Одной из главных причин развития ожирения могут быть нарушения в работе генов, управляющих температурой тела и его реакцией на холод, выяснили ученые, опубликовавшие статью в Journal of Neuroscience, передает РИА Новости.
«Несмотря на то, что температура тела у мышей и человека отличается, гены и рецепторы, отвечающие за распознавание холода и реакцию на него, устроены примерно одинаково и у людей, и у грызунов. По этой причине можно говорить, что изменения в структуре гена TRPM8 могут играть очень серьезную роль в развитии ожирения, о чем мы раньше не подозревали», — пишут Альфонсо Реймундез из университета Сантьяго-де-Компостела (Испания) и его коллеги.
По текущим данным ВОЗ, в мире, начиная с 80-х годов прошлого века, сегодня наблюдается глобальная эпидемия ожирения. В прошлом году каждый третий житель земного шара, в общей сложности 1,9 млрд человек, страдал от лишних килограммов, примерно 15% — от тяжелых форм ожирения. По данным организации, 47% болезней, например, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и рак, связаны с ожирением.
В последние годы ученые начали все чаще говорить о том, что ожирение и хронические воспалительные процессы сильно взаимосвязаны. Появление лишних килограммов приводит к развитию очагов воспаления в организме человека, что, в свою очередь, способствует еще большему набору массы. Более того, недавно биологи выяснили, что вещества, подавляющие воспаления, такие как капсаицин, главный компонент жгучего вкуса перца, оказались очень эффективными лекарствами от ожирения.
Реймундез и его коллеги раскрыли еще одну необычную связь между ожирением и температурой тела, наблюдая за поведением мышей, у которых был поврежден ген TRPM8 – один из участков ДНК, отвечающих за реакцию на холод.
Как отмечают ученые, их интересовало то, изменится ли поведение грызунов при удалении этого участка ДНК. Биологи предполагали, что исчезновение способности чувствовать низкие и высокие температуры приведет к тому, что мыши будут терять большие количества энергии при наступлении холодов, и перегреваться во время жары.
На самом деле, удаление TRPM8 практически никак не повлияло на способность мышей поддерживать температуру тела — в среднем, она отличалась на 0,7 градуса Цельсия от нормы, и жизнь грызунов никогда не находилась под угрозой.
С другой стороны, повреждение этого гена странным образом сказалось на аппетитах грызунов и на том, как их тело использовало запасы жира в те времена, когда температуры в их клетке падали до относительно низких значений. При наступлении холодов у этих грызунов развивалась странная бессонница, которую они постоянно пытались «заесть», что приводило к быстрому набору массы и развитию ожирения.
Главной причиной этого, как позже выяснили биологи, было то, что организм таких мышей не использовал свои жировые запасы для разогрева тела, а «сжигал» фактически только те питательные вещества, которые попадали в кровь грызунов после очередного похода к кормушке.
Что интересно, подобная форма ожирения развивалась далеко не сразу, а лишь примерно на 24 неделе их жизни, что соответствует позднему подростковому возрасту. Аналогичным образом, как считают исследователи, может развиваться ожирение и у многих людей, имеющих схожие мутации в TRPM8.