В Рязани, как и по всей России, плавно протекает месячник по добровольной самоизоляции. Однако вынужденных передвижений все равно много. Кто-то ездит на работу, которую не перевести на удаленку, кто-то — в больницы и поликлиники, многие — в магазины. Тем временем общественный транспорт в период распространения коронавируса — одно из мест с повышенной опасностью заражения. Как можно снизить этот риск? Выясняла журналист YA62.ru.
Транспортные меры
Власти регионов стараются опасность минимизировать. Например, в Московской области полностью запретили платить за проезд наличными. Платить можно или банковскими, или транспортными картами. Запрет подкрепляется поощрением: скидка на проезд по карте в Подмосковье весьма внушительная — 30%. Почему Московская область пошла именно таким путем?
Роспотребнадзор и Всемирная организация здравоохранения утверждают: бесконтактная оплата проезда — один из способов снизить риск заболеваемости коронавирусом. Но, чтобы люди массово стали пользоваться картами в транспорте, их надо не запугивать штрафами, а мотивировать рублем.
Удачный опыт
Интересно, что в Рязани тоже есть подобный опыт. С осени 2018 года в так называемых «красных автобусах» действует сниженный тариф при оплате картой УмКА. В начале марта уже текущего года такую же скидку ввел у себя еще один перевозчик — на маршруте 32М3.
Возможность платить за проезд меньше горожан радует и стимулирует ездить на конкретных маршрутах. Еще более показателен опыт акций платежных систем Visa и «Мир». Если посмотреть итоги, то цифры говорят сами за себя. Например, когда по карте Visa проезд подешевел на два рубля, в период с 21 марта по 30 июня 2019 года, количество пассажиров, использующих эти карты при оплате проезда, увеличилось в три раза. А за три с половиной месяца акции по карте «Мир», когда оплата по дифтарифу снизилась на 4 рубля, число пассажиров, которые расплачивались «Миром», увеличилось в пять раз.
Такие акции свидетельствуют еще и о том, что технически установить разные тарифы можно. Это нам подтвердил и оператор автоматизированной оплаты проезда на транспорте — ООО «Ресурсы партнеров Рязань».
— Технически возможно осуществить разную тарификацию проезда как на разных носителях — картах разных платежных систем, так и на разных маршрутах транспорта, — прокомментировали в компании. — Такая дифференцированная тарификация осуществляется на ряде маршрутов городского общественного транспорта при оплате картой УмКА категории «Городская», а также периодически — во время проведения акций совместно с платежными системами.
С 1 апреля этого года в Рязани запущена очередная такая акция: на этот раз по карте Visa. Но, стоит ли говорить, что это не решение вопроса, так как подобный вид карт есть далеко не у всех.
Что говорят люди?
Рязанка Ирина Панина стоит в ожидании 32-го маршрута. Она могла бы поехать на №33, он тоже идет в Рощу, но женщина говорит, что погода хорошая и можно постоять, чтобы уехать дешевле.
— Такая жизнь, во всем стараемся как-то сэкономить, — объясняет рязанка. — В прошлом году, как узнала о том, что проезд будет дешевле по карте «Мир», я ею стала расплачиваться. Может быть, для кого-то это и кажется, что мелочь, а если за целый месяц поездок пересчитать, то неплохая получается экономия. Сейчас вот по «Городской» карте появились скидки. Странно только, почему это не распространяется на все маршруты, транспорт-то вроде бы весь общественный. За новостями не уследишь, поэтому часто приходится прямо у водителя спрашивать — есть скидки или нет. В часы пик это неудобно.
Если поспрашивать людей на остановках, практически все скажут, что проезд по безналичному расчету должен быть дешевле, и то, что Рязань наконец к этому пришла — весьма логично. Нелогичным горожане считают необходимость постоянно «жонглировать» картами: Visa, «Мир», теперь «Городская».
— Ну, вот есть в Москве карта «Тройка», и она действует на весь транспорт и работает уже много лет, — объясняет свою позицию рязанец Олег Игнатов. — А у нас все какая-то чехарда. Когда была скидка по Visa, я обрадовался. Думаю, ну норм, наконец-то. Потом, хлоп! — «Мир». У меня вот ее вообще нет. Взял погонять у мамы, она у меня пенсионерка, у нее по умолчанию эта карта есть. Теперь вот «Городская». Сделайте уже так, чтобы весь безналичный проезд, по любой карте, был дешевле!
Статус-кво
Решением в сложившейся ситуации было бы введение постоянно действующего сниженного тарифа при безналичной оплате проезда — на муниципальном транспорте, за которым будут вынуждены подтянуться коммерческие перевозчики. И не по какой-то одной карте, а при любом бесконтактном платеже.
С вопросом, не планирует ли Рязань пойти по пути своих коллег из Московской области и ввести такую скидку, мы обратились к городским властям. Из администрации города нас переадресовали в Региональную энергетическую комиссию — оказалось, что по документам именно эта структура устанавливает все тарифы, в том числе и на проезд в общественном транспорте. РЭК прислала ответ достаточно быстро, но в нем было лишь зафиксировано текущее положение дел. Чиновники ответили, что регулированию подлежат тарифы только муниципального транспорта (коммерческие перевозчики устанавливают свои цены сами), и что тариф на проезд на данный момент составляет 23 рубля, а скидок при безналичной оплате не предусмотрено.
Между тем, согласно проведенному YA62.ruопросу, 28% рязанцев готовы отказаться от бумажных денег из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции. Еще один опрос показал, что для 73% ответивших скидки на проезд в транспорте важны. Вывод очевиден: сниженный тариф значительно увеличит долю рязанцев, которые платят в транспорте безналично. То есть — безопасно. Не в этом ли цель всех профилактических мероприятий в период эпидемии – предотвращать распространение вируса всеми возможными способами? И может быть, именно сейчас как раз и настало время сполна воспользоваться преимуществами, которые дает бесконтактная система оплаты?
О тарифах печалилась Дарья Копосова