Если вы думаете, что сейчас вас ждет глубоко оппозиционная статья, то вы абсолютно правы. Потому что не каждый человек осмелится открыто заявить о своих взглядах. Еще меньше – решатся принять участие в митинге. Из решившихся – единицы поднимут над головой транспарант. Но живет в Рязани такая мама-активист, которая не только поддерживает активную молодежь в ее начинаниях, но еще и вяжет совершенно изумительные шарфы-плакаты. Их не только приятно носить, но и довольно удобно продемонстрировать в подходящей ситуации.
– Есть в Санкт-Петербурге такое абсолютно волонтерское движение «Открытое пространство», – рассказывает рязанка Юлия Середа. – А у них, в свою очередь, есть программа защиты активистов, задержанных на мирных акциях протеста. Потому что в Питере было много в последнее время случаев, когда активная молодежь страдала от полицейского произвола. И мы с дочкой просто решили, что нужно помочь, потому что мы можем. Списались с «Открытым пространством» и предложили провести аукцион, лотами в котором станут шарфы-транспаранты ручной работы, а все вырученные деньги пойдут «Открытому пространству».
Юлия отмечает, что идея эта принадлежала ее дочери, которая сказала: мама, а давай сделаем шарф-плакат! Несмотря на то что сама рязанка много вяжет, такой опыт оказался весьма интересным. Хотя бы потому, что надписи на шарфах до этого она никогда не делала. Да и в длину готовые изделия получались под два метра.
– Сначала была пара экспериментов, – вспоминает Юлия. – На первых шарфиках-плакатах было написано «Отвяжитесь уже!» Мне они не очень нравились, потому что были скучноваты. Больше похожи на шарф болельщика, вроде «Спартак – чемпион!» Однако даже они недолго провисели на благотворительной барахолке. Их быстро купили, и кто-то сейчас носит теплый шарф с такой вот яркой надписью.
Следующие шарфы обещали стать интереснее: обрасти орнаментами и узорами. Но встал вопрос, что на них писать? Тогда в Facebook был брошен клич, в котором авторы проекта призывали всех скинуть по одной любимой короткой фразе или цитате. В итоге, список получился чрезвычайно длинный.
– А я смотрю, батюшки! Молодежь-то любит Стругацких! – рассказывает автор шарфиков. – Я и сама их люблю. Их цитаты легко узнаваемы. И это же своего рода пароль. Вы меня наверняка понимаете. Когда кто-то незнакомый в компании вдруг «вбрасывает» цитату из Стругацких или, если хотите, из «Гарри Поттера», и вы при этом тоже любите эту литературу, вы тут же подмечаете: о! Это же свой человек! И это приятно.
Аукцион проводился на Facebook. Был выложен пост с фотографиями пяти шарфиков и объяснение, для чего все это действо затевается. Был и шестой лот – мама-активист приняла заказ на шарф с той фразой, какую захочет сам победитель.
– Сезон шарфов подходит к концу, и были опасения, что аукцион не найдет заинтересованных людей, – отметила Юлия Середа. – Но в итоге некоторые лоты разошлись по пять и по шесть тысяч рублей.
Всего на покупку шести шарфиков-плакатов благотворители потратили 21 950 рублей. И, стоит отметить, борьба за эти рукодельные чудеса развязалась нешуточная, а в комментариях было очень весело.
– Я не знаю, что так привлекло людей – Стругацкие или сами фразы, – до сих пор размышляет Юлия Середа. – Возможно, сама идея шарфа-плаката – это та фишка, которая оказалась интересна и актуальна среди молодежи сейчас.
Мама-активист отмечает, что в Рязани тоже есть организации, которым хочется помогать и оказывать содействие. Например, Экологический рязанский альянс. Юлия Середа даже подарила идею для аукциона: сшить и выставить в качестве лотов тряпочные авоськи с классными яркими принтами – эко-альтернативу пластиковым пакетам. А на собранные деньги, к примеру, можно было бы поставить в одном из дворов Рязани или в парке контейнер для сбора пластика. Проблема только в том, что одной идеи – мало, нужно, чтобы кто-то организовал сам процесс, заразил общественность этой идеей. И когда люди в нее вовлекутся, эта идея обретет смысл. В маленькой Рязани организовывать полезное движение будет, конечно, сложнее, но интереснее.
– Идея благотворительности стара как мир. Да и идея краудфандинга, по-русски говоря, «с миру по нитке – голому рубаха», тоже не нова. Так что вязание шарфиков – это лишь попытка привнести в идею сбора денег на хорошие дела некое разнообразие, чтобы собирать деньги было интересно и приятно. Ведь ни один нормальный человек не отдаст за шарф пять тысяч рублей. А вот пожертвовать такие деньги на доброе дело, а в ответ получить что-то приятное, пусть и гораздо менее ценное, многие захотят.
– Мне очень нравится термин «мама-активизм», – признается Юлия Середа. – Потому что сегодня многие мамы занимаются рукоделием. Но этот процесс – хобби в чистом виде. Сейчас не надо вязать себе свитер, чтобы согреться, потому что купить его проще и дешевле. Рукоделие же – это удовольствие, самовыражение, отдых. Скажем, вяжет мама шапки. Связала одну себе, еще несколько – детям. Потом одарила всех друзей и родственников. Куда эти шапки-то девать? Их тоже можно пустить на доброе дело. И так с любым рукоделием, было бы желание. Была бы идея.
Мама-активист считает, что родители должны помогать своим детям, стараться их понимать, быть на одной волне. Часто так бывает, что у молодых людей своя жизнь, у родителей – своя. И становится обидным такой разрыв поколений.
– А дети-то умные, дети-то хорошие, и хочется быть с вами на одной волне, – отмечает Юлия Середа. – Молодежь ходит на митинги, устраивает мирные акции. А родители по тем или иным причинам не могут составить детям компанию. Но можно и нужно стараться понимать и поддерживать. Я бы хотела, чтобы было так: что это вы, деточки, там такое удумали? Ах, вот оно что! Ну, молодцы, хорошее дело, надо вам помочь. Где мои спицы и клубочки?.. Или иголки, кисточки — не важно. Важно, что жизнь меняется с большой скоростью, и очень жалко будет что-то упустить, оставшись на своей возрастной обочине.
Встав однажды в оппозицию безразличию, мама-активист Юлия Середа готова продолжать свое творчество во благо и вязать шарфики-плакаты. А может быть, и не только их. Правда, осталось придумать фишку, которая будет отличать рукотворные изделия от магазинных. Может быть, это снова будут цитаты-пароли из доброй классики, а может – лозунги доброты и благих дел. Но в том, что эти лоты снова разойдутся с аукциона как горячие пирожки, не сомневается никто. Потому что шарфики, как, впрочем, и добрые дела, никогда не выйдут из моды.
С мамой-активистом общалась Дарья Копосова
Фотографии Екатерины Шестаковой