В начале июня в Рязани прошли публичные слушания о строительстве общеобразовательной школы возле Муромского шоссе в Кальном. Этот перспективный участок развития социальной инфраструктуры был выбран городскими властями от безысходности — вся остальная территория давно занята застройщиками и делиться землей во имя детей они, конечно же, не намерены. И, казалось бы, строительство школы — дело хорошее, пусть и в плохом месте. Однако пришедшие на слушания жители прилегающих территорий единогласно высказались против такого развития событий. Почему? Оказывается, еще в начале года зеленый массив возле Муромского шоссе был отведен под парк. Протокол о том, что это объект благоустройства в рамках программы комфортной городской среды, подписан правительством Рязанской области. Более того, на будущий парк уже собраны деньги, которые лежат на счете управления благоустройства города.
Кто отбирает у жителей Кального единственную зеленую зону и почему на этом месте нельзя строить школу, выяснял журналист YA62.ru.
Этот лесистый пятачок в изгибе Муромского шоссе, окруженный 25-этажными высотками, на сегодняшний день является единственной и последней зеленой зоной в микрорайоне Кальное. От самого Солотчинского шоссе до «Глобуса» больше нет ни деревца, если не брать в расчет старые дворы с кустами сирени. Почему-то так случилось, что застройщики, кроме своих высоток, не предусмотрели в Кальном ни школ, ни детских садов, ни скверов. А мэрия, выдавая разрешения на бесконтрольную застройку, забыла им об этом напомнить. Поэтому местные жители сами собрались и решили: на этом зеленом бесхозном пятачке быть парку!
— Я сама живу на улице Кальной, — рассказывает местная жительница Анна Перепелкина. — И как-то мы прогуливались с ребенком и набрели на этот зеленый массив. Тогда же и возникла мысль о том, что неплохо было бы сделать здесь парк. Но так как территория большая и объем работ тоже большой, требовались немаленькие деньги. Мы собрали инициативную группу жильцов соседних домов и решили принять участие в программе комфортной городской среды.
Дело было в начале 2018 года. Местные жители понимали, что для участия в программе необходимо просчитать смету для будущего парка, чтобы знать, на какой объем материальной помощи рассчитывать.
— В один год финансирование не может превышать 2,5 млн рублей на объект, — продолжает рассказ рязанка. — Наш парк обходился нам в 5 млн рублей, поэтому работы мы решили разделить на два этапа — то есть благоустроить его за два года. Конкурс на участие в программе комфортной городской среды состоялся 12 января 2019 года. Есть протокол, в котором говорится, что наш парк вошел в программу.
Чтобы продолжить участие и получить финансирование государства, жители должны были собрать 5% от первой суммы — 125 тыс. рублей, и внести их на счет управления благоустройства города.
— Так как многие жители города сейчас находятся в трудном финансовом положении, очень не хотелось собирать деньги с людей, — отмечают активисты. — Поэтому мы решили попытать свою удачу и обратиться к спонсорам. И хочется поблагодарить гендиректора группы компаний «Единство» Антона Воробьева, который мгновенно и безо всяких вопросов отреагировал на нашу просьбу.
По словам местных жителей, 125 тысяч поступили на счет УБГ в мае этого года.
По задумке местных жителей, парк, созданный в зеленой зоне, должен был стать местом отдыха и спорта. Застройка в Кальном очень плотная и других зеленых массивов там нет. До Лесопарка идти больше двух километров — это расстояние не под силу пенсионерам, маленьким детям и мамам с колясками.
— Кроме того, дворы так сильно забиты машинами, что детям негде покататься на велосипедах и роликовых коньках, — объясняют инициаторы строительства парка. — Им приходится маневрировать между машин, а это не только травмоопасно, но и приводит к порче имущества и последующим конфликтам.
Проект предполагал строительство асфальтированной четырехметровой трассы по периметру зеленой зоны — общей протяженностью 304 м. Этого было бы достаточно, чтобы трасса соответствовала спортивным стандартам для занятий профессиональных лыжников. Например, бюджетное учреждение «Вымпел» с радостью согласилось проводить занятия именно там. Зимой — лыжи, летом — велопрогулки, на протяжении всего весенне-осеннего периода — лыжероллеры. Кроме того, площадка подходила для сдачи норм ГТО.
— Внутри парка предполагались прогулочные маршруты с зонами отдыха, — показывает проект Анна Перепелкина. — Дорожки выложены тротуарной плиткой, установлены лавочки. В центре парка была бы установлена детская площадка с оборудованием более чем на 2 млн рублей. Это уже второй этап проекта.
Кроме того, парк предполагал наличие площадки с уличными тренажерами, где могли бы заниматься люди старшего возраста и местные жители с ограниченными возможностями по состоянию здоровья.
— Это был бы такой зеленый массив, с минимальными потерями по вырубке деревьев, —объясняет активистка. — Мы даже в техническом задании прописали, что трасса может менять конструктив, чтобы сохранить деревья.
По словам собеседницы YA62.ru, при создании проекта инициативная группа намеренно ушла от вопроса благоустройства речки Быстрец, которая протекает вдоль зеленого массива. Это объясняется тем, что река — собственность федеральных властей, и если бы жители решили проводить на водном объекте какие-то работы, согласование заняло бы слишком много времени.
— Но потом мы подумали и решили, что без благоустроенной реки парк будет неполноценный, — отмечают местные жители. — В управлении благоустройства пошли нам навстречу, обещали помочь с реализацией задумки и предложили сделать благоустройство Быстреца третьим этапом создания парка.
Воодушевившись такой поддержкой, жители на перспективу задумали еще и благоустройство территории вдоль речки. Эта земля неинтересна застройщикам — под ней слишком много коммуникаций. Зато если положить ровное покрытие и соединить его с трассой вокруг будущего парка — могла бы получиться отличная зона для велосипедистов и роллеров.
После того как софинансирование местных жителей пришло на счет УБГ, проект должен был выйти на следующий этап: администрация объявляет конкурс, в ходе которого определяет подрядчика для создания парка.
Однако конкурс так и не был объявлен, поскольку мэрия решила построить возле автомобильной магистрали школу на 1 100 мест.
— Мы об этом узнали из СМИ, — сетует местная жительница. — Прочитали, что администрация города нашла в Кальном незанятый участок для строительства школы. Мы сразу поняли, что это наш парк. Но официально нас до сих пор не уведомили, поэтому мы все еще надеемся на чудо.
Пока управление образования администрации Рязани решает вырубить зеленую зону и строить школу, УБГ продолжает вести подготовительные работы под парк. Местные жители рассказали, что в ходе осмотра зеленого массива в нем были обнаружены гаражи, установленные без разрешения. Причем некоторые конструкции были капитальные — из кирпича. Пытались даже найти владельцев, но никто почему-то не объявился.
— Нельзя сказать, что местные жители против строительства школы в Кальном, — здраво оценивают ситуацию инициаторы строительства парка. — Все адекватно понимают, что детей уже сейчас некуда девать, а высотки продолжают строиться. Мы бы, наверное, выступали против, если бы на месте зеленой зоны собирались построить заправку или торговый центр. Сейчас же мы просто возмущены, что строительство школы будет за счет уничтожения парка. Хотелось бы, чтобы в Кальном было и то, и другое.
Возмущает жителей и тот факт, что место для строительства школы администрацией Рязани определяется по остаточному принципу: не там, где лучше, чище, безопаснее и удобнее, а там — где застройщик не захотел ставить свою «свечку». В данном случае— впритык к магистральной трассе. Люди уверены, что закрыть территорию школы от шоссе щитами — это не выход. Но, несмотря на то что все присутствующие на публичных слушаниях жители выступили против строительства учебного заведения на территории зеленой зоны, администрация к гласу народа не прислушалась и поступила по-своему.
Почему жителям Кального не объявили, что их инициативе с парком не суждено сбыться? Вероятно, потому что городские власти до последнего верили, что у застройщиков есть совесть и они все же «скинутся» землей, чтобы дать участок для строительства школы в эпицентре их же тотальной застройки.
На публичных слушаниях люди спрашивали: почему нельзя выкупить или, в конце концов, отобрать у частников клочок земли под социальные нужды? На что председатель слушаний и по совместительству и. о. замначальника управления архитектуры Роман Шашкин заявил: подобная практика отсутствует в федеральном законодательстве. Иными словами, так делать нельзя. По словам председателя, городские власти вообще не имеют отношения к застройке Кального, поскольку эти земли никогда не принадлежали городу и переходили от владельца к владельцу. Правда, Шашкин забыл упомянуть, что именно администрация выдавала разрешения на бесконтрольное строительство 25-этажек в этом микрорайоне, даже не задумываясь о том, где будут учиться дети будущих жильцов и чем они будут дышать. Может быть, в следующий раз, прежде чем снять с себя ответственность за очередной экологический, транспортный или социальный коллапс, комиссия по публичным слушаниям перешагнет через себя и запретит строить высотку там, где не благоустроен парк и еще не возведена школа?
На последнем заседании Рязанской городской думы был снова поднят вопрос о строительстве школы в зеленой зоне. И. о. главы администрации Елена Сорокина ответила, что жители осознают острую необходимость строительства школы в районе. Кроме того, сейчас им предоставлено на рассмотрение два варианта размещения сквера. На данный момент ведется подготовка предварительной проектной документации. Получить официальный комментарий от мэрии по данному вопросу не удалось.
Михаил Агиров