Делать или не делать прививки своему ребенку, казалось бы, личное дело каждого родителя. Однако в Рязанской области молодые мамы и папы часто сталкиваются с аргументами врачей: как же он без прививок-то в сад пойдет? После чего одни пытаются противостоять сложившейся системе, другие следуют классическим путем. Относиться к добровольно-принудительной вакцинации можно по-разному, но будущее здоровье привитого ребенка зачастую зависит от того, насколько бережно к данной процедуре подходят врачи.
В редакцию YA62.ru обратились жители Новомичуринска. Их дочке едва исполнилось два года, а она уже пожизненный инвалид. По мнению безутешных родителей, виной болезни ребенка стали действия врачей местной ЦРБ.
— Дочке исполнился год и восемь месяцев, у нее резались зубки и поднялась температура, – рассказывает отец ребенка Станислав Ивакин. – Это было в выходные, температура поднялась до 37,6 градусов. И в понедельник, 18 апреля, супруга повела дочку к педиатру на осмотр. Уже на осмотре выяснилось, что мы давно не делали прививки по расписанию. Моя жена сказала врачам, что ребенок только оттемпературил, и делать прививку нельзя. Однако педиатр настоял на том, чтобы дочке укололи АКДС, так как болезнь болезнью, а по графику положено.
Стоит сразу отметить, что у всех прививок, которые делают детям, есть свои противопоказания, при которых нельзя ставить уколы. Однако, по мнению родителей ребенка, врачам Новомичуринской ЦРБ было важно соблюсти график прививок. Педиатр, проигнорировав сообщение мамы девочки о температуре и молочных зубках, привила ребенка и отпустила домой.
– На следующий день температура у дочки подскочила до 38 градусов, – вспоминает отец ребенка. – Сбить ничем не получалось. К обеду уже была 39,5. Мы вызвали «скорую», дочке сделали укол, а медсестра внесла в карту прививок запись, что температура – это реакция на АКДС. Позже в карте появились еще пометки, что наша дочь проходила постоянные обследования и что реакции на вакцину нет. Однако мы в больницу не ходили и обследования эти не проходили.
После вызова «скорой» температура у ребенка начала падать. А потом и вовсе нормализовалась. Однако родители девочки стали замечать, что дочка внезапно стала пить больше воды. Сперва они не придали этому значения. Напротив, порадовались, что у ребенка такой быстрый обмен веществ. Но вскоре начало меняться и поведение девочки.
– Мы заметили, что дочка стала раздражительна, капризна, стала быстро уставать, – рассказывает Станислав Ивакин. – Она у нас девочка активная, побегает-побегает, придет на диван, голову положит на подушку и лежит. Немного отдохнет и опять бегает. И снова идет отдыхать.
Родители не посчитали перемены в поведении ребенка критичными или пугающими, потому что девочка продолжала наблюдаться у врачей. Ей даже была сделана еще одна прививка, в преддверии записи в детский сад. Кроме того Ивакины привыкли доверять профессионалам. Если врачи говорят, что ребенок здоров – значит, так оно и есть?
– Перед детским садом нужно было проходить медкомиссию, – объясняет отец девочки. – Помимо планового осмотра, у дочки еще взяли анализы. И результаты показали, что у нашей девочки сахарный диабет. Нас тут же госпитализировали в рязанскую ОДКБ, где ребенок проходил лечение. Уже оттуда нас выписали с диагнозом «Сахарный диабет первого типа с осложнениями диабетическими, кетоацидоз средней тяжести».
На сегодняшний день состояние малышки Ивакиной расценивается как стабильное, однако диабет, как известно, болезнь неизлечимая. Девочке только два года, она даже пожить толком не успела, а ее родители уже собирают документы на оформление инвалидности.
– Когда наши новомичуринские врачи узнали о диагнозе моей дочери, они стали говорить, что виноваты в этом мы, родители, якобы, сладким ребенка перекормили, – рассказывает отец девочки. – Причем рассказывали они о нашем ребенке всем подряд. Насколько мне известно, информация о заболеваниях людей является врачебной тайной, которую они не должны никому разглашать. Возможно, таким образом врачи просто пытались отвести от себя подозрения. Потому что мы с супругой, как только получили на руки диагноз с результатами анализов, сразу пошли писать заявление в прокуратуру с просьбой провести проверку и возбудить уголовное дело на конкретных врачей, действия которых привели к инвалидности нашей дочери.
Стоит отметить, что диабет у детей бывает первого и второго типа. Диабет второго типа развивается долго, и ему часто способствует малоподвижный неправильный образ жизни, долгое ненормированное употребление сладкого, лишний вес. Первый тип диабета развивается мгновенно и обычно является последствием воздействия стрессовой ситуации на организм малыша. По мнению родителей пострадавшего ребенка, спровоцировать эту болезнь могла прививка, сделанная ребенку во время высокой температуры.
– Наш эндокринолог, у которого теперь лечится дочка, не отрицает связи внезапно возникшей болезни с прививкой, – отмечает Станислав Ивакин. – К тому же ни у меня, ни у жены в роду никто не болел сахарным диабетом, чтобы это заболевание могло передаться ребенку генетическим путем. Поэтому прививка, сделанная сразу после болезни, когда иммунитет ослаблен, могла стать причиной. И врачи, которые брали на себя ответственность за вакцинацию, не могли этих последствий не знать.
Местные жители называют Новомичуринскую ЦРБ одной из главных проблем города. Люди говорят о том, что специалистов не хватает катастрофически, а те врачи, которые в больнице есть, по мнению местных жителей, зачастую оказывают медицинскую помощь некачественно. То, что в медучреждении имеются проблемы, не скрывает и и. о. главврача Наталья Черницына. По ее словам, денег в больнице едва хватает на зарплаты врачам и необходимые медикаменты. Даже ремонт в отделениях делается за счет спонсорской помощи. А тем временем местные жители рассказывают историю за историей.
– Новомичуринск разделен на несколько участков, и к каждому участку прикреплен свой педиатр, – рассказывает Станислав Ивакин. – Как назло у нашего, первого участка, педиатра нет вообще. Поэтому с ребенком приходится ходить на прием к врачам с других участков. Дочка заболела, и нам врач назначил антибиотики. Через три дня приходим на прием – сидит уже другой врач. Смотрит в медицинскую книжку, говорит: «Что, не помогает? Отменяем!», и выдергивает лист с назначением антибиотиков от прошлого врача. И прописывает новое лекарство. Некоторые наши врачи могут позволить себе что угодно. И общаются они с пациентами хамски.
Еще одной историей поделилась с журналистом YA62.ru жительница Новомичуринска Оксана Елесина. Ее ребенок, как считает женщина, пострадал от действия врачей.
– Моему ребенку было два года, когда 8 октября 2014 года мы обратились в больницу с насморком, – вспоминает женщина. – Врач сразу же прописала нам антибиотики. У нас в Новомичуринске только так и лечат – антибиотики и травки. В итоге мы лечили этот несчастный насморк до 25 декабря. На приемы ходили, под наблюдением врачей были. Лекарства нам не помогали. Мы попытались попасть на прием к взрослому лору, но очередь, которая находилась в больнице, просто нас с ребенком к врачу не пустила. Ребенку становилось только хуже. Когда мы совсем отчаялись, то поехали в Рязань. Там нам врач и поставил диагноз – двухсторонний тубоотит и частичная потеря слуха из-за запущенной формы насморка. Некоторое время пришлось лечиться в Рязани. Слух ребенку восстановили, но он навсегда остался с хроническими заболеваниями носа и ушей. Вернувшись домой, мы даже писали заявление о смене педиатра. По закону мы имеем на это право даже без объяснения причин. Однако главврач Новомичуринской ЦРБ нам сказал, что у них в больнице свои законы, менять врача нам никто не будет, а если мы хотим другого, то можем пойти и как-нибудь с ним договориться, например, за деньги. Больше мы в нашей больнице не лечимся, стараемся ездить в Рязань.
Новомичуринцы также обратили внимание журналистов YA62.ru на отсутствие бесплатных лекарств в больнице. При этом и. о. главврача Наталья Черницына отмечала, что недостатка в медикаментах больница не испытывает. Все, чем должны быть обеспечены пациенты по законодательству, ЦРБ обеспечивает. Однако местные жители с этим категорически не согласны. Особенно возмущены молодые родители, детям которых лекарства не выдают бесплатно, хотя и обязаны.
— Когда мы выяснили, что ребенок болен, обратились к педиатру в Новомичуринской ЦРБ, чтобы нам выписали медикаменты, — объясняет Станислав Ивакин. — Мне ответили, что финансирование больницы недостаточное, денег нет — и лекарств тоже нет. То же самое было, когда нам понадобился инсулин. В больнице сказали, что его нет и не будет еще недели две. Больных, которым требуется препарат, много, и всех обеспечить больница не может. Кому не достается лекарство — покупают за свой счет. А инсулиновые иглы, как мне сказали, они вообще не обязаны выписывать. Только после того, как я сослался на постановление правительства Рязанской области об обеспечении лекарственными средствами детей до трех лет, мне нехотя выдали все необходимое. А потом сказали, что за восемь лет это первый случай, когда родитель смог добиться бесплатных инсулиновых игл.
Однако Станислав Ивакин отмечает, что не все врачи относились к его ребенку наплевательски. По словам мужчины, заведующая терапевтическим отделением Наталья Старикова на протяжении всего времени помогала в решении проблем и была отзывчива к горю родителей.
По словам местных жителей, Новомичуринскую ЦРБ стараются не посещать горожане, у которых есть личный транспорт и возможность ездить в Рязань. Людей не устраивает не только отношение врачей к пациентам, но и последствия лечения.
По словам Станислава Ивакина, на сегодняшний день Следственным комитетом организована доследственная проверка по факту причинения тяжкого вреда здоровью ребенка в Новомичуринской ЦРБ. По итогам проверки, возможно, будет возбуждено уголовное дело. Редакция YA62.ru следит за развитием событий.
Родителей выслушала Дарья Копосова