Город Рязанская земля Затерянная Рязань. Пятый рудник

Затерянная Рязань. Пятый рудник

Существует легенда, согласно которой на этой земле раньше были железные рудники: добыча металлов шла полным ходом. Всего их было шесть, но именно пятый отличался от собратьев особым богатством. Ласково местные работяги прозвали пятый рудник «пятаком». Позже такое название подхватили и жители. «Сходить на Пятак» стало поговоркой. Название в честь богатого рудника надолго прилипло и к самому селу, которое с недавних пор входит в состав Рязанской области. Да и называется уже по-другому: Пёт.

Впервые село Пёт, некогда Елатомского уезда Тамбовской губернии, а сегодня Пителинского района Рязанской области, было упомянуто в окладных книгах во второй половине XVII века. В них говорится, что на тот момент здесь уже стоял храм. Выходит, село образовалось еще раньше. Этимология названия этого населенного пункта действительно довольно странная. Постепенно «Пятак» сократился до слова «пять», и именно так назывался вплоть до революции. С приходом советской власти в стране у многих городов и сел сменились названия. Пять стала «Колхозом имени Крупской». Когда же историческая справедливость восторжествовала, на въезде в село появилась табличка «Пёт». Видно, так тому и быть.

Въезд в Пет

Раньше Пёт был одним из самых больших и богатых сел уезда. По сравнению с ним Пителино, которое сейчас является административным центром района, считалось захудалой деревенькой. Зато сам Пёт процветал благодаря своему выгодному положению – у реки.

– До революции население села было больше 3 600 человек, – рассказывают местные жители, кто постарше и еще помнит слова родителей и дедов. – Из них 600 душ были крепостными. А владели ими, и вместе с ними всеми землями здесь, дворяне Кашкаровы. Они же построили в Пёте первую деревянную церковь.

В деньгах дворяне стеснены не были: у реки они построили крахмальный завод, который по-своему кормил всех местных жителей. Люди рассказывают, что крахмал из Пёта славился таким качеством, что его возили даже в Индию.

Сегодня из села продолжают увозить за границу богатства, но чаще всего это лес да уголь. Местные говорят, что часто видят фуры из Прибалтики.

Просторы Пета

Справедливости ради скажем, что неплохо жило село и в годы советской власти. Деревенские люди, приученные к тяжелой работе, дружно подняли колхоз, в едином порыве стремясь опередить очередную провозглашенную пятилетку. Впрочем, картошку в Пёте всегда выращивали успешно.

– За картошку всегда была битва по осени, – рассказывает местная жительница баба Маша. – Все хотели в поле, рвались на работу. Потому что картошку убирали за трудодни. Еще и с собой набирали. А потом меняли ее на арбузы.

А народу в Пёте жило столько, что на одном краю деревни не знали своих односельчан с другого края. И все у людей было: и коровы, и свиньи. И жили в достатке и счастливо, в каждой семье не меньше чем по трое детей. Во времена бурного развития колхоза для молодых специалистов построили целую новую улицу с типовыми частными домами. Она до сих пор есть. Только там почти никто не живет. Население Пёта сейчас чуть больше 100 человек. А дома вместе с участками можно купить за бесценок.

Домики в Пете

– Вот этот дом за 50 тысяч продается, – рассказывает местная активистка Лидия Андреевна. – Но в нем отопление печное. Дрова придется заготавливать. А вон тот вот тысяч 200 стоит. Но там, как говорится, все включено: газ, вода, туалет не на улице.

Отмечаем, что дома в Пёте выкрашены в довольно веселые цвета, словно здесь живут самые оптимистичные люди.

Домик

Разваливалась Страна советов – умирали и колхозы. В 90-е годы предприятия, которые были построены на территории Пёта, передавались от частника к частнику, местные жители даже следить за этим не успевали. Работы не было, довольствовались малым. Поля постепенно становились все более брошенными, люди оставляли дома, забирали детей и уезжали ближе к городу. В большинстве своем навсегда.

– В 2007 году приехал управляющий из Москвы и объявил, что колхоз обанкротился, – продолжает свою экскурсию по селу Лидия Андреевна. – Он уехал, а мы здесь остались. Сейчас в Пёте нет ничего. Разве что старые стены бывшего магазина да храм.

Старый магазин

У каменного храма в Пёте история хоть и не очень длинная, но весьма насыщенная событиями, поскольку довелось ему быть построенным под самую революцию. А сам процесс строительства церкви окутан легендами.

Храм

Одна из легенд гласит, что купец Портнов, торговавший крахмалом, собирался поехать в Москву продавать свой товар. И перед поездкой пришел в церковь и заявил батюшке: если дашь, мол, благословение, да у меня дело выгорит, то я вернусь и построю здесь самый красивый каменный храм. По преданию, обещание свое купец исполнил. А в благодарность за то, что слово сдержал, на одной из фресок в церкви был написан его портрет. Правда, сегодня подтвердить легенду невозможно, ибо никаких фресок на стенах храма не осталось, а документальных свидетельств о некоем купце Портнове – и подавно.

Солнце

Как гласит все та же легенда, руководил этой грандиозной стройкой крестьянин Никанор Гавриков. Однако умер он, не успев закончить дело, да и денежный запас на строительство иссяк вместе с ним. Тогда спустя какое-то время дело отца продолжил сын Гаврикова, найдя собственный подход и, так сказать, стиль в создании архитектурного произведения. Якобы именно поэтому внешний вид храма довольно… необычный. Словно его строили два архитектора.

Архитектура храма

Доподлинно известно, что проект необычного храма, больше напоминавшего произведения модного в Петербурге «северного модерна», создал молодой гражданский инженер Александр Молокин, выпускник Петербургского института гражданских инженеров, который в 1910 году окончил его с отличием. Этот талантливый человек куда больше известен в Харькове, чем в городах России, так как там по его чертежам построено множество гражданских зданий, сформировавших облик города. Храм же на его счету был лишь один. Именитого архитектора Молокина связали с храмом русской глубинки только в 2012 году — его проект был найден в Тамбовском архиве Инной Поздняковой, которая написала диссертацию о тамбовских храмах. И теперь Введенский храм в Пете может похвастаться полностью сохранившимся набором изначальных проектных чертежей с пояснительной запиской, написанной рукой автора.

Проект инженера Молокина

– Построена каменная церковь в Пёте была в 1913 году, – рассказывает Лидия Андреевна. – Была она светлой и теплой. Система отопления по тем временам была совершенно инновационной: не зря над проектом работал инженер.
Она называется калориферным отоплением: здание согревается горячим воздухом, который из подвала поднимается по специальным полостям в стенах, отапливая все помещение.

– Службы в храме шли аж до 1935 года, – говорит местная жительница. – Долго советские понятия не могли добраться в эту глубинку. Только перед войной церковь закрыли. А уже в 60-е годы превратили в колхозный склад. Здесь же была и мельница.

Потом храм начал разрушаться из-за запустения. На куполе и крыше выросли деревья. В стенах появились трещины.

Смерть подобных объектов культурного наследия России – явление обыкновенное: чтобы восстановить памятник, нужно слишком много денег. Поэтому судьба великолепного произведения искусства в сердце Рязанской области была, казалось бы, предрешена… Но помог случай.

Бабушки

– Помню, приехал к нам перед какими-то выборами какой-то депутат из Рязани, – рассказывает Лидия Андреевна. – Посмотрел он на храм, погоревал и говорит: соберите общину, создайте расчетный счет для восстановления, а я вам помогу деньги собрать. Мы воодушевились, обрадовались. На последние деньги сделали то, что он сказал. А депутата и след простыл. Что дальше делать? Не знаем. И тут на один из праздников, приходит ко мне Мария Ивановна, соседка, и говорит: иду я сегодня мимо храма – а там так поют хорошо, и так мне спокойно на душе стало… Это владыка Дионисий наш приезжал. Мы пошли к нему на службу, а он нам и обещает: если приберете тут на алтаре да пару окон расчистите, то приеду к вам на следующий праздник, службу проведу и алтарь освящу. Так мы с Марьей Ивановной и взялись за дело.

Ремонт

А дел было непочатый край. Разгребать в храме авгиевы конюшни советской власти двум местным бабулям было трудно, но им помогали волонтеры и дети дачников.

– Здесь же все было изуродовано, – вспоминает Лидия Андреевна. – Ступеньки в храм засыпаны землей, чтобы машины грузовые могли легко заезжать внутрь. Ворота все сбиты, потому что водители грузовиков в их ширину не вписывались. Окна заколочены и забиты мешками и землей. Я каждый день отсюда уходила в таком слое грязи!

Женщина вспоминает, что одних только мешков с бутылками из подвалов они вывезли 60 штук. В то время как местные жители не спешили помогать пенсионеркам в добром начинании.

– Говорят, что не верят в Бога, – отмечает Лидия Андреевна. – А я отвечаю: какая разница, верите вы или нет? Вам ваши предки такой памятник архитектуры оставили. Ведь все местное население его строило. Деды ваши и прадеды. А вы храм так загадили. Теперь вот на службу некоторые жители приходят, приносят кое-какие деньги.

Алтарь

Некоторые жители села еще помнят внутреннее убранство храма. Говорят, окна были с витражами и свет всегда на них падал так, что даже в пасмурную погоду казалось, будто светит солнце. А еще в центре зала висело огромное богатое паникадило, украшенное хрустальными деталями. Местные старики, когда еще были детьми, решили похулиганить и паникадило раскачать. До сих пор свежи воспоминания о том, как на мальчишек посыпался сверху хрустальный водопад.

Сегодня жительницам Пёта, которые активно занялись восстановлением былого величия храма, не до изысканных интерьеров: сохранить бы стены да крышу. Совсем недавно с помощью волонтеров удалось расчистить купол от грязи и деревьев. По словам активисток, деньгами помогают некоторые спонсоры и фонды. Сколько за годы реставрации храма они потратили личных средств, отложенных с пенсии, предпочитают даже не считать.

Детали

Есть в Пёте всё для идеальной жизни: река, звенящий чистотой воздух, просторы, магазин, почта, храм. Живут здесь и семьи с детьми. Школы нет, но до ближайшей ребятишек возит школьный автобус. Удивительно, но в Пёте даже дорога ровная летом и до стекольного блеска вычищенная зимой. И непонятно, то ли Бог бережет местных жителей, то ли совесть не позволяет местным властям бросить село на произвол судьбы. Но, так или иначе, покинутым и забытым, как то же Голованово, Пёт назвать сложно. Единственное, чего здесь нет, так это близости к городу. Но в данном случае это и есть главная ценность.

Пет

Фоторепортаж можно посмотреть по ссылке.

До Пёта добралась Дарья Копосова

Фото Марии Илларионовой, Натальи Кратенко

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Владислав Рылеев
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: мать рассказала, как лечила дочь от жуткого вируса Коксаки
Александра Балаба
Мнение
«Дурят с первого же шага». Россиянка рассказала о своей поездке в Египет
Валерия Дульская
Заместитель главного редактора
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем
Объявления