Город «Мы плакали, когда их резали». Воспоминания вагоновожатой о рязанском трамвае

«Мы плакали, когда их резали». Воспоминания вагоновожатой о рязанском трамвае

А вы успели тогда, девять лет назад, прокатиться на последнем рязанском трамвае? Когда он еще не был распилен на металлолом. Когда рельсы блестели на солнце и депо вовсю работало. Когда улицу Черновицкую наполнял звон бегущих вагонов, а не шум круглосуточной пробки. Следы неудобной истории городские власти заметают так умело, что сегодня даже сложно представить, что когда-то по улицам Горрощи и до самого завода «Химволокно» ходил трамвай. Ему прочили большое будущее, а остались одни воспоминания. В рамках проекта Год трамвая журналист YA62.ru поговорила с бывшей вагоновожатой. Светлана Иванчикова поделилась своей историей 10-летней давности.

— Я была одной из последних, кто пришел устраиваться работать на трамвай. Муж у меня тогда работал водителем троллейбуса, а я уже семь с половиной лет — кондуктором. Подруга моя, сидевшая в тот трудный период времени без работы, предложила: давай пойдем на трамвай вагоновожатыми! Я согласилась попробовать, потому что жутко хотелось каких-то карьерных перспектив, а чтобы стать водителем троллейбуса, я в те времена и помыслить не могла. И был это август 2008 года...

Сказать, что новеньких приняли с распростертыми объятиями, — значит слишком приукрасить действительность. Сплоченный крепкий коллектив трамвайных работников «свежую кровь» не жаловал и довольно ревностно относился к тому, чтобы делить с кем-то свои обязанности.

— Молодежью нас называли только потому, что мы были новенькие, а по факту-то, по трудовому стажу, мы же обе по 15 лет уже отработали, были почти пенсионеры. Думаю, сотрудники трамвайного депо просто переживали, что мы своей настырностью и желанием работать их подвинем.

Трамвай в рязани

— Прежде чем приступить к работе, нужно было пройти обучение на вагоновожатого. Для этого был выделен целый класс: и там были рычаги, кнопочки, лампочки, которые загорались. Все было так, словно ты уже находишься в кабине трамвая. Учиться было интересно, но сложно. Слишком много физики для девчонки. И все это с углубленным изучением. И преподаватель строгий, требовательный. Столько раз хотелось бросить! Но надо было довести дело до конца. По-настоящему страшно стало, когда нужно было впервые управлять настоящим трамваем. Еще учебным, еще без людей, — но все равно не по себе. Такая громадина — 12 метров, — и вся она за моей спиной. Но стоило один раз решиться, чтобы влюбиться в свое дело навсегда.

Кстати, в то время водителями трамваев были одни женщины. Мужчины неохотно шли на эту должность — зарплата небольшая, да и в должности вагоновожатого романтики больше, чем технического интереса. Светлана Иванчикова вспоминает, что управление трамваем по сравнению с тем же троллейбусом — не сложнее, чем езда на велосипеде.

рязанский трамвай из архива вагоновожатой

Светлана достает из прозрачного файла фотографию и улыбается:

— Вот она, моя «четверочка». Хоть у нас и не было жесткого прикрепления за трамваями, все равно за каждым водителем свой числился. У меня была она. Долго стояла в запасе, вся грязная... Специально для меня ее монтировали, чинили. Я потом ее сама руками отмывала. И все-таки мы — девчонки, нам уюта на рабочем месте хотелось. Вешали занавески, зеркальца... Когда трамвайное депо закрывали, те машины, которые были поновее, отправляли в другие города, дослуживать. Остальные резали на металл. Вот и мою «четверочку» тоже порезали, хотя нельзя сказать, что она была ветхая. Не припомню даже, чтобы на ней были поломки. Мы же тщательно следили за своими машинами, ухаживали, вовремя обслуживали.

вагоновожатая рязанского трамвая

— Трамвай в Горроще всегда был востребованным, пустыми вагоны не ходили. Особенно, когда наступали праздничные Пасхальные дни: трамваи курсировали через каждые три минуты! А в обычный дачный сезон с весны по осень — через каждые пять минут. Люди ехали с тележками, ведрами, корзинами. Вы попробуйте с таким багажом сейчас в маршрутку влезть. Да и пробки были трамваю не страшны. Помню, как приятно было пассажирам: мы едем с ветерком, — а машины стоят.

Раньше трамвайная ветка доходила до ТЭЦ и проходила через нефтезавод. И так как многие сотрудники добирались до работы и обратно исключительно на трамвае, был приказ управления транспорта: стоять и ждать после вечерней смены до последнего работника. Даже устраивали перекличку, чтобы выяснить, все ли на месте. И только тогда трамвай продолжал свой путь.

Пассажиры рязанского трамвая

— Ровно через год после того, как я пришла в трамвай, нам объявили о том, что депо закрывается. Сперва это было все на уровне слухов, никто не верил, что такое может произойти: буквально недавно рельсы перекладывали, чинили, на переезде делали новую мягкую подушку для автомобилей... Более того, когда мы только устраивались, приезжал сотрудник из управления транспорта и рассказывал, какие нас ждут перспективы. Говорил, что в планах продлить трамвайные ветки в поселок Строитель, на Центральный рынок, на Рязань-2, в сторону Московского и улицы Мервинской. Но грандиозные планы обернулись полным уничтожением трамвая.

Светлана Иванчикова рассказала, что сотрудники депо до последнего не верили, что это может произойти. Они собирали подписи в поддержку трамвая, несмотря на запрет руководства. Подписывались и простые пассажиры, и сотрудники предприятий, до которых трамвай ходил. Письмо отправляли даже президенту. Но и это не помогло.

— Я слезами обливалась, когда мою «четверочку» порезали. Да и все мы плакали, что уж там, одни девчонки работали. Грустно было уходить и терять такое богатство. У меня ребенок, когда ездили в города, где еще существует трамвай, постоянно говорил: мам, а вот бы и в Рязани тоже был трамвайчик, чух-чух...

рязанский трамвай внутри

— Когда по городу распространилась официальная информация о закрытии трамвая, к нам люди приезжали на экскурсию целыми семьями — покататься. Брали билеты, делали по несколько кругов. У нас ведь на маршруте в любое время года красиво: зимой зайцы и лисы бегают за окнами, весной все расцветает, летом — изумрудные поляны. Даже ночью была своя красота...

А вы успели тогда, девять лет назад, прокатиться на последнем рязанском трамвае?..

Дарья Копосова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Дурят с первого же шага». Россиянка рассказала о своей поездке в Египет
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Пугает скорость вербовки срочников»: журналист — о шквале обращений от родителей солдат
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления