы, мэр, начальник управления транспорта (кстати, теперь эту должность занимает бывший начальник троллейбусного управления, что дает некоторую надежду).
Совершенно очевидно, что маршруточный бизнес уже давно укоренился во властных коридорах и влияние перевозчиков на чиновников велико. Так просто, без проявления политической воли, их не сдвинешь и от кормушки не отлучишь. Есть ли у наших новых руководителей такая воля и, главное, желание что-то менять? Очень большой вопрос… И ответ на него мы узнаем достаточно скоро.
P. S.
Прежние городские и областные власти активно продвигали «соломоново решение» маршруточной проблемы – увеличение вместимости маршруток. И идея эта – изначально абсолютно провальная. По большому счету, из всех перечисленных выше проблем она не решит ни одну. То есть все прелести – гонки маршрутчиков за пассажирами, «передайте за проезд», пробки, хамство, опасные ситуации на дороги – останутся на месте. Да и вообще, после пуска «демонстрационной» XXL-маршрутки даже эта полуинициатива, видимо, сходит на нет. Другие подобные автобусы на улицах замечены не были.
А между тем, так хочется, чтобы уже через 10 лет мы показывали детям снимки Рязани 2010-х годов и отвечали на удивленные детские вопросы:
– А что это за смешной автобусик на фотографии?
– Это маршрутка, мы на такой в молодости ездили, сейчас их уже давно нет.
Выразил свое мнение Александр Мойсеюк