В настоящее время 45% опрошенных россиян старше 18 лет пользуются хотя бы одной из социальных сетей почти каждый день, 62% — хотя бы раз в неделю. Таковы результаты исследования, проведенного ВЦИОМ.
При этом полностью исключены из социальных медиа около трети (20% из-за того, что не имеют доступа в интернет и еще 10% — не имеют ни одного аккаунта).
Ожидаемо максимальный уровень вовлеченности — среди молодежи — в группе 18-24 года почти ежедневно пользуются социальными сетями 91%, среди опрошенных 25-34 года таких 69% (в группе старше 60 лет — только 15%).
Наиболее массовый охват в нашей стране, по данным опроса, имеет сеть «ВКонтакте» — среди всех опрошенных о ее ежедневном посещении сказали 28%, второе место занимают «Одноклассники» (19%), третье — Instagram (14%); доля ежедневной аудитории Google+ 7%, по 4% набрали Facebook и «Мой Мир», по 1% у Twitter и ЖЖ.
Предпочтения при выборе социальной сети имеют возрастные особенности. «ВКонтакте» и Instagram можно отнести к сообществам с перевесом молодежи. Наибольшая доля аудитории пользователей «ВКонтакте» — 40% — приходится на людей в возрасте 25–34 лет. Среди пользователей Instagram 38% — в возрасте 18-24 лет, 37% — в возрасте 25-34 года.
Среди ежедневной аудитории «Одноклассников» самая распространенная группа — также 25-34 года (28%). При этом распределение аудитории «Одноклассников» по возрасту — наиболее близкое среди всех социальных сетей к общему распределению интернет-аудитории в России. В социальных сетях Facebook и «Мой Мир» преобладает более взрослая аудитория. Среди аудитории Facebook больше всего людей в возрасте от 35 до 44 лет (28%) и от 45 до 59 (26%), ядро аудитории «Мой Мир» — 45-59 летние (39%).
Наиболее популярным средством доступа к интернету является мобильный телефон/смартфон — его назвали в качестве обычного устройства 52% пользователей интернета. Доступ к интернету через мобильный телефон максимален среди ежедневных пользователей Instagram (92%) и «ВКонтакте» (84%), для остальных сетей — около 70%.
Респондентов спрашивали также о том, какими мессенджерами, программами для обмена короткими сообщениями они пользуются. Почти три четверти опрошенных отметили, что пользуются такими программами: 62% отправляли хотя бы одно сообщение за сутки накануне опроса (90% в группе до 25 лет, показатель резко снижается для представителей старшего возраста — 57% в группе 45-59 лет, 32% — от 60 лет и старше).
Среди мессенджеров, которые россияне считают для себя основными, лидируют WhatsApp (44%), сообщения через мессенджер «ВКонтакте» (32%), SMS (32%) и Viber (30%). Выбор программы для обмена короткими сообщениями также тесно связан с возрастом — среди опрошенных старше 60 лет чаще всего пользуются SMS (43%), а в группе 18-24 года — мессенджер «ВКонтакте» (69%).
Сравнение используемых мессенджеров и социальных сетей показывает, что достаточно высокий уровень приверженности своему способу отправки коротких сообщений характерен для «ВКонтакте» (67% пользователей сети считают ее мессенджер основным) и «Одноклассников» (62%).
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен в декабре 2017 года. В опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Объем выборки — 2400 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.