Город «Ройте землянки, живите там». Минобороны выселяет на улицу жителей Скопинского района

«Ройте землянки, живите там». Минобороны выселяет на улицу жителей Скопинского района

Жители закрытой воинской части № 55443 в поселке Желтухинский Скопинского района вот уже несколько лет ведут с муниципальными властями и Министерством обороны борьбу за свое жилье. В 2011 году министерство вдруг решило, что гражданские дома теперь принадлежат военным, и начало через суд выселять людей из квартир. На данный момент иски получили 210 семей с малолетними детьми и пенсионерами. Остальные с ужасом ждут таких же уведомлений. Журналист YA62.ru разбирался, на каком основании людей собираются делать бомжами и почему правительство Рязанской области отреагировало на проблему, только когда отчаявшиеся люди пригрозили перекрыть трассу М6.

«Потеря связи с Министерством обороны»

Военный городок в Желтухинском был построен в 1938 году. Его основная задача была изготавливать боевые снаряды для обороны страны. Жили здесь не только военные, но и гражданское население, которое обслуживало производства и местный совхоз. Как рассказывают местные жители, поначалу люди обитали в землянках, потом в бараках. В 60-е годы на территории поселка началось строительство многоквартирных пятиэтажных домов. Строили их жители сами для себя — по выходным, по ночам, во время отпусков. Многие дома изначально были гражданскими по своему назначению: люди стояли десятилетиями в очередях на улучшение условий жизни.

Жилой дом в Военном городке под Скопином

Пенсионерке Нине Петровне Савельевой 77 лет, 57 из них она отработала на предприятиях воинской части, в том числе и на вредном производстве. В 2005 году она стала ветераном труда и получила от Министерства обороны медаль, но работать продолжала. Сейчас у нее отбирают квартиру с формулировкой «в связи с потерей связи с Министерством обороны».

— Мама с детства сирота, — рассказывает дочь ветерана труда Лариса Гуськова. — Отец ее погиб на войне в 1942 году, а мама надорвалась, работая в колхозе, и умерла спустя еще четыре года. После детского дома она год отработала в поле, а потом попала в Желтухинский. Семь с половиной лет отработала в цеху с вредными условиями труда. Потом ушла в деревообрабатывающий цех — там занимаются укупоркой для снарядов. Всю жизнь она прожила в нечеловеческих условиях: сперва в общежитии, потом в бараках. Десять лет она стояла на очереди по улучшению условий жизни. И когда родилась я, нам дали двухкомнатную квартиру.
Жительница закрытого поселка подчеркивает, что жилье, которое получила ее мать, было не военным, а социальным. Это было отмечено и в ордере на квартиру. Но в 2011 году люди узнали неожиданную правду.

— Нам вдруг рассказали, что в 2006 году квартиры, в которых мы проживаем, «заслужебили», и с тех пор они якобы являются собственностью Министерства обороны, — Лариса Гуськова уже с трудом говорит, потому что не может сдержать слез. — За все 57 лет работы мамы на военном предприятии было три месяца, когда она не работала, — это случилось в 2010 году. Она попала под сокращение, и нужно было переждать, чтобы снова устроиться. Но потом она работала и работает до сих пор.

Ветеран труда военного городка

В маленькой двушке на 46 квадратов проживают пять человек, в том числе двое малолетних внуков. По словам Гуськовой, на суде служба опеки ходатайствовала о том, чтобы детей из квартиры выселить. На вопрос женщины о том, почему служба не выполняет своих обязанностей и не защищает права детей, представитель опеки ответила: «А может быть, никакие дети у вас там на самом деле не живут».

Скопинский суд принял сторону Минобороны по выселению ветерана труда. Семья подала апелляцию в вышестоящую инстанцию.

«Ройте землянки»

Жители вспоминают, что иски на выселение всем пришли от руководителя отделения регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны России Натальи Афанасьевой. Да и сама она в Желтухинском появлялась и лично проходила по квартирам.

— Вы знаете, что она нам сказала? — возмущенно спрашивают люди. — Когда мы ее спросили, что же нам теперь делать, ведь это же наше единственное жилье? Она ответила: ройте землянки и живите там.
На данный момент иски получили 210 семей, 19 из них уже проиграны жителями в суде.

Военный городок Желтухинский поселок

Семья Елены Полевой одной из первых получила уведомление на выселение из квартиры. Несмотря на то что у них на руках есть все документы, подтверждающие право на собственность жилья, суд встал на сторону заявителя.

— Мы с мужем оба работаем на военном предприятии, но жили в соседнем селе, — рассказала Елена Полева. — Потом супруг получил тяжелейшую травму на производстве и стал инвалидом. В качестве компенсации нам предложили квартиру. Было даже заседание жилищной комиссии, на котором командир выдал мужу ключи. Квартира была служебная и у нас был договор служебного найма, но в строке о времени пользования значилось «бессрочно» — то есть даже после того, как мы перестанем иметь какое-либо отношение к Министерству обороны.
По словам Полевой, суд принял решение, что на самом деле командир не имел права выдавать квартиру.

— В суде нам сказали, что за травмы на производстве положены денежные компенсации, а не квартиры, — вспоминает Полева. — Ну вот мы-то откуда знали, что нам положено? Нам предложили, мы согласились. Как бы сделал любой человек в здравом уме. Но теперь нас выселяют на улицу с маленьким ребенком. Пока что мы живем в квартире. Живем одним днем и ждем, когда нас выгонят. Мы остались, по сути, бомжами.

Местные жители общаются с правительством Рязанской области

Удача в суде пока улыбнулась только семье Татьяны Вавилиной. Министерство обороны не смогло предоставить суду доказательств того, что квартира принадлежит ему.

— Вышла замуж и с 1991 года живу с мужем в поселке, — вспоминает собеседница YA62.ru. — Он пошел в Минобороны работать по контракту. Нас поселили в коммуналку, и мы тут же встали в очередь на улучшение жилищных условий. В 2000 году нам наконец дали квартиру. Ордер свидетельствовал о том, что квартира социальная, а не военная. Но в 2011 году, когда менялась обслуживающая компания, у нас эти ордера забрали. А когда вернули, то я увидела, что фломастером в него вписано слово «служебное». То есть, без нашего ведома в непонятном порядке Министерство обороны «заслужебило» какое-то количество квартир, при этом прямо с прописанными в них людьми. В своем исковом заявлении Минобороны ссылается на то, что муж получил квартиру по службе. Но документов, подтверждающих это, у них нет.

Дом в военном городке

Желтухинцы до сих пор не понимают, какой логике подчинено желание министерства выселить своих же сотрудников из квартир, когда в поселке простаивают несколько пустых домов с уже подключенными коммуникациями. По подсчетам жителей, бесхозными стоят порядка 50 квартир.
Некоторые предполагают, что, возможно, в 2005 году была некая программа, по которой Минобороны нужно было отчитаться о построенных квадратных метрах жилья для военных. Но вместо того, чтобы строить, решили отделаться малой кровью и просто втихаря перевести гражданские квартиры в служебные. За цифры отчитались и забыли. А когда спустя 15 лет вспомнили, приняли решение окончательно присвоить жилье себе.

«Мы вас не бросаем!»

Двадцатого декабря в Скопине, в нескольких метрах от здания администрации района прошел митинг жителей поселка Желтухинский. Месяцем ранее отчаявшиеся люди, назвавшие себя «Бездомным полком», записали видеообращение, в котором пообещали перекрыть трассу М6, если их вопрос с жильем не будет решен. Поразительно, но только после этой угрозы правительство Рязанской области, несколько лет игнорировавшее проблему, впервые официально заговорило с людьми. Переговорщиком выступила заместитель министра по делам территорий и информационной политике Рязанской области Жанна Фомина. Она заявила, что представители правительства уже неоднократно посещали поселок и общались с людьми. Желтухинцы отреагировали на данные слова крайне красноречиво:

— Вы все врете! Вы стоите здесь и врете! — донеслось из толпы, и люди обступили Фомину тесным кольцом. — Чего же вы раньше не приезжали? Почему вы приехали, только когда суды уже пошли и решения вынесены?

— Поймите, нам важна ситуация каждого из вас, — продолжала говорить Фомина. — По шаблону решить ничего не получится. Нам нужно с вами общаться. Мы приезжали и видели, что некоторые квартиры стоят с выбитыми окнами, открытыми дверьми. В них никто не живет...
— Это аварийное жилье! Его давно расселили! — снова доносятся крики из толпы.
— Свой следующий поквартирный обход мы проведем 23 декабря, в понедельник, — продолжала Фомина. — Пожалуйста, передайте своим соседям, чтобы по возможности были дома с 15:00 до 21:00. Нам нужно ознакомиться с документами.

Чиновница также заявила, что защищать интересы жителей поселка в суде будут юристы правительства Рязанской области. Однако решить ситуацию тех, по кому уже вынесено решение, будет сложнее.

— Мы вас не бросаем, мы с вами! — повторила спикер правительства несколько раз. После чего она уделила время каждому желающему в индивидуальном порядке.

Жители поселка на митинге

Журналисту YA62.ru удалось получить официальный ответ администрации Скопинского района по данному вопросу. В письме говорится следующее:

«Позиция администрации Скопинского района в данном случае заключается в том, что при передаче жилья в муниципальную собственность прежде всего должны быть защищены права граждан. В частности, необходимо узаконить права на жилье проживающих в нем людей. В настоящий момент у большинства проживающих в этих квартирах граждан (в том числе с рождения) нет на руках документов, подтверждающих право на вселение и проживание. Этот вопрос находится в компетенции Министерства обороны РФ, поскольку жилой фонд военного городка № 2 п. Желтухинский Скопинского района Рязанской области (в/ч 55443) является собственностью Российской Федерации, находится в оперативном управлении ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Кроме того, принципиальным вопросом остается передача в муниципальную собственность не только отдельных 347 квартир, но и самих домов, а также земельных участков и объектов инженерной инфраструктуры. В этом случае муниципалитет сможет обеспечить надлежащее содержание и благоустройство объектов. Администрация Скопинского района готова рассматривать этот вопрос в соответствии с Федеральным законом № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который четко регламентирует подобный механизм. Соответствующий ответ в Министерство обороны РФ был направлен».

Также в распоряжении редакции появилась информация о том, что 16 декабря издан приказ замминистра обороны РФ о передаче в собственность Скопинского района 359 квартир и четырех земельных участков, на которых расположены соответствующие жилые дома.

На вопрос, почему данные чиновников и министерства разнятся, представитель администрации Скопинского района ответил, что ответ Минобороны до них еще не дошел.

Редакция YA62.ru будет следить за развитием событий.

Над материалом работали
Дарья Копосова
Арина Преснякова
Кира Маева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
В атаке Федорищев! Зачем губернатор Самарской области показал всему российскому футболу «желтую карточку»
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления