Эти парни приходят на помощь по первому зову. Именно они достают из подвалов застрявших животных. Они открывают железную дверь, если она захлопнулась, а в квартире остался ребенок. Они участвуют в поиске пропавших и в ликвидации пожаров. Уцелевших под завалами после взрыва в Осеннем переулке, кстати, тоже вытаскивали они – парни из аварийно-спасательной службы Рязанской области.
В конце мая на сайте регионального правительства появилось постановление, отменяющее предыдущее – о работе аварийно-спасательной службы (АСС). Сами спасатели тут же подняли тревогу: «Нас что, закрывают? А кто же будет людям помогать?».
Прошел почти месяц, а внятного ответа на эти вопросы до сих пор не удалось добиться. Журналист YA62.ru разбирался, кому выгодно ликвидировать рязанских спасателей и кто придет вместо них.
В редакцию YA62.ru сотрудники аварийно-спасательной службы обратились сами. К тому моменту они уже записали видеообращение в прямую линию с президентом России и собирались отправлять письмо губернатору Рязанской области Николаю Любимову. Поддержка СМИ спасателям нужна была, чтобы рассказать о себе людям. Поскольку многие в Рязани считают, что за спасением можно обращаться разве что в МЧС.
– Мы надеемся на глас народа, – отметил спасатель Юрий Новиков. – Народ поймет. Потому что если не будет нашей службы, в какой-то момент к кому-то из рязанцев не сможет вовремя прийти помощь.
Сотрудники АСС рассказывают, что их службе уже больше 20 лет. В 1997 году для работы в чрезвычайных ситуациях в Рязанской области была создана поисково-спасательная служба, которая в 2006 году была переименована в аварийно-спасательную. В тот же год в состав АСС вошла и кинологическая группа, в которой на сегодняшний день остался всего один сотрудник.
– Сейчас нас на всю Рязань 23 спасателя, один кинолог, начальник отряда и две единицы управления, – отмечает Юрий Новиков. – Но работать приходится и в районах Рязанской области. В основные наши обязанности входит спасать людей. Попавшие в беду звонят по телефону 112, диспетчер принимает вызов и отправляет бригаду.
По словам спасателей, вызовы бывают разные: от самых простых – захлопнулась дверь в квартиру, а ключа нет; до самых сложных – железнодорожные аварии, ДТП, пожары, в том числе – лесные. А еще аварийно-спасательная служба приезжает, если инвалид-колясочник не может спуститься и сесть в социальное такси. И можно ли в этом случае говорить, что работа сотрудников АСС не важна?
– После взрыва в Осеннем переулке именно наш отряд спасал живых из-под завалов, – вспоминает Юрий Новиков. – Кинологи обнаружили живых, мы доставали их из-под плит. Это делали мы, а не МЧС. Вот только о нас нигде не пишут, поэтому многие думают, что спасатели занимаются только «взломом» дверей.
По словам сотрудников АСС, уже сейчас их коллег из МЧС аттестовали дополнительно на аварийно-спасательные работы. То есть выходит, что при необходимости одни смогут заменить других? В теории да. Но на деле все складывается совсем не так.
– Представьте, что людей, которые всю жизнь пожары тушили, заставят заниматься всем подряд, – комментирует ситуацию спасатель Новиков. – Может так случиться, что кому-то на помощь МЧС не успеет приехать. Кто-то сгорит в квартире, пока сотрудники МЧС будут на другом конце города открывать захлопнутую дверь.
По словам спасателей, подобный случай произошел 4 июня, в день, когда в Рязани произошел пожар на территории картонно-рубероидного завода. Всю пожарную технику вместе с сотрудниками МЧС угнали на тушение, при этом полностью оголив город.
– В МЧС поступил звонок о возгорании на улице Гоголя, – рассказывает Новиков. – Это потом в сводке напишут, что горел мусор. Звучит совсем не страшно, правда? На самом деле горели опиленные деревья и покрышки, вблизи жилого дома, гаражей и автомобилей. На тушение отправили нас, спасателей, так как все остальные тушили КРЗ. Стоит отметить, что техники для борьбы с огнем у нас нет – мы не возим с собой воду. Наши машины применяются в условиях лесных пожаров, когда поблизости есть водоем, из которого воду можно качать. Но на помощь людям на улице Гоголя мы все равно помчались. И вместе с жильцами дома смогли справиться с огнем.
Осложняется и без того нестабильное положение рязанских спасателей еще и тем, что, как оказалось, им с 2013 года неверно начисляют заработную плату. Иными словами, сотрудники АСС уже несколько лет недополучают деньги. По словам самих спасателей, их средняя зарплата на сегодняшний день составляет 19-20 тысяч рублей. А должна быть больше.
– О том, что у нас недобор по зарплате, мы узнали еще в конце 2017 года, – рассказывают спасатели. – Нам ее много лет не повышали, что показалось странным. Мы решили проверить свои догадки в трудовой инспекции. Там факт недоплаты подтвердили.
По словам спасателей, их непосредственному руководителю – начальнику Рязанской областной противопожарно-спасательной службы Игорю Михалькову из трудовой инспекции пришло постановление об устранении задолженности и штраф.
– Задолженность Михальков устранял на свое усмотрение, без бухгалтерского пересчета процентов за прошедшие годы, – отмечают возмущенные спасатели. – С приказами по оплате мы были не согласны и подписывать их отказались. После чего обратились в суд.
Сейчас в Советском районном суде одновременно рассматривается 15 дел по зарплате рязанских спасателей. По словам сотрудников АСС, была назначена бухгалтерская экспертиза, с помощью которой определилась общая сумма задолженности. Эти цифры пока не оглашаются, однако в материалах дела они имеются. На вопрос, почему тема зарплат не поднималась раньше, спасатели отвечают: привыкли верить своему руководству, не думали, что кто-то будет обманывать нас, пока мы людям жизни спасаем.
Возможное упразднение рязанской аварийно-спасательной службы ее сотрудники связывают с вскрывшимися долгами по зарплате. И задаются вопросом: неужели региону действительно проще избавиться от целой спасательной структуры, оставив людей без работы, чем рассчитаться по-человечески?
– Ведь раньше как было: если публикуется постановление о каких-то изменениях в аварийно-спасательной службе, то сразу же публикуются и сами изменения, – объясняет Юрий Новиков. – И каждый губернатор вносил свои поправки. Чаще всего в сторону развития службы, ее увеличения. Ни в одном регионе ЦФО спасателей не упразднили. Выходит, мы одни такие беззаботные? Да и решение подобное выглядит нелогично, когда Рязань разрастается стремительными темпами.
Чтобы получить официальный комментарий по проблемам аварийно-спасательной службы, журналист YA62.ru направил запрос в региональное правительство. За подписью Игоря Михалькова пришел оперативный ответ:
«Аварийно-спасательная служба Рязанской области является подразделением ГКУ Рязанской области «Противопожарно-спасательная служба». Зарплата работникам АСС Рязанской области выплачивается регулярно и без задержек. Выплачиваются квартальные и единовременные премии, компенсации за ночные и праздничные дежурства, питание. Материальная помощь к ежегодному отпуску оказывается в размере двух должностных окладов. В 2017 году по предписанию Государственной трудовой инспекции Рязанской области учреждением проведена специальная оценка условий труда и рабочих мест спасателей АСС Рязанской области, по результатам которой установлен подкласс 3.1, что предполагает доплату за вредные условия труда в размере 4% от оклада. Кроме того, учреждением осуществлен перерасчет и произведено перечисление денежных средств по данной выплате. Что касается указанного в обращении проекта постановления правительства Рязанской области, то он размещен для обсуждения. Правительством области вопрос пока не обсуждался».
Стоит отметить, что проект об отмене аварийно-спасательной службы с сайта правительства Рязанской области чудесным образом исчез. Возможно, обращение спасателей к Владимиру Путину не прошло даром. Рязанцам же остается надеяться, что ситуация разрешится в пользу населения: когда дело касается жизней людей, хочется, чтобы было как можно больше спасателей.
Со спасателями общалась Дарья Копосова