Президент РФ Владимир Путин одобрил создание нового наземного метро в Москве. Масштабный проект под названием «Московские центральные диаметры» профинансируют город и РЖД, пишут « Ведомости».
– С РЖД мы придумали схему, которая бы соединила разрозненные куски пригородных железных дорог и создала сквозные диаметры, – так представил новый транспортный проект президенту Владимиру Путину мэр Москвы Сергей Собянин. – На примере белорусского и савеловского направлений можно увидеть, что, по сути дела, создается новая наземная ветка метро протяженностью около 50 км, которая будет перевозить 42 млн человек.
Речь идет о сквозных железнодорожных диаметрах, соединяющих основные московские железнодорожные направления. Собянин обратил внимание, что сейчас эти направления представляют собой тупики – заканчиваются вокзалами.
Первая такая ветка (Московский центральный диаметр – 1, МЦД-1) от Лобни до Одинцова через Долгопрудный и Сколково протяженностью 50 км соединит белорусское и савеловское направления. МЦД-2 соединит Нахабино и Подольск, т. е. рижское и курское направления. Эти диаметры планируется ввести в 2018–2019 гг. Обустройство дороги Лобня – Одинцово обойдется в 8 млрд рублей, Нахабино – Подольск – в 12 млрд.
Обслуживание по крайней мере первых двух веток будет вестись по стандартам Московского центрального кольца (МЦК). Подвижной состав будет ездить с интервалами примерно шесть минут, говорит представитель мэрии.
Электрички и сейчас связывают эти направления, однако частота их движения – единицы раз в день, судя по расписанию.
Когда московские центральные диаметры заработают, жители Одинцова смогут в два раза быстрее добираться до Лобни. На автомобиле путь занимает два часа, на общественном транспорте сейчас – 1 час 55 минут, а напрямую, по-новому, – один час.
Обычное метро Лобня – Одинцово потребовало бы 250 млрд рублей, объяснил Собянин Путину.
«[Наземную ветку] можно сделать в течение года-полутора и, по сути дела, затратив минимальные ресурсы», – подчеркнул мэр Москвы. МЦД-1 и МЦД-2 – примерно 30% программы, которую наметили Москва и РЖД, всего планируется от пяти до 15 таких диаметров. Всю программу представитель мэрии оценивает в 40 млрд рублей. – Москва и РЖД поделят расходы поровну.
– Мы вместе тратим на доработку инфраструктуры для обеспечения перевозок, – констатировал мэр.
Собянин заверил президента, что дополнительных средств из федерального бюджета не потребуется.
Диаметральные маршруты пригородного железнодорожного сообщения – часть программы развития Московского транспортного узла. Она включает строительство дополнительных главных путей радиальных направлений на октябрьском, горьковском, курском, ярославском, смоленском и киевском направлениях; запуск пассажирского движения на МЦК. МЦК было открыто в 2016 году, его протяженность – 54 км. С каждой станции МЦК (всего их 31) пассажиры могут пересесть на городской транспорт, для этого с обеих сторон железной дороги организованы подъездные пути, разворотные площадки для автобусов и остановки для пассажиров. Новые линии также будут интегрированы с МЦК и станциями метро, обещает представитель мэрии.
Новым проектом будет пользоваться около 300 млн пассажиров в год, а реализация всей программы позволит снизить нагрузку на транспортную инфраструктуру Москвы на 12%, поделился расчетами Собянин.