1 октября. Около 20:00. Улица Радищева. Здание администрации Рязани.
Действующие лица: мэр, начальник управления транспорта, начальник ГИБДД, уборщица тетя Люся.
Мэр (с надрывом): Катастрофа, господа! Нашу седьмую школу признали самой опасной в России. В ОНФ утверждают, что у нее массово сбивают пешеходов. Что будем делать?
Начальник управления транспорта: Юрьич, не кипишуй! Щас придумаем, как перед федералами отчитаться. Давайте накидывать идеи.
Начальник ГИБДД: Надо больше знаков на улице Ленина повесить и зебру ярче сделать. Водители просто не видят переход и сбивают людей.
Начальник управления транспорта: Не, звучит так себе, для отчета не потянет. Нужна какая-то мощная инновационная идея. Например, мигающая табличка с текстом «ВНИМАНИЕ, ПЕШЕХОДЫ!»
Уборщица тетя Люся (робко): Извините, что встреваю. А может, там просто светофор сделаем?
Мэр: Откуда звук?
Начальник управления транспорта: Сам не понимаю.
Уборщица тетя Люся (увереннее): А еще я видела, что в Европе на четырехполосных дорогах делают островки безопасности и направленно освещают пешеходный переход, а от знаков и от зебры вообще отказываются.
Начальник ГИБДД (распаляясь): Ты кто такая вообще? Ты что такое говоришь??? Светофор? Это ПРОБКИ! Островок безопасности? Это сужение проезжей части? Это ПРОБКИ! Как это без знаков и зебры?! Ты с ума сошла???
Начальник управления транспорта: И что это ты нам тут Европу в пример приводишь? Не знаешь, что ли, какая сейчас сложная политическая обстановка!
Мэр (примиряюще): Вы уже домыли?
Уборщица тетя Люся: Да-да, удаляюсь.
Мэр (после ухода тети Люси): Идея с табличкой «ВНИМАНИЕ! ПЕШЕХОДЫ» мне очень по душе. Давайте их по всем центральным улицам развесим. Назовем это экспериментом по снижению аварийности на дорогах, а потом наш передовой опыт на другие города распространим!
Эта сценка, конечно же, не более чем моя фантазия. Как говорится, все действующие лица вымышлены, а параллели с реальными людьми случайны. Зато проблема безопасности и комфорта пешеходов в Рязани является самой настоящей и требует срочного решения.
Пешеходы vs пешеходы
Сейчас очень модно противопоставлять интересы пешеходов и автомобилистов, говорить об их противостоянии и даже войне. Однако никакого противоборства не может быть по определению. Просто потому, что мы все пешеходы – 99% населения (за исключением грудных младенцев и прикованных к постели инвалидов). Даже самый отъявленный автомобилист, который в ближайший ларек ездит на машине, все равно хоть пару метров да пройдет по тротуару и воспользуется пешеходным переходом.
Итак, нас, пешеходов, – 99% населения, а значит, мы должны быть полноправными и безраздельными хозяевами этого города. Но являемся ли мы ими? Нет, нет и нет.
Безудержная автомобилизация
Бесконтрольная автомобилизация – вещь настолько старая и изученная, что даже неловко объяснять это явление. Но я все же вкратце расскажу.
С массовой автомобилизацией впервые столкнулись в США, это произошло еще до войны. В 50-х годах она захлестнула Европу. В городах начали лихорадочно убирать трамвайные пути, сокращать общественный транспорт, расширять дороги, строить автомобильные эстакады и развязки, пешеходов загнали в подземные и надземные переходы, чтобы те ни в коем случае не помешали автомобилистам.
Где-то к 80-м годам европейцы остановились, оглянулись вокруг и увидели запаркованные, стоящие в мертвых пробках города, огромные асфальтовые поля в центрах этих городов, раскуроченный, еле живой общественный транспорт, пыль, жуткую загазованность и глубоко больное население, которое привыкло половину жизни проводить в скрюченном положении, стоя в пробке и дыша выхлопами. Ничего не напоминает вам эта картина?
Тогда европейцы сказали: «Стоп! Так продолжаться не может!» И за пару десятилетий в большинство развитых европейских городов вернулись трамваи, дороги были сужены, гигантские парковки и многочисленные парковочные карманы либо исчезли, либо стали платными, улицы в историческом центре превратились в пешеходные, появились велосипедные дорожки. Тут же как грибы после дождя начали плодиться магазинчики, кафешки, в города потянулись туристы, горожане вдруг начали дышать, и не пылью с выхлопами, а самым настоящим свежим городским воздухом с ароматами пекарен и сосисочных. Люди, поняв, как это приятно и безопасно гулять по родному городу, ездить по нему на велосипедах, общаться с друзьями в парках и скверах, постепенно начали покидать свои четырехколесные «коптилки» и использовать их не чаще чем раз в неделю для загородных или «закупочных» поездок. Ну а для передвижения на большие внутригородские расстояния горожане стали использовать комфортный и быстрый, ходящий четко по расписанию трамвай.
Россия как страна с неторопливым развитием в эпоху массовой автомобилизации вступила в начале XXI века, и сейчас эта проблема достигла катастрофических размеров. И Рязань здесь не исключение. Автомобилизация нашего города уже давно стала угрожающей – многочисленные, в том числе смертельные ДТП, пыль из-за газонной парковки, вредные выбросы, объем которых на порядок превышает выбросы всех рязанских предприятий вместе взятых.
Но самая главная проблема в другом. Ни в обществе, ни тем более во властных кругах нет понимания катастрофических последствий этого явления. Усредненный городской чиновник, принимающий решения, видит город из окна своего «Мерседеса», ведь пешком ходить ему не положено высокой должностью. Отсюда появляются чудесные решения по уничтожению переходов, расширению дорог или созданию парковочных карманов за счет тротуаров, сокращению или отмене пешеходной фазы у светофоров. В итоге мы получаем город, который опасен для пешеходов, он буквально ненавидит их.
Места ненависти
Рязань является типичным примером города, ненавидящего своих жителей. Мы перечислим лишь некоторые «места ненависти», на самом деле в нашем городе их гораздо больше.
Первомайский проспект (весь)
Не так давно на Первомайском проспекте поубирали половину пешеходных переходов, а светофоры настроили таким образом, что «зеленый» загорается для пешеходов не раз в цикл, а через раз. Кроме того, была сокращена сама пешеходная фаза. Теперь, чтобы гарантированно безопасно перейти Первомайку, вам надо быть таким спортивным молодым человеком с хорошей реакцией. Если вы чуть замешкались или у вас в силу возраста, наличия в руках чемодана/велосипеда/коляски ограничены движения, вы будете заканчивать переход среди несущихся и сигналящих машин.
Рязанские бабушки уже даже разработали лайфхак против этого явления. Они выучивают режим работы светофора и, если позволяет трафик, начинают движение от тротуара на три-пять секунд раньше зеленого человечка. Тогда у них есть шанс успеть перейти. Так, в частности, происходит на площади Ленина.
Первомайский проспект (перекресток с улицей Пожалостина)
Фактически на всем проспекте остался один нерегулируемый переход – на пересечении с улицей Пожалостина. И он абсолютно убийственный, в прямом смысле этого слова. Здесь пешехода «приветствуют» шесть полос несущихся на всей скорости автомобилей, а также великолепная «инновация» в виде вмурованных в асфальт светодиодных фонариков, которые вообще никаким образом не способствуют безопасности пешеходов, а лишь отвлекают водителей.
Почему на этой широченной дороге не сделать хотя бы островок безопасности? Что, он так сильно помешает? Или пробки создаст? Или это так дорого поставить две бетонные тумбы и повесить на них знаки? Уже многие десятилетия действует островок безопасности на пересечении Первомайского проспекта и улицы Вокзальной и вроде никаких жалоб на него нет. Пробки не провоцирует, водители в него не врезаются.
Первомайский проспект (у Первомайского рынка)
Десятилетиями рязанцы могли переходить от Первомайского рынка до остановки на противоположной стороне проспекта и обратно по пешеходному переходу, пока наши чиновники не решили зебру замазать. И теперь бедные бабушки, которые являются основными посетителями рынка, вынуждены идти к расположенным в 100-200 метрах светофорам, а потом проделывать такое же расстояние обратно, чтобы дойти до остановки.
Естественно, многие старушки предпочитают по старой памяти идти напрямую к остановке и вышагивают через шесть полос ужасающего трафика, подвергая себя и окружающих опасности. И вот как-то не поворачивается язык назвать пожилую женщину с тяжелыми сумками, которая не стала делать 400-метровую петлю, злостной нарушительницей.
А вот чиновники, которые принимают такие решения, это, видимо, такие люди в вакууме, у которых нет пожилых родителей или детей-школьников, ну либо все родственники уже давно перевезены на ПМЖ в Швейцарию.
Первомайский проспект (перекресток с улицей Чкалова)
Переход в этом месте убрали совсем недавно и тем самым подложили свинью не только пешеходам, но и автомобилистам, совершающим левый поворот на улицу Чкалова. Раньше в этом маневре им помогали переходящие сразу за перекрестком пешеходы, а теперь автолюбители вынуждены стоять и долго ждать. Так уничтожение перехода, совершенное якобы в целях борьбы с пробками, только усугубило дорожную обстановку.
Улица Ленина (перекресток с улицей Николодворянской)
Тот самый перекресток, благодаря которому школа №7 признана самой опасной в России. И здесь практически круглосуточно творится вакханалия. Четыре пешеходных перехода с кислотными зебрами, увешанные всеми возможными мигающими светодиодами и сигнальными светофорами, гигантскими знаками со светоотражателями, дикий автомобильный трафик со всех сторон – кто-то поворачивает, кто-то пропускает, тут же сигналит маршрутка, а вот продирается между машинами студентка Политеха, здесь выбежал на переход школьник, машина еле успела затормозить.
Выскажу робкое предложение. А не стоит ли просто-напросто сделать этот перекресток регулируемым? Конечно, чиновники могут начать причитать о пробках, которые это якобы создаст. Но по факту, пробки создает та самая вакханалия, которая творится на перекрестке, а светофор просто поможет весь этот хаос упорядочить. И да, школа №7 гарантированно исчезнет из антирейтинга ОНФ.
И вообще, грандиозное заблуждение, которое живет в умах чиновников мэрии и инспекторов ГИБДД, что светофоры якобы вызывают пробки, пора изживать. Они точно мешают на загородных магистралях, а в центре города грамотно настроенные светофоры только помогают дозировать трафик и тем самым бороться с пробками.
Перекресток у «Глобуса»
Возможно, перекресток улиц Советской Армии и Большой с Муромским и Касимовским шоссе является самым кошмарным в Рязани. Само пересечение дорог довольно хитрое, как и организация движения, поэтому на нем постоянно путаются неопытные водители и выдают порой феноменальные маневры. Все это наслаивается на любителей выехать на стоп-линию на Касимовском шоссе и встать в пять рядов в сторону «Глобуса». В итоге получается тот самый хаос.
Однако нас больше интересуют пешеходы. И именно этот адский перекресток иллюстрирует отношение властей Рязани к пешеходам. Во-первых, пока дождешься «зеленого человечка», можно состариться, и многие перебегают, не дожидаясь.
Вот не утерпел дедушка с тележкой (злостный нарушитель, штраф ему впаять!)
Вот пошла через дорогу на «красный» женщина (100 часов обязательных работ и 15 суток ареста ей!)
Во-вторых, сама пешеходная фаза невероятно коротка. Поэтому, чтобы перейти от улицы Советской Армии до «Глобуса» и не попасть под машину, приходится делать это бегом. Ведь мало кому хочется ждать столь редкого зеленого сигнала еще раз.
Ну а кто по объективным причинам не может перебежать, вынуждены заканчивать свой «пешеходный маневр» среди несущихся автомобилей. Как эта мама с коляской.
Ни зги. Улица Интернациональная вечером
Одной из самых опасных улиц Рязани можно смело признать Интернациональную. Пешеходов здесь сбивают пачками, особенно в темное время суток.
И это совершенно не удивительно, ведь ни о каком направленном освещении переходов здесь не идет и речи. Зачастую фонари не горят именно на перекрестках. Ярчайший, а вернее темнейший, пример этому – угол Интернациональной и Молодцова.
Кое-где и без того тусклые фонари скрыты за листвой, а где-то они просто не горят.
Но самый вопиющий пример полнейшего рязанского безвластия и наплевательства – это переход у лицея №52 на улице Молодцова.
Передвигаться здесь можно исключительно на ощупь. Дорога, которую приходится пересекать бедным школьникам, четырехполосная и крайне оживленная, да еще со слепым поворотом с одной из сторон. При этом «лежачий полицейский», который тут для галочки имеется, автомобилисты особенно не замечают, потому что он уже фактически сровнялся с дорожным полотном.
Видимо, мэрия ждет большой трагедии на этом участке дороги, чтобы начать что-то делать.
P. S.
Город для автомобилистов – столь популярный концепт XX века – оказался утопией. Города в развитых странах (в том числе самый главный «автогород» мира Лос-Анджелес) осознали свою ошибку и начали ориентироваться на пешеходов и велосипедистов. Именно они стали любимчиками мэрий городов, а автомобилистов обложили платными дорогами, налогами, высокой платой за парковку. Рязани при всем ее «автомобильном самосознании», а точнее «автомобиле головного мозга», уже тоже давно пора переключаться на пешеходную волну, в противном случае город ждет крах и запустение.
Ну и в заключение совет тем рязанским чиновникам, у которых вдруг по каким-то причинам сохранилась совесть. Прямо завтра оставляйте служебную «Тойоту Камри» в гараже мэрии, к личному «Мерседесу» и «Лэнд Роверу» тоже не прикасайтесь. Садитесь на троллейбус и поезжайте на окраину. ДПР-5 вполне сгодится. Затем пересаживайтесь на маршрутку. После чего минут 40 прогуляйтесь по городу пешком. Идите, смотрите по сторонам, переходите дороги, зайдите в пару дворов. Потом приходите в свой кабинет на улице Радищева и долго думайте.
Напоследок несколько фотографий из городов, победивших автомобилизацию или начавших активно бороться с ней.
Норвегия. Успокоение трафика, приподнятый переход с тротуарным мощением, без знаков и зебр.
Норвегия. Загородный приподнятый переход с направленным освещением, без зебры.
Норвегия. Узкие полосы ровно под габариты автобуса. Чем меньше разрешенная скорость на дороге – тем уже полосы. Доказано, что узкие полосы заставляют водителей ехать медленнее и внимательнее.
Барселона, Испания. Тактический урбанизм на одной из улиц. Половина автодороги перекрыта и отдана для отдыха и прогулок пешеходов.
Барселона, Испания. Пешеходная улица с узкой проезжей частью. Проезд разрешен только для жителей близлежащих домов.
Базель, Швейцария. Пешеходный переход без кислотной зебры и гигантских знаков. Обозначены лишь габариты перехода.
Копенгаген, Дания. Пешеходный переход без приоритета пешехода, но с островком безопасности. Доказано, что на второстепенных улицах с не очень интенсивным движением отсутствие знаков приоритета, а также классических переходов, делает водителей и пешеходов внимательнее и осторожнее.
Линц, Австрия. Пешеходно-трамвайная улица в центре города. Никаких автомобилей.
Москва, Россия. Сужение проезжей части и расширение тротуаров по программе «Моя улица».
Тула, Россия. Превращение ужасной площади-парковки перед Тульским кремлем в приятное пешеходное пространство (кстати, сравните это с той фигней, что у нас сделали на площади Ленина).
Обратный пример. Стамбул, Турция. Балбесы из местной мэрии убрали наземный переход и прорыли дорогущий и бессмысленный подземный. Вот что получилось:
Справочно: Швейцария – 3,3 погибших в ДТП на 100 тыс. населения, Дания – 3,5, Испания – 3,7, Норвегия – 3,8, Австрия – 5,4, Турция – 8,9, Россия – 18,9 (по данным Всемирной организации здравоохранения за 2015 год).
Текст и фото: Александр Мойсеюк
Также в материале использованы фотографии Аркадия Гершмана и Ильи Варламова