В понедельник, 22 января, рязанская мэрия сообщила важную для горожан новость: следующей зимой дороги и тротуары в центре города будут посыпаться не пескосоляной смесью, как сейчас, а специальными реагентами, которые растапливают лед. Хорошо это или плохо? И как рязанцы относятся к подобным изменениям в Рязани? Узнавала журналист портала YA62.ru.
Добро пожаловать в пыльный город
О том, что Рязань вот уже который год задыхается в пыли, не устают говорить местные градозащитники и экоактивисты. Да и жители города прекрасно знают, что, когда по весне сходит снег, от каждого порыва ветра в лицо летит пыль и скрипит песок на зубах. Экологи отмечают, что виной тому два неоспоримых фактора: парковка на газонах и использование песчаной смеси для борьбы с гололедицей в зимний период. Снег тает, а грязный песок с примесью глины и других составляющих превращается в пыль.
Однако даже теперь, когда город заявил, что со следующей зимы Рязань откажется от пескосоляной смеси, градозащитники радоваться не торопятся. Ведь, по их мнению, реагенты реагентам рознь.
– Мы не знаем химического состава реагентов, поэтому говорить об их безопасности преждевременно, – отмечает градозащитник Андрей Петруцкий. – Некоторые города, например, используют удобрения типа селитры, которые не дают льду застывать. В Москве, например, известно, что обувь съедается реагентами. Прежде чем принимать решение об использовании химии, нужно проверить состав реагента на безопасность. Так как в Рязани отсутствуют ливневые очистные сооружения, то по весне после дождя все эти химикаты стекут прямо в воду и мы станем свидетелями очередной экологической катастрофы.
Градозащитники уже много лет выступают за то, чтобы дороги и тротуары в Рязани посыпались гранитной крошкой. Этот материал является нейтральным, экологически безопасным и многолетним. То есть, когда снег сойдет, крошку можно собрать, промыть и использовать в следующем зимнем сезоне. Единственный минус этого материала – дороговизна по сравнению с песчаной смесью или реагентами.
– Задача борьбы с гололедицей состоит не в том, чтобы растопить лед, – отмечает Петруцкий. – А в том, чтобы скользко не было. Поэтому властям Рязани давно стоит изучить опыт Санкт-Петербурга, где улицы посыпают гранитной крошкой, поэтому по весне в городе чисто, а зимой не скользко.
Впрочем, если говорить об образовании пыли от пескосоляной смеси, то мэр Рязани Сергей Карабасов отметил, что рязанцы смогут оценить разницу в качестве уборки центральных улиц с помощью реагентов, особенно весной. Предполагается, что пыли станет меньше.
Глас народа
Мнения рязанцев, которые каждый день ходят по тротуарам ногами и ездят по улицам города на автомобилях, в данном вопросе разделились. Одни считают, что применение реагентов приведет к тому, что летом действительно в городе будет меньше пыли, а зимой – меньше грязи на дорогах. Сторонники современных технологий обеими руками за, и утверждают, что Рязани давно пора шагать в ногу со временем хотя бы в борьбе с гололедицей. Другие уверены, что реагенты – это не только дорого, но еще и не так эффективно, как может показаться на первый взгляд.
– Лучше уж песок, – отметила пользователь соцсети «ВКонтакте» Татьяна Чугунова. – Я сбежала из Москвы давно, так как на реагенты отек начинается.
Многие рязанцы уверены, что реакция обуви и автомобилей на реагенты будет весьма однозначной: сапоги развалятся, а транспорт будет гнить. Впрочем, не лучшим образом на качестве обуви сказывается и соль в той песчаной смеси, которая используется сейчас.
– Чтобы предположить, как реагент скажется на состоянии автомобиля, надо знать, каков его состав, – отметила путешественница и автолюбитель Наталья Кратенко. – Соляная смесь, например, тоже вызывает коррозию. Если хочешь, чтобы машина оставалась в хорошем состоянии, надо раз в год тратиться на антикоррозийную обработку и чаще мыть. Но это кому на это и средств не жалко.
Среди рязанцев есть и те, кто считает, что лучше вообще ничем дороги не посыпать: чище будет. Да и толку от этой посыпки мало, если улицы чистятся только в центре города. Жители окраин уверены, нет смысла менять способ борьбы с гололедом на более дорогой, если дорожные службы не справляются с уборкой снега.
Чтобы оценить разные технологии борьбы со льдом на дорогах и тротуарах, журналист YA62.ru обратился к опыту других городов. Например, журналист Ульяна Колмогорова из Ижевска отмечает, что реагентами власти города пользуются уже больше семи лет:
– Раньше реагенты использовали только в центре, остальное посыпали соляной смесью. Сейчас вроде стали наращивать долю реагентов. В прошлом году около 30 тонн на песчанку пришлось и две тонны на реагенты. Люди иногда возмущаются, что от них грязь кругом и обувь портится. Но экологи пока не высказываются. В свою очередь дорожники говорят, что с реагентами работать чище и экономичнее.
Журналисты из Калуги также поделились мнением с рязанскими коллегами по поводу посыпки улиц зимой:
– У нас используется и пескосоляная смесь, и реагенты на разных типах улиц. У обоих вариантов есть плюсы и минусы, и оба варианта, на мой взгляд, устаревшие. Минусы реагентов – неэкологичность, слякоть и грязная взвесь в воздухе.
А вот жители Санкт-Петербурга, где улицы посыпают гранитной крошкой, отмечают, что ситуация с грязью на тротуарах за последнее время заметно улучшилась.
– Лет пять назад на обуви оставались соляные разводы, – рассказала YA62.ru жительница Санкт-Петербурга Дарья Гришаева. – Сейчас такого нет, и обувь служит дольше. И в городе тоже чисто.
За использование гранитной крошки в городе выступает и руководитель Экологического рязанского альянса Евгений Рыбаков. По его информации, городские власти планировали провести эксперимент и попробовать использовать крошку на нескольких улицах города. Но обещания так и остались нереализованными.
У них лапки
Не стоит забывать и о том, что по дорогам и тротуарам города ходят не только люди и ездят машины. Братья наши меньшие тоже передвигаются по Рязани. И на их лапках использование реагентов может сказаться хуже всего. Зоозащитники довольно скептически относятся к заявленной технологии.
– Реагенты вредны для всей экологии города, животные конечно же могут пострадать, – отмечает зоозащитник Сергей Сафроний. – Реагенты разъедают подошву обуви, что уж говорить о лапах животных. Если собака съест снег с реагентом, неизбежно сильнейшее отравление. Плюс пострадают и птицы, которые проглотят камешки с реагентами. А также любые зеленые зоны и живущие там животные, куда снег с реагентами будет свозиться после чистки дорог. Я слышал, что модифицированный хлористый кальций используют в Москве. У него меньше расход и вред почве. И не токсичен для людей и животных.
В общем, пока решение использовать на дорогах Рязани реагенты вместо соли и песка вызывает слишком много вопросов. Голосование в группе «Новости Рязани ВКонтакте» показало, что горожане с явным недоверием относятся к такому нововведению.
Ответ власти
И где как не в мэрии знают ответы на все вопросы относительно применения реагента на дорогах. Журналисту YA62.ru удалось получить оперативный комментарий по этой теме у и. о. заместителя главы администрации города Владимира Луканцова. Он признал, что опыт прошлых лет подтверждает, что по окончании зимнего периода, когда в Рязани для борьбы с гололедицей использовалась пескосоляная смесь, город сталкивался с проблемой остаточной пыли. При этом, устранять последствия этого средства приходилось вплоть до августа.
– В качестве альтернативных вариантов возможно применение гранитной крошки, чистой соли или реагентов, – отметил Луканцов. – Безусловно, каждое средство имеет свои плюсы и минусы – финансовые и практические. По совокупности характеристик и экономических обоснований, мы пришли к выводу, что оптимальным для нашего города будет применение реагента. В частности, мы рассматриваем средство «Бионорд».
Чиновник подчеркнул, что несмотря на серьезное удорожание при переходе на него, даже на центральных улицах города, это самый финансово и практически подходящий вариант с точки зрения расхода на квадратный метр по сравнению с гранитной крошкой и в плане уборки, говоря о чистой соли.
– Не вдаваясь в детали, скажу, что в числе базовых и определяющих для нас характеристик этого реагента – сертифицированный материал, который имеет полный пакет разрешительной документации, в том числе положительное заключение Государственной экологической экспертизы, – добавил Луканцов. – Он максимально удовлетворяет требованиям с точки зрения экологической безопасности, имеет в составе ингибитор коррозии, а также оказывает минимальное воздействие на живые организмы и здоровье человека.
Как бы то ни было, оценить пользу или вред реагента «Бионорд» на дорогах и тротуарах Рязани мы с вами сможем только через год. Осталось только пережить еще одну пыльную весну.
Мнения собирала Дарья Копосова