Сколько уже слов сказано и лекций прочитано про банковские махинации — не сосчитать. И все равно находятся наивные люди, которые доверяются сотрудникам банка и не читают, что там написано под звездочкой или мелким шрифтом, подписывают договор, не глядя в него, не интересуются теми SMS от банка, которые надоедают им по выходным. А результат такого равнодушия к собственным финансам плачевный. Корреспондент YA62.ru решила поговорить с бывшим сотрудником нескольких банков, который пожелал остаться неназванным, и разобраться в банковских ухищрениях.
Про дополнительные услуги, страховые случаи и пенсию
— Легко навязать клиенту то, что ему совсем не нужно? Например, дополнительные услуги, которые могут влететь в копеечку?
— Запросто. Влететь можно просто во все что угодно. Особенно если не читать договор. Например, одна довольно-таки известная кредитная организация, действующая в том числе в Рязани, делает это таким образом: приходит клиент — бабулька, дедулька или какой-нибудь простофиля. Оформляют договор на рассрочку. Допустим, кто-то приходит холодильник брать. Соответственно, рассрочка идет без процентов и переплат. Сотрудник берет и оформляет вместо рассрочки кредит: подбивает документы, переделывает ксерокопии, товарные чеки и т. д., потому что за это сотруднику больше платится зарплата. А у клиента все документы и подписи на рассрочку оформляет. Обнаруживается это таким образом: через месяц этот человек приходит погашать рассрочку, а у него вместо оставшихся 15 тыс. остается, к примеру, 35. И это еще суммы небольшие. Или со страховками. С ними, мне кажется, кто только не попадался! Это вообще проще простого. Клиент приходит, говорит, что нужно оформить кредит или рассрочку. Сотрудник говорит, что мы отправляем заявку, но банк одобряет нам кредит или рассрочку только со страховкой. По-другому никак. А на самом деле ни один банк никакой продукт не имеет права оформлять только со страховкой. То есть если вам говорят, что без страховки мы вам ничего оформлять не будем, смело можно звонить на горячую линию, называть фамилию и имя продавца и выяснять, на каких основаниях он вам отказывает в оформлении.
— То есть по законодательству это запрещено?
— Да. Не раз видела такие нарушения. Был случай, когда пришла женщина оформлять кредит на пальто. Она говорит, что мне без всех страховок. Сотрудник банка сидит делает вид, что что-то пишет. Проходит две минуты, и она говорит: вам отказ пришел. Она даже не отправляла заявку! Женщина попросила показать ей экран монитора: покажите, что вы отправляли заявку. Я бывший сотрудник банка, я знаю, что вы так можете сделать. Естественно, никто ей ничего не показал, она скандалила потом. И имела на это полное право. Она даже хотела звонить в банк и узнавать, была ли заявка или нет. Вообще, за такое по башке руководство хорошо может настучать. Потому что, по сути, сотрудник обманывает свое начальство. Но с другой стороны, все прекрасно понимают, что страховки продавать надо. Ведь все проценты и премии сотрудникам идут с них.
— Ну допустим, мне все-таки навязали страховку. Но я ведь останусь в выигрыше, если вдруг страховой случай?
— Ну как сказать. Был недавно случай. Семья оформила ипотеку на мужа. Оформили страховки от смертей, от болезней, несчастных случаев и прочего. Через два года муж попадает в аварию, и его парализовывает. То есть он становится неплатежеспособным. Жена не работает. Короче, труба. Приходит эта женщина в банк, показывает страховку. Ей говорят примерно следующее: у вас страховка заканчивается через месяц. Сейчас мы ничего сделать не можем, так как сначала надо оформить инвалидность мужа. На ее оформление уйдет минимум два месяца. А потом вы к нам придете, мы уже не сможем оформить страховой случай. Что бы у вас ни случилось, банк найдет миллион законных отмазок, чтобы не выплачивать деньги.
— И какие виды услуг навязывают в банках?
— Все виды страховок, застраховать вообще все что угодно могут. Неопытные люди часто попадаются на кредитных картах. Тут действуют по следующей схеме: клиенту всегда говорят, что есть бесплатная карта с некоторым лимитом. Пользуйтесь, расплачивайтесь ей в магазинах, через 50 дней просто внесите на нее деньги. И ничего за это платить не нужно. Клиент обрадовался, оформил. Проходит дней 10. Он снимает с этой карты деньги в банкомате. У него, получается, заканчивается льготный период, проще говоря, бесплатный. С него снимается целая куча комиссий и всего прочего. И через два месяца примерно он приходит опять в банк, потому что ему сотрудники звонят и говорят, что у вас огромные просрочки по кредитной карте, которые нужно срочно погасить. А все это происходит из-за того, что клиенту недостоверно предоставили информацию. По сути, нужно было объяснить человеку, что за определенные платежи и действия льготный, то есть бесплатный, период сокращается или вообще прекращается.
— Но ведь это прописано в договорах?
— Да, прописано. Как правило, договоры никто не читает. Но ответственность все равно лежит на сотруднике, который не разъяснил, как правильно пользоваться картой. Когда же сотрудник добросовестно все объясняет, часто люди сразу отказываются от карт, так как просто боятся запутаться. Но есть и те, кто успешно пользуется этой услугой, еще потом приходят и продлевают ее.
— Какие еще запрещенные приемы используют в банках?
— Частенько переводят часть пенсии на счет негосударственного фонда. Человек, к примеру, вообще кредит пришел оформлять. Дает паспорт, в котором лежит СНИЛС. Между делом сотрудник сканирует его документы и, ничего не говоря, переводит от 13%, которые перечисляются в пенсионный фонд, 6% в негосударственный фонд. Обычно о таких операциях клиента должны информировать. Когда подобная информация проводится, нужна подтверждающая SMS. Сотрудник говорит, что сейчас она вам придет, назовите код. Как правило, клиент послушно называет цифры, не понимая, что он подтверждает. SMS он, естественно, не читает. И все, пенсия твоя уже в негосударственном фонде, с которым неизвестно что может случиться. Может, он разорится и вы потеряете часть пенсии.
— И часто так обманывают?
— При мне парень всем подряд переводил пенсию. Он, естественно, перевыполнял норму, руководство его ставило нам в пример. Только вот это самое руководство о его методах не знало.
Про нелегкую долю сотрудника банка
— От чего зависит зарплата сотрудника?
— В любом банке зарплата зависит от продаж, а продажи — от проходимости. В одном банке всех работников посылали на разные точки продаж — в магазины техники, шуб, стройматериалов и т. д. Туда, где могут взять рассрочку или кредит. Везде проходимость разная. Где-то за день приходит один покупатель, а где-то их 10. Отсюда и зарплата.
— И как вас распределяли по точкам?
— Нам говорили, что каждый сидит неделю в точке с не очень хорошей проходимостью и неделю с большими продажами. Но на самом деле те, кто понаглее, выбивали себе места получше. Когда все-таки получалось работать в магазинах бытовой техники, например, просыпался азарт: тебе нужно не только заманить клиента себе, но еще и сделать так, чтобы пошел какой-то процент к зарплате, т. е. оформить тот же кредит с дополнительными услугами, с SMS, со страховками и т. д. Но даже если покупатель вдруг отказывается оформлять его с допуслугами, важно, чтобы он не ушел к конкурентам.
— А в другом банке такая же схема работы?
— Другая, потому что банк совсем другой. Это большое отделение с большим количеством работников. И если у менеджеров не было продаж, то дрючили нас, кассиров. Хотя мы не продавали, а только перенаправляли клиентов другим сотрудникам, от продаж зарплата у нас не зависела вообще. Например, приходит ко мне бабулька снимать пенсию. Я вижу, что у нее остаток, к примеру, 150 тыс. рублей. Я ей предлагаю переоформить вклад под больший процент и перенаправляю к другому сотруднику. Это нигде не фиксируется. В лучшем случае менеджеры говорили спасибо. Но если мы этого не делали, то доходило до того, что мы писали объяснительные. Плюс в банках часто есть ежедневные планы по продажам, за невыполнение которых по голове тоже никто не погладит. Да и вообще работа построена таким образом, что если ты делаешь, то все молчат, а если ты что-то не делаешь, то хай поднимают нереальный.
— А сколько человек в штате бывает?
— В последнем банке, в котором я работала, был большой филиал. Человек 12-15 в смену выходило. При этом у людей еще есть выходные, поэтому команда в разы больше. А в предыдущем банке я работала одна, не в коллективе. Но в общем команда состояла всего из человек 30, не больше, так как это маленький рязанский филиал.
Про зарплату, «провальные» талоны и 1,5 млн из своего кармана
— А какая зарплата?
— По-разному. Когда я работала в первом банке, там был оклад около 10 тыс. и премия от продаж тех самых дополнительных услуг. Если ты попал в хорошую точку и хорошо поработал, то ты можешь получить максимум 27 тыс. рублей. Без налога получается около 23 тыс.
— А в другом банке?
— В другом — 35 тыс. Это вместе с премией. Иногда меньше, если, например, показания очереди не соответствуют.
— А что за показания очереди?
— Есть такой показатель, как «провальный» талон. То есть от момента, когда клиент взял талон, до момента, когда мы его вызвали, прошло времени, к примеру, больше 15 минут. У всех банков это время разное. Если талон висел восемь минут, мы старались вызвать этого человека быстрее и обслужить, чтобы талон не «обваливался». Вот таких талонов не должно превышать 10% от всех талонов, иначе премия урезалась чуть ли не в половину.
— Представим: я прихожу в банк, беру талон. Жду. Потом мне кто-то звонит и мне нужно уйти. Или если я понимаю, что куда-то не успеваю, я ухожу. Талон я выбрасываю. То есть меня даже не обслужили, я даже до окошка не дошла. Такой талон тоже считается «провальным»?
— Если твой талон вызвали, а тебя нет 40 секунд, тебя сбрасывают. Если талонов мало, то ждут чуть больше, но потом все равно сбрасывают. И такой талон не считают «провальным».
— За что еще могут лишить премии?
— Вообще, премии очень легко лишиться. Например, не проверить паспорт в ультрафиолете. У нас все с этим очень строго было.
— Тотальный контроль?
— Ну да. Был случай, когда специальная служба, которая отсматривает все камеры, посчитала, что сотрудник недостаточно качественно проверил паспорт на наличие всех водяных знаков. Она вроде последнюю страничку не перевернула. Ее лишили половины премии. Но это в некотором роде хорошо. Ведь если сотрудник осуществит, например, перевод денег с фальшивым паспортом, то может получиться так, что эти, грубо говоря, 1,5 млн рублей он будет возвращать из собственного кармана. Конечно, без расследования никто с тебя ничего требовать не будет. Но риск есть.
В банковских схемах разбиралась Екатерина Долматова
Если вы хотите рассказать свою историю, пишите нам на почту portal@ya62.ru, звоните в редакцию по телефону
8-910-570-07-52 или пишите в соцсети «ВКонтакте» Артему Деловому.