В редакцию YA62.ru обратился житель Рязани Сергей, который почти полгода проработал мастером ногтевого сервиса в Центре инновационного маникюра Style Bio. По словам молодого человека, его не устроили условия сотрудничества с данным заведением, и он решил сменить место работы. Однако, когда Сергей заявил об этом руководству, оказалось, что он должен выплатить штраф за расторжение трудового договора в размере 50 тыс. рублей. Плюсом к этим деньгам руководство насчитало еще и ежемесячную «материальную» помощь, которую оказывало сотруднику. В результате сумма долга приблизилась к 100 тысячам.
Сергей с таким положением дел не согласен. Но руководство салона красоты уверено, что действует по закону, ведь молодой человек лично подписывал договор и был согласен на его условия. Журналист YA62.ru поговорила с обеими сторонами конфликта и обратилась за юридической консультацией по поводу законности данного трудового договора и требований об оплате штрафа.
Сергей — сирота. У него нет мамы с папой, которые могли бы помогать деньгами, пока он «встает на ноги». Поэтому парню приходится набивать все шишки взрослой жизни самому. Примерно полтора года назад рязанец решил, что станет мастером ногтевого сервиса, и пошел учиться маникюру, параллельно подрабатывая в салонах. В августе прошлого года на просторах Instagram во время поиска подходящего места работы он наткнулся на страничку рязанского Центра инновационного маникюра Style Bio, где мастерам обещали не только место работы, но и мощный учебный процесс, и Сергей решил пройти собеседование, сделав ставку на учебу.
— Мне казалось, что это идеальное место работы, — вспоминает Сергей. — Зарекомендовавший себя салон, грамотные наставники, регулярные курсы. На собеседовании мы обсудили с руководителем Еленой Пожидаевой нюансы, меня пригласили выполнить тестовую работу — отработать маникюр на модели. Руководитель следила за процессом и оценивала результат. После чего мы перешли к заключению договора. Если его можно так назвать. Документ называется «Договор возмездного оказания услуг». Скажу прямо, я в этих вопросах не очень образован, может эти бумаги вообще нельзя называть трудовым договором. Но в тот момент меня из всего документа смутил только пункт со штрафом. В договоре было написано, что я обязан отработать в салоне три года, а если захочу уйти раньше, то обязан буду выплатить штраф в размере 50 тыс. рублей.
Еще одним пунктом с цифрами была строка зарплаты — организация обещала, что сотрудник будет получать от 15 до 100 тыс. рублей в месяц. При этом ни один из пунктов не расшифровывал условия, от которых зависит сумма зарплаты. Точно так же, как не объяснялось, за что сотрудник обязан оплатить неустойку в размере 50 тыс. рублей в случае преждевременного отказа от сотрудничества.
— Все условия проговаривались на словах, — объясняет Сергей. — О конкретной сумме зарплаты речь не шла, но мне сказали, что я буду получать 35% от стоимости оказанных услуг. Если моя выручка за месяц превысит 100 тыс. рублей, то процент увеличится до 40. Но в итоге поток клиентов был очень небольшой, во всяком случае, я говорю за себя. За пять месяцев я заработал в общей сложности 47 тыс. рублей. Это около 10 тысяч в месяц. Правда, зная мое финансовое положение, руководитель каждый месяц добавляла денег как бы из своего кармана, чтобы я в итоге получал 20 тыс. рублей. При этом я за зарплату ни разу нигде не расписывался, мне просто перечисляли деньги на карту или отдавали на руки.
Сергей отмечает, что он действительно проходил обучение, пока работал в данной организации. Однако нигде документально это не зафиксировано. А сертификатов об обучении на руках у мастера нет.
— Я проходил курсы бесплатно, вместе с людьми, которые платили за это деньги, — вспоминает собеседник издания. — У Style Bio полноценная школа для мастеров, с преподавателями, которые показывают, как нужно работать. Однако стоимость курсов нигде не зафиксирована, и я понятия не имею, на какую сумму получил услуги по обучению.
По словам Сергея, работа организации по отношению к клиентам — на высшем уровне. Но лично его не устроила атмосфера внутри коллектива. Именно поэтому, как объясняет рязанец, он решил покинуть Style Bio.
— Я ощущал постоянное давление, — отмечает он. — У меня не было ни с кем конфликтов, я никогда не высказывал претензий. Просто подмечал какие-то вещи, которые меня не устраивали, и понимал, что не хочу так работать. Например, когда меня посадили работать с людьми, у меня не спросили медицинскую книжку. Могу предположить, что без медкнижки работал не я один. Просто я был уверен, что такие организации в обязательном порядке должны следить за подобными вещами. Когда же вопрос о медкнижках был поднят на собрании, нам дали понять, что делать это мы должны за свой счет.
В итоге Сергей поставил своего руководителя Елену Пожидаеву в известность, что он увольняется.
— У нас не было конфликтов, напротив, все разговоры проходили в доверительном ключе, - отмечает рязанец. — Но мне дали понять, что штраф я выплатить обязан, так как не проработал в салоне три года. А к этому штрафу мне прибавили еще и «гуманитарную помощь», которую доплачивали каждый месяц. Сумма приблизилась к ста тысячам. Я считаю, что не должен этой организации ничего.
Журналист YA62.ru связалась с директором рязанского центра Style Bio Еленой Пожидаевой, которая представила свою точку зрения по данному вопросу.
— Сергей оказывал услуги по договору для меня, как для ИП, и договор этот составлялся юристом. Когда он его подписывал, я конкретно изложила все, и что будет обучение. Спросила — согласны ли вы на такие условия? Он сказал — да, конечно. Он сам подписал договор. В дальнейшем произошла ситуация, что человек не захотел работать дальше. Решил, что это не его, что он не на своем месте. Как он сам мне говорил, он не устраивает сам себя. Возможно, Сергей и вовсе не захочет оставаться в этой сфере. В адрес меня и моего салона не было никаких претензий, напротив, он сказал много хорошего, слова благодарности за то, что его учили. И поэтому все претензии сейчас для меня неожиданны.
Елена подтвердила, что к зарплате Сергея организация приплачивала некоторую сумму, исходя из «его жизненной ситуации», понимая, что на первых порах сотрудник будет зарабатывать мало. По словам руководителя организации, в момент расставания Сергей был готов оплатить неустойку, попросив дать ему отсрочку до конца года. Компания пошла бывшему сотруднику навстречу.
Елена Пожидаева отметила, что не все сотрудники салона работают по подобному договору. Все зависит от изначальных навыков работника. Если ему не нужно обучение, договор заключается другой.
— Сумма штрафа складывается исходя из стоимости обучения, которое сотрудник проходит за это время. Если сотрудник не отрабатывает учебу, то отдает деньги, — объяснила хозяйка салона. — Я никого не могу заставить подписать договор, все принимают это решение самостоятельно.
Собеседница издания добавляет, что если Сергей вернет деньги, то он получит все сертификаты и документы о прошедшем обучении.
По словам Елены, она не помнит договор детально, но знает, что суммы обучения не прописаны в нем. Однако все нюансы проговариваются, так сказать, «на берегу».
Прокомментировать тот факт, что Сергей получал зарплату не через бухгалтерию, руководитель салона не смогла, но подтвердила, что действительно бывало так, что деньги переводились с карты на карту. По поводу медицинской книжки Елена тоже не уверена. По ее мнению, у Сергея она имелась.
Вопрос о судьбе долга перед организацией остается открытым, поскольку позиция бывшего сотрудника является для центра Style Bio прецедентом.
— У нас никогда такого не было, — отмечает Елена Пожидаева. — Дважды люди уходили раньше срока, но без скандалов. Одна девушка отрабатывала деньги, другая отдавала в рассрочку. Какие санкции последуют для Сергея, если он решит не платить штраф, — я не знаю, нужно консультироваться с юристом. Но, как я понимаю, взять с него эти деньги будет сложно. Я же в свою очередь хочу просто обезопасить себя — поскольку я плачу инструкторам за обучение и трачу свое время. Я всегда надеюсь на порядочность и хорошее отношение. Я даже не знаю, что еще сказать.
Независимый юрист Алексей Грибов согласился прокомментировать текст договора, исходя из сложившейся ситуации:
— Представленный договор гражданско-правового характера, на мой взгляд, не соответствует реальным правоотношениям, возникшим между сторонами, а лишь прикрывает трудовые отношения. Из договора следует, что сторонами достигнуто соглашение о личном выполнении Исполнителем определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением Заказчика; обеспечение Заказчиком условий труда Исполнителя; выполнение Исполнителем своих функций за плату. Кроме того, выполнение работы осуществляется в соответствии с указаниями Заказчика и с использованием его инструментов, материалов. Все это является признаками трудовых отношений, которые регламентируются Трудовым кодексом РФ, а не Гражданским кодексом РФ, как подписанный между сторонами договор. Также, есть ряд вопросов к условиям данного договора, а именно: как определяется объем оказываемых услуг, цена за оказанные услуги, место осуществления деятельности и прочее. При таких обстоятельствах, считаю, что требование с Исполнителя денежных средств за расторжение договора является незаконным, тем более, что про обучение в договоре нет ни слова. Сторонам целесообразнее расторгнуть данный договор и забыть про него, иначе их ждут долгие судебные разбирательства с туманными перспективами.
Выводы из этой истории можно сделать довольно простые: соискателям стоит внимательнее читать договор при трудоустройстве, а нанимателям — составлять более грамотные юридические документы.
Кстати, по словам Сергея, уходить из ногтевого сервиса он не собирается и уже ищет новое место работы.
Дарья Копосова
В тексте использованы фотографии из соцсетей Центра инновационного маникюра Style Bio