А вы успели тогда, девять лет назад, прокатиться на последнем рязанском трамвае? Когда он еще не был распилен на металлолом. Когда рельсы блестели на солнце и депо вовсю работало. Когда улицу Черновицкую наполнял звон бегущих вагонов, а не шум круглосуточной пробки. Следы неудобной истории городские власти заметают так умело, что сегодня даже сложно представить, что когда-то по улицам Горрощи и до самого завода «Химволокно» ходил трамвай. Ему прочили большое будущее, а остались одни воспоминания. В рамках проекта Год трамвая журналист YA62.ru поговорила с бывшей вагоновожатой. Светлана Иванчикова поделилась своей историей 10-летней давности.
— Я была одной из последних, кто пришел устраиваться работать на трамвай. Муж у меня тогда работал водителем троллейбуса, а я уже семь с половиной лет — кондуктором. Подруга моя, сидевшая в тот трудный период времени без работы, предложила: давай пойдем на трамвай вагоновожатыми! Я согласилась попробовать, потому что жутко хотелось каких-то карьерных перспектив, а чтобы стать водителем троллейбуса, я в те времена и помыслить не могла. И был это август 2008 года...
Сказать, что новеньких приняли с распростертыми объятиями, — значит слишком приукрасить действительность. Сплоченный крепкий коллектив трамвайных работников «свежую кровь» не жаловал и довольно ревностно относился к тому, чтобы делить с кем-то свои обязанности.
— Молодежью нас называли только потому, что мы были новенькие, а по факту-то, по трудовому стажу, мы же обе по 15 лет уже отработали, были почти пенсионеры. Думаю, сотрудники трамвайного депо просто переживали, что мы своей настырностью и желанием работать их подвинем.
— Прежде чем приступить к работе, нужно было пройти обучение на вагоновожатого. Для этого был выделен целый класс: и там были рычаги, кнопочки, лампочки, которые загорались. Все было так, словно ты уже находишься в кабине трамвая. Учиться было интересно, но сложно. Слишком много физики для девчонки. И все это с углубленным изучением. И преподаватель строгий, требовательный. Столько раз хотелось бросить! Но надо было довести дело до конца. По-настоящему страшно стало, когда нужно было впервые управлять настоящим трамваем. Еще учебным, еще без людей, — но все равно не по себе. Такая громадина — 12 метров, — и вся она за моей спиной. Но стоило один раз решиться, чтобы влюбиться в свое дело навсегда.
Кстати, в то время водителями трамваев были одни женщины. Мужчины неохотно шли на эту должность — зарплата небольшая, да и в должности вагоновожатого романтики больше, чем технического интереса. Светлана Иванчикова вспоминает, что управление трамваем по сравнению с тем же троллейбусом — не сложнее, чем езда на велосипеде.
Светлана достает из прозрачного файла фотографию и улыбается:
— Вот она, моя «четверочка». Хоть у нас и не было жесткого прикрепления за трамваями, все равно за каждым водителем свой числился. У меня была она. Долго стояла в запасе, вся грязная... Специально для меня ее монтировали, чинили. Я потом ее сама руками отмывала. И все-таки мы — девчонки, нам уюта на рабочем месте хотелось. Вешали занавески, зеркальца... Когда трамвайное депо закрывали, те машины, которые были поновее, отправляли в другие города, дослуживать. Остальные резали на металл. Вот и мою «четверочку» тоже порезали, хотя нельзя сказать, что она была ветхая. Не припомню даже, чтобы на ней были поломки. Мы же тщательно следили за своими машинами, ухаживали, вовремя обслуживали.
— Трамвай в Горроще всегда был востребованным, пустыми вагоны не ходили. Особенно, когда наступали праздничные Пасхальные дни: трамваи курсировали через каждые три минуты! А в обычный дачный сезон с весны по осень — через каждые пять минут. Люди ехали с тележками, ведрами, корзинами. Вы попробуйте с таким багажом сейчас в маршрутку влезть. Да и пробки были трамваю не страшны. Помню, как приятно было пассажирам: мы едем с ветерком, — а машины стоят.
Раньше трамвайная ветка доходила до ТЭЦ и проходила через нефтезавод. И так как многие сотрудники добирались до работы и обратно исключительно на трамвае, был приказ управления транспорта: стоять и ждать после вечерней смены до последнего работника. Даже устраивали перекличку, чтобы выяснить, все ли на месте. И только тогда трамвай продолжал свой путь.
— Ровно через год после того, как я пришла в трамвай, нам объявили о том, что депо закрывается. Сперва это было все на уровне слухов, никто не верил, что такое может произойти: буквально недавно рельсы перекладывали, чинили, на переезде делали новую мягкую подушку для автомобилей... Более того, когда мы только устраивались, приезжал сотрудник из управления транспорта и рассказывал, какие нас ждут перспективы. Говорил, что в планах продлить трамвайные ветки в поселок Строитель, на Центральный рынок, на Рязань-2, в сторону Московского и улицы Мервинской. Но грандиозные планы обернулись полным уничтожением трамвая.
Светлана Иванчикова рассказала, что сотрудники депо до последнего не верили, что это может произойти. Они собирали подписи в поддержку трамвая, несмотря на запрет руководства. Подписывались и простые пассажиры, и сотрудники предприятий, до которых трамвай ходил. Письмо отправляли даже президенту. Но и это не помогло.
— Я слезами обливалась, когда мою «четверочку» порезали. Да и все мы плакали, что уж там, одни девчонки работали. Грустно было уходить и терять такое богатство. У меня ребенок, когда ездили в города, где еще существует трамвай, постоянно говорил: мам, а вот бы и в Рязани тоже был трамвайчик, чух-чух...
— Когда по городу распространилась официальная информация о закрытии трамвая, к нам люди приезжали на экскурсию целыми семьями — покататься. Брали билеты, делали по несколько кругов. У нас ведь на маршруте в любое время года красиво: зимой зайцы и лисы бегают за окнами, весной все расцветает, летом — изумрудные поляны. Даже ночью была своя красота...
А вы успели тогда, девять лет назад, прокатиться на последнем рязанском трамвае?..
Дарья Копосова