Этот город вызывает неоднозначные думы. Слово, которое приходило в голову чаще всего, пока мы прогуливались по улицам, – «странный». Странные дороги, похожие на песчаные дюны, странные глухие заборы с заколоченными проходными, странные башни-вышки по всему городу, странная архитектура купеческих кирпичных домов с деревянными надстройками и постройками. Здесь даже траву в парках косят странно – не всю и не до конца. Создается ощущение, что кто-то могущественный собрал в мешок три эпохи – царскую, советскую и российскую, – перемешал и высыпал на высокий берег Оки. Получилась такая неприметная, непривлекательная, деревенско-городская эклектика.
Команда YA62.ru приехала с инспекцией в Спасск-Рязанский.
Ничем не привлекательный
Спасск-Рязанский – очень маленький город на Оке, который всем своим видом стремится показать, что он на самом деле деревня. Населения в нем, по данным организации, которую возглавлял наш нынешний врио губернатора Павел Малков, всего 6 567 человек. А бюджет Спасска, если верить словам главы города, меньше бюджета школы.
Застройка в основном купеческая и одноэтажная. Много деревянных домов еще с наличниками. И, с одной стороны, на такую архитектуру смотреть приятно, с другой – не понятно, как люди живут в домах вековой давности и насколько в них налажена инфраструктура.
Чем ближе к берегу Оки, тем более богатой становится частная застройка. Видно, что обеспеченные жители или владельцы загородных домов не скупятся на вид из окна. А местные рассказали, что именно здесь, недалеко от реки, стоит особняк сенатора Игоря Морозова, а рядом – его конюшни. До конюшен мы дошли, но лошадей не увидели.
Когда наша команда приезжала в Спасск-Рязанский пять лет назад, местные власти хвалились «благоустройством набережной». И, по воспоминаниям, нам она даже понравилась. В этот приезд место не произвело впечатления. Да и пешеходные дорожки уже начали разваливаться. Словно это место постепенно становится заброшенным.
Вот, пожалуй, и все достопримечательности Спасска-Рязанского, ради которых ехать сюда, конечно же, не стоит. А вот если вы давно хотели побывать в антураже фильмов режиссера Юрия Быкова – то вам определенно сюда.
Собаки
Но давайте по порядку – с житейских проблем горожан. Удивительно, но именно от жителей Спасска мы получили рекордное число жалоб на бродячих собак. Люди писали, что животных с каждым годом становится больше, они сбиваются в стаи и даже нападают на людей.
Отметим, что клипсованных собак в городе действительно много. Сказать что-то об их агрессивном поведении мы не можем, потому что за время прогулки с подобным не сталкивались. Но люди живут здесь и знают ситуацию лучше. Потому с вопросом о собаках мы обратились к главе администрации Спасска-Рязанского Владимиру Лебину. По доброй традиции с мэром Спасска мы беседовали на улице, недалеко от разбитого неработающего фонтана.
– Нам не нравится ситуация с отловом бродячих собак, – поделился Лебин. – Им ставят клипсу. А холостят ли их? Прививают ли их? Мы не знаем. В итоге их возвращают назад и собаки снова сбиваются в стаи. Сейчас контракт по отлову собак исполняет у нас фирма из Подмосковья. Два года назад мы нанимали рязанскую компанию, и она работала лучше. Здорово помогли нам, увозили собак из города в приют. Слава богу, случаев кусания собаками людей пока в городе нет, но есть агрессивный настрой животных на людей. Может быть, стоит не тратить деньги на установку клипс, а потерпеть год и на эти деньги построить приют?
Вопрос главы Спасска звучал в риторическом ключе, но даже такая форма выражения мнения чиновника говорит о том, что действующий в Рязанской области закон о безнадзорных животных по сути не работает. Просто так получилось, что жители Спасска страдают от собачьих стай сильнее остальных.
Решать проблему с «засобачиванием» города мэр, судя по всему, не планирует, потому что не знает, как это сделать.
Мусорная тема
Пять лет назад мы ужаснулись количеству мусора на улицах Спасска-Рязанского и даже назвали статью «С видом на мусор». А тогдашний мэр города на это замечание ответил, что во всем виноваты местные жители – слишком много мусорят.
В новый приезд инспекции, признаемся, глаз за мусорные горы не зацепился. Но, как нам писали местные жители, к нашему приезду город начали тщательно убирать. Что ж, на безрыбье и это хорошо. Но все же мусорная тема протянулась через пятилетие, и жители улицы Новой обратились к нам с заманчивой просьбой – сфотографировать их помойку.
К слову, до нашего приезда мусорная площадка выглядела так:
«Хотелось бы вас попросить посетить помойку на улице Новой, – написали нам жители. – Сколько просили ее сдвинуть ближе к асфальту и нормально огородить, чтобы не разлетался мусор по всей округе, все без толку. Рядом детские площадки, ФОК недалеко, и весь мусор летит постоянно по всей округе. Весной настоящее болото вокруг, подойти к бакам невозможно».
Когда мы приехали, помойка выглядела вот так:
Владимир Лебин сказал, что уборка мусорных площадок просто совпала с нашим приездом, на самом деле все идет по расписанию. Что ж, к третьей поездке начинаешь верить в такие совпадения.
– Сейчас мы отошли от весеннего паводка и приводим потихоньку в порядок город, – прокомментировал мэр. – Но люди у нас не понимают, что такое ТБО. И несут к контейнеру ветки, траву и прочее. Региональный оператор убирает ТБО, строительный мусор, мебель. А ветки и остальное – на усмотрение городских властей. Вчера убрали на Новой полностью всё. И продолжаем убирать по городу.
Отметим, что даже в чистом виде и без мусора состояние самой контейнерной площадки кошмарное. Словно по ночам ее жует мусорный монстр.
Детские площадки
Как ни странно, детские площадки стали второй по популярности темой обращений граждан. Все как один писали нам, что в Спасске нет современных, удобных городских детских площадок.
Мы прошлись по городу и своими глазами увидели подтверждение этих слов. Детские площадки есть, но все они со времен царя Гороха, ржавые, множество раз залатанные и непривлекательные.
И здесь снова с просьбой о помощи обратились активные жители улицы Новой.
– Детская площадка на улице Новой не стоит на балансе города, она старинная, строилась силами местных жителей еще в 80-е годы, – объяснил глава администрации. – Мы ее по мере возможности чиним. Сейчас стоит вопрос с ограждением. Но капитального ремонта делать не будем, так как отправили эту площадку в программу местных инициатив. Жители решили вступить в программу благоустройства. Осталось оформить заявку, и в следующем году мы войдем в программу. Надеемся, что проект победит и будут выделены деньги. Потому что в городе нет детских площадок совсем, а детишек маленьких человек 300 есть.
Если смотреть на проблему досуга детей глобальнее, то власти Спасска-Рязанского, вероятно, планируют решать ее с помощью госпрограмм, пока те еще работают.
Запах нечистот
Дурно пахнущая проблема Спасска-Рязанского прилетела к нам от жителей улицы Урицкого. Звучала она так: старые очистные сооружения, ужасно пахнет, невозможно жить. К сожалению, конкретного адреса нам получить так и не удалось, и поэтому мы просто вышли на улицу Урицкого и шли, в прямом смысле слова, на запах. И чем дальше мы продвигались, тем сильнее хотелось развернуться. В какой-то момент стало вообще не понятно, как люди живут в такой газовой камере размером с целый микрорайон.
Мы свернули в проулок между домами и сразу же увидели машину с бочкой, которая занималась очисткой и ремонтом канализаций. Водитель остановился и даже сказал, что они всегда оперативно реагируют на обращения граждан.
– Но вы напишите все равно в своей газете, что, если бы жители не спускали в унитаз вещи, которые не предназначены для этого, проблем было бы меньше, – напутствовал мужчина.
Мы пошли дальше, радуясь оперативности чиновников. Запах нечистот, правда, становился все сильнее. Хотя и казалось, что проблема же вроде как решена.
В итоге нас ожидало сразу два откровения. Первое – оказывается, жалобы местных были вообще не о локальных очистных, а об общегородских. О чем нам рассказал глава города. Второе – воняла не канализация, а местный кожевенный завод. Мы поняли это, когда, пробравшись через апокалиптичные трущобы дачек и брошенных разбитых двухэтажек, вышли прямо ко входу на кожзавод. Странно, что на вонь этого предприятия никто из жителей города не пожаловался. Вероятно, это одно из немногих градообразующих, на которые жаловаться себе дороже – ведь это рабочие места, спонсорство, зарплаты.
С вопросом же об очистных сооружениях мы обратились к главе города.
– Очистные, на которые жалуются жители улицы Урицкого, на самом деле стоят примерно метрах в 500 от черты населенного пункта, и подведомственны они администрации Спасского района, – пояснил Лебин. – Дело в том, что это очистные открытого типа, потому, когда ветер в нашу сторону, есть запах. Строились они еще при Шпаке, и сделали их слишком большими для нашего города. Их мощности для Спасска-Рязанского – как стрельба из пушки по воробьям. И вроде бы районные власти планировали их модернизировать. Даже план был. Хотя я могу и ошибаться.
Здесь сделаем ремарку и отметим, что глава Спасска-Рязанского – это не Евгений Сидоров из Михайловского района, который с легкостью отвечал на вопросы и про город, и про район. Владимир Лебин отказался не только держать слово за районные проблемы, но и не переадресовал их главе района. Возникает вопрос: чиновники Спасска не общаются между собой? В чем сложность позвонить коллеге и попросить ответить на пару вопросов? Тем более когда речь идет о довольно значимых проблемах.
Поэтому, раз мэр Спасска-Рязанского отказывается делегировать вопросы вверх, это сделаем мы. И обратимся сразу к врио губернатора Рязанской области Павлу Малкову.
Вопросы со строительством и модернизацией очистных сооружений решаются по всему региону с разной степенью успешности. В Спасске-Рязанском нам не дали ответ на вопрос о решении этой проблемы.
Просим главу региона обратить на вопрос внимание, когда будет рабочая поездка в Спасский район.
Дороги
По количеству отсутствующих дорог Спасск достойно борется за первенство с Ряжском. На многих улицах здесь не просто разбитый асфальт или впитавшийся в землю советский щебень, а самые настоящие песчаные барханы. Дорог в этих местах не было никогда. Это сложно назвать даже сельской грунтовкой.
Что удивительно, отклик о плохой дороге пришел только от жителей улицы 900 лет Рязани. Вероятно, жители всех улиц, примыкающих к Набережной, а также улицы Свердлова смирились с тем, что нормальная дорога им не светит, и просто не стали обращаться в редакцию.
По словам мэра города, асфальтирование песчаных улиц действительно не планируется в обозримом будущем. Что интересно, похоже, что здесь даже не пытаются продавить эту тему наверх.
– Улица 900 лет Рязани одна из самых проблемных, она была бесхозной, и только в прошлом году мы взяли ее на баланс города, – отмечает Владимир Лебин. – Область спросила, какие дороги мы хотим отремонтировать по программе «Безопасные и качественные дороги» в 2025-26 годах, и мы включили эту улицу в ремонт.
– Но только улицей 900 лет Рязани проблема не решится. У вас же очень плохие дороги, – делаем замечание главе городской администрации.
– Ну нет, за пять лет лучше стало. Пять лет назад и по центру проехать было нельзя. Сейчас вот чиним улицы Войкова и Рабочий поселок по госпрограмме, подготовили проекты ремонта. Мы ремонтируем пока только те дороги, на которых есть асфальтовое покрытие. Улицу Свердлова и песчаные улицы пока делать не будем, потому что это строительство, это другая программа.
Таким образом, можно сделать вывод, что ремонт дорог в Спасске-Рязанском происходит такими нижайшими темпами, что особого смысла, и, как следствие, результата – не имеет. Люди в центре недовольны разбитым асфальтом, люди на окраинах недовольны отсутствием асфальта в целом.
Впрочем, такие проблемы неудивительны, если учесть, что за пять лет мэр в Спасске сменился несколько раз. Тот же Владимир Лебин занимает должность всего год. А без крепкой хозяйственной руки все глобальные проблемы города останутся на месте и с годами будут только усугубляться.
Аварийный дом
Эта история еще раз подтверждает, что чиновники в Спасске-Рязанском относятся к своей работе спустя рукава, а контроль за исполнением задач вообще отсутствует. Так, власть просто переходит от одного человеку к другому, а за косяки минувшие не отвечает никто.
В редакцию обратились жители аварийного дома по адресу: улица Свердлова, 142. Они рассказали, что в 2015 году их дом прошел экспертизу на аварийность и был признан таковым. Власти города пообещали переселить людей по госпрограмме. Даже дома новые построили для расселенцев. Но потом что-то пошло не так, и людей, которые живут в по-настоящему нечеловеческих условиях, стали «кормить завтраками». Так было в 2016 году, в 2018 году. При этом тех, чьи дома были признаны аварийными позже, благополучно поселили в новостройки. А дом на Свердлова, в котором проваливаются полы и течет крыша, продолжает ждать.
Жители задавались вопросом, как же такое могло произойти?
Отвечает нынешний мэр Спасска-Рязанского:
– По неизвестной мне причине этот дом не смогли признать аварийным официально. У них есть акт обследования от 2015 года. Но аварийными они признаны были только в 2018 или 2019 году. Оказалось, что было законодательное изменение в процедуре признания аварийности. И в их заявку вовремя не внесли эти поправки. До нас это довели только в ноябре 2021 года, задним числом. Дом на Свердлова и еще восемь аварийных домов должны были войти в программу расселения второго потока – до 2025 года. Но теперь они попадут только в третий транш – это 2024-30 годы. Должны были идти во вторую очередь, но из-за ошибки не попали.
В переводе с чиновничьего на русский это звучит так: чиновники Спасска-Рязанского провалили вторую очередь программы по расселению людей из ветхого и аварийного жилья, не проследив за правильностью составления документов. Семьи из девяти домов, которые в 2024 году должны были получить ключи от новых квартир, еще десятилетие проведут в условиях сырости, холода, гнили и в ожидании, когда на голову упадет крыша. Потому что чиновники не выполняют работу, за которую получают деньги из налогов граждан, живущих в аварийных домах.
– Сюда бы их поселить хоть на пару месяцев и посмотреть, как им будет, – сетуют пенсионеры из аварийного дома. – Хотите посмотреть, что у нас внутри? Идите, если не боитесь провалиться под лестницу.
Этому дому больше сотни лет. Когда-то он принадлежал купцу, который владел хлебной лавкой на первом этаже. В советское время сюда заселили людей. В 80-е пристроили к дому два дополнительных крыла. Уже тогда строение дышало на ладан, и многих сюда переселили временно. Это самое «временно» длится до сих пор, уже более 30 лет.
Помимо того что в доме нет инфраструктуры – туалет на улице, вода из колонки, газ не проведен, – люди с трудом могут пользоваться и тем, что у них имеется.
– У нас печи со сквозными трубами, с первого на второй этаж, – рассказывает местный житель. – Если квартира под тобой или над тобой разрушена, то уже не затопишь. Опасно. А такие квартиры есть. Вот, у соседки, покойницы, потолок обвалился.
В доме пахнет сыростью и канализацией. Даже в квартирах. Властям города должно быть невыносимо стыдно, что их люди живут в таких условиях в XXI веке.
Редакция YA62.ru обращается к Павлу Малкову с просьбой разобраться в вопросе и решить проблему аварийных домов в Спасске-Рязанском. Люди не должны расплачиваться за ошибки чиновников. А чиновники не должны безнаказанно такие ошибки совершать.
Вопросы из района
На этот раз районных вопросов было всего два. Один стандартный, другой – стыдный. Что для Спасска, похоже, является нормой.
Жители деревень в направлении Федотьево – Веретье пожаловались на плохие дороги. И даже прислали фотографию. Они попросили обратиться к властям района и региона, чтобы проблема была услышана.
Стыдный вопрос прислали родители детей, которые ходят в школу в туристическом и очень перспективном селе Троица.
Жители написали, что школа находится в плохом состоянии. Особенно окна. Рамы в школе деревянные и прогнившие в труху. Настолько, что грозят вывалиться на голову детям.
«В прошлом году в кабинете физики поставили пластиковые окна. Теперь дети бегают греться туда всей школой, потому что в других кабинетах очень холодно», – написали нам активные горожане.
И так как глава Спасска отказался передавать вопросы граждан главе Спасского района, мы адресуем жалобу выше.
Редакция обращается к врио губернатора Павлу Малкову с просьбой оценить состояние школы в Троице и решить вопрос с плачевным состоянием учебного заведения.
Стало ли лучше за пять лет?
Вопрос, который мы задаем жителям и чиновникам в инспектируемых городах. Как водится, мнения разделяются.
– Ни на сколько не лучше, – говорит местный житель. – Я здесь всю жизнь живу, одинаково. Если только в центре что-то делают, плитку где-то положат, но и то мельком, не заметно этого. Как в деревне живем.
– Это еще смотря какая деревня, – перебивает его соседка. – Есть деревни, которые получше Спасска.
Мнение мэра города иное.
– Мне кажется, в целом лучше стало, – говорит Владимир Лебин. – Но с парками беда. Раньше город у нас зеленый был, а сейчас деревья стареют, сохранить их мы не можем, приходится вырубать. Да и молодежь не жалеет чужой труд.
Интересно, что и пять лет назад, и сейчас власти Спасска-Рязанского сваливают на местное население вину за плохое благоустройство и мусор в городе. Потрясающая преемственность поколений чиновников... Вот только с таким подходом вряд ли Спасск когда-нибудь станет чистым и ухоженным.
Подытожим
Лично мне такие места, как Спасск-Рязанский, нравятся. Он тихий, спокойный, его обходят вниманием туристы. Здесь большой частный сектор – высыпать возле дома грузовик щебня, и можно достойно встречать старость.
Захочется жути – можно сходить в промышленно-канализационный район к кожзаводу. Странно, что Юрий Быков тут до сих пор не снял кино.
Из прекрасного – в Спасске совершенно невообразимый вид с высокого берега реки. С некоторых ракурсов можно даже разглядеть городище Старой Рязани. А за старинным зданием дополнительного образования – сосны растут, и даже дышится там как в санатории. Сиди, созерцай.
Но жить здесь «как в городе» не получится. Здесь нет ни досуга, ни инфраструктуры. И от этой безысходности не спасает даже имеющийся ФОК.
В Спасске нет ни бюджета, ни градоначальника с железным кулаком, который бы смог выбить из области деньги на благоустройство.
Говорю:
– У вас фонтан на главной площади не работает.
Отвечает:
– Да он три года назад сломался, – отвечает мэр. – Спонсоры обещали вот помочь, чтобы хоть следующим летом фонтан у нас был.
Пять лет назад после обзора Спасска мы писали: «Прыгайте в машину и бегите отсюда, глупцы!». Спустя годы добавляем ремарку: «Бегите. И возвращайтесь, когда вам стукнет лет 70». Растить внуков в деревне все-таки лучше, чем в городе.
Большой фоторепортаж смотрите по ссылке.
Текст Дарьи Копосовой
Фото Марии Илларионовой