С приходом нового врио губернатора Рязань вздохнула с облегчением: глава региона неоднократно дал понять строительным компаниям, что точечной застройки в городе больше не будет. Но что делать с теми клоками земли, на которых уже возвышаются «свечки», не обеспеченные парковочными местами, детскими площадками и безопасными аварийными проездами? Как спасать людей от невыполненных обещаний застройщиков, когда самой строительной компании уже не существует? Непростая ситуация сложилась с 10-этажкой на улице Крупской.
Администрация Рязани, когда-то выдавшая разрешение на застройку участка земли в промзоне, буквально развязала войну между собственниками квартир и владельцами предприятий. Камнем преткновения в данном случае стала шестиметровая дорога, которая одновременно является и дворовой территорией высотки, и единственной транспортной артерией полувековой промзоны. Чья же дорога? И кто подкинул рязанцам неразрешимую проблему? Разбирался журналист YA62.ru.
Первыми в редакцию YA62.ru обратились жильцы дома №25 по улице Крупской. По словам собственников квартир, всех их объединяет одна общая беда: по дороге, которая находится при дворовой территории, круглосуточно и без выходных ездят фуры и большегрузы. Естественно, это доставляет местным жителям массу неудобств.
— Рядом с домом располагается огороженная промзона с гаражами и складами коммерческих организаций, автотехцентры для негабаритного транспорта, компания грузоперевозок, — рассказывает жительница дома, молодая мама Татьяна Кнутова. — Я здесь живу недавно, не с самой сдачи дома, но старожилы говорят, что строительная компания обещала в свое время убрать промзону и сделать сквер.
Судя по информации с сайта уже не существующей строительной компании ЗАО «МЖК», которая строила 10-этажку, застройщик обещал не только сквер, но и множество других удобств. Например, парковочную зону на 70 машин, отсутствие строек ближе чем в 500 метрах, а главное — что дом будет стоять в экологически чистом районе. Забыв при этом уточнить, что в шести метрах от него располагается действующая с 70-х годов прошлого века промышленная зона. Открытым остается вопрос: каким образом администрация Рязани выдала разрешение на строительство жилого дома строительной компании.
Жильцы дома уверены: когда земля была взята в аренду у города под строительство дома, промышленные организации получили временное разрешение на проезд по дороге преткновения. Но прошло пять лет, и земля вместе с дорогой должна была перейти в собственность дома.
— Только организациям все равно, они привыкли ездить через наш двор и других заездов не ищут, — уверены в своей правоте жильцы дома. — В промзоне есть четыре альтернативных проезда, однако территорию базы поделили, у каждого участка земли есть свой владелец. Другим собственникам придется либо платить деньги за возможность проехать, либо как-то договариваться, но зачем им это нужно, когда есть заезд через наш дом? Мы писали жалобы по этому поводу в администрацию Рязани, на «Сердитый гражданин», в «Исправим вместе», везде нам отвечают: земля ваша — загораживайтесь. То есть никто не хочет вникать в нашу проблему, буквально лбами нас сталкивают с сотрудниками промзоны.
Понять возмущение местных жителей можно. Мало того что большегрузы разбивают весь асфальт возле дома, от них еще постоянная пыль, а также шум. Так как площадка возле дома не оборудована под парковку, людям приходится оставлять свои машины где придется: обычно вдоль забора соседней организации. Из-за этого ширина дороги, доступная для проезда транспорта, сокращается до 3,8 м. От торца дома до первого гаража промзоны всего восемь метров, хотя по всем нормам СанПина расстояние должно быть не менее 100 метров.
Этой ширины порой бывает недостаточно, чтобы проехал большегруз. Здесь и начинаются стычки жильцов с водителями фур и собственниками предприятий.
— В нашем дворе периодически затруднен проезд для скорой помощи, — отмечает жительница дома. — Не говоря уже о том, что грузовики постоянно цепляют припаркованные машины, потому что не хватает места. Могут ночью начать сигналить, чтобы хозяин машины встал и отогнал ее. От этого весь дом просыпается. Могут по колесам стучать. В феврале этого года фура одного из предприятий промзоны поцарапала нашу машину. У нас есть видеозапись, как водитель фуры раскачивает нашу машину, потом она уже стоит не припаркованная, а на середине дороги. Мы вызывали ГИБДД, но виновника повреждений до сих пор не нашли, хотя камеры с соседних предприятий все снимали.
— У меня маленький ребенок, порой уследить за ним очень сложно, — делится переживаниями Татьяна Кнутова. — Гуляли с ним возле дома, он на самокате катался. Выехал на дорогу и упал. Я кинулась его поднимать — а на меня в этот момент фура едет. Еле успела убежать с дороги.
Осложняется ситуация тем, что у дома, по сути, нет полноценной дворовой территории. Вся более-менее свободная зона заставлена личными автомобилями. А единственная детская площадка ютится в восьмиметровом прогале между домом и открытым гаражом с большегрузами. Родители не водят туда детей.
Жильцы дома уверены, что территория возле дома вместе с дорогой принадлежит собственникам жилья, так как на кадастровой карте она входит в состав участка. К тому же, люди предполагают, что это не единственный возможный проезд на территорию промзоны, а значит, владельцы предприятий могут позаботиться о себе сами и «прорубить» окно, скажем, на улицу Западную. Более того, администрация Рязани это мнение собственников подтвердила, предложив им официально установить забор и перекрыть фурам доступ на территорию. Однако, судя по всему, городские чиновники слабо владеют ситуацией и разбираться в ней желанием не горят. В свою очередь, у представителей промзоны тоже есть своя правда.
– Дорога эта здесь с 1968 года, когда микрорайона Московского еще не существовало, а вокруг были частные дома, – рассказывает бывший главный инженер промзоны Александр Федяев, на глазах которого происходило строительство предприятий «Трансрязаньсельхозмонтаж». – Вся территория промзоны была обнесена кирпичным забором, строилось предприятие. Дорога во все времена была единственной артерией, которая вела на территорию промзоны. Техники сюда заезжало настолько много, что грузовики в очереди стояли. Тогда у нас и родилась мечта: сделать еще два въезда в промзону – со стороны улицы Комбайновой и улицы Западной. Однако у советской власти были другие планы, и она нашу идею не поддержала. Вопрос с созданием альтернативных выездов окончательно был закрыт в 1978 году, когда городской архитектор показал планы на ближайшее десятилетие. Московский расширялся, и по обеим улицам готовились стройки многоэтажек. Выезды промышленного транспорта мешали бы людям жить. Нам не дали разрешение, оставив один единственный выезд, который и был испокон веков.
По мнению главного инженера, дом, который построили уже в 2000-х годах, возведен с большими нарушениями строительных норм. И быть его здесь вовсе не должно, потому что он стоит в черте промзоны. Никаких фамилий Александр Федяев не называет, но о дельцах того времени, с легкой руки которых люди теперь задыхаются в 10-этажке от смрада промзоны, говорит так:
– Я всех этих деятелей знаю. Времена тогда менялись. Он приехал сюда, и по-русски толком говорить не умел. А вот местные власти, почему-то, его прекрасно понимали. Потом глядим – тут дом вырос. Чудеса!
По поводу чудес и возведения дома есть и другие свидетельства очевидцев. Например, все сотрудники промзоны, которые работают на предприятиях достаточно давно, чтобы помнить о пустыре, на котором сейчас стоит 10-этажка, утверждают следующее: по первоначальной информации, на этом месте должно было стоять трехэтажное офисное здание. И только когда местные предприниматели увидели, как строится четвертый этаж, они поняли, что это будет жилой дом.
– Я купил свой гараж еще в 2003 году, когда дома здесь не было в помине, – рассказывает индивидуальный предприниматель Виктор Уртиков. Его предприятие располагается ближе всех к жилому дому. – Земля под ним была в аренде. Через два года мы выкупили и землю тоже. По всем документам у нас написано: для размещения и эксплуатации гаража. Все честно, по закону. У меня была идея выкупить еще и ту территорию, на которой сейчас стоит дом. Но сперва не было денег, в потом началось строительство. Ну, думаю, поезд ушел. А потом как-то пришел в земельный фонд, а мне там и говорят сотрудники: ну что, не надумал еще землю прикупить соседнюю? Я им: так там же дом строится! А они и говорят: не может быть, у нас по документам там пусто.
Если верить данным всемирной паутины, то в 2004 году мэром Рязани был Павел Маматов. Ему тогда оставалось уже недолго. В 2005 году его снимут с должности из-за уголовного дела по факту злоупотребления должностными полномочиями. Советский суд приговорит его к двум годам лишения свободы. И мы предполагаем, что вряд ли распределение земли под строительство, а также выдача разрешения на точечную застройку жилыми домами территории промышленной зоны происходили без его ведома.
– Мы строили дом в ужасных условиях, – рассказывает старший прораб стройки Александр Лопатин. – У нас был клочок земли, на котором мы должны были строить высотку. Дорога эта здесь была всегда, только вот, согласно моим чертежам, мне было даже проезжать по ней запрещено, чтобы не мешать сотрудникам промзоны работать. Эта дорога к стройке и территории строительства дома никак не относилась. Нам даже кран строительный было некуда поставить, прижимали его прямо к подъезду дома. И стройматериалы некуда было сложить. Нам предприниматели промзоны разрешали сгружать у них кирпичи, плиты, потому что у дома своей территории не было вообще.
Говоря об обещанном сквере и 70 парковочных местах, Лопатин качает головой: никакого сквера в плане не было. А парковочные места значились только возле подъезда и в кармане дома, и было их очень мало.
– Вот то, что жильцы дома ставят машины свои вдоль дороги, прижимая к забору, – это уже нарушения, – отмечает прораб. – Эта территория, согласно строительным чертежам, к дому не относится.
По словам Александра Лопатина, люди, которые покупали квартиры в этом доме на этапе строительства, видели, на что идут. Кто-то добровольно соглашался на такие «экологичные условия» и жизнь возле промзоны, потому что квартиры стоили дешевле, кто-то сразу же отказывался от такого «удовольствия». В любом случае, выбор у покупателя был и есть всегда.
По словам владельцев предприятий промзоны, которая разделена на 10 объектов, где трудятся порядка 400 человек, жильцы дома №25 не пытаются выйти на диалог и уладить как-то совместными усилиями сложившуюся ситуацию. А напротив, только усугубляют конфликт.
– Они кидаются из окон кирпичами и бутылками, – рассказывает Виктор Уртиков. – Однажды бутылка, выброшенная из окна дома в мою сторону, упала и разбилась прямо возле детской коляски.
Кроме того, по мнению предпринимателей, жильцы дома сознательно вводят всех в заблуждение, говоря о наличии выездов с территории промзоны. Однако после прогулки между гаражами был обнаружен только вот такой выход:
– Мы знаем, что они на нас пишут во все инстанции, – рассказывают владельцы территории. – И чтобы обезопасить себя от несанкционированного захвата земли ими, мы написали соответствующие уведомления в прокуратуру, администрацию Рязани и врио губернатора Николаю Любимову. Нам же угрожают и напрямую говорят, что нас здесь не будет.
При этом владельцы промзоны утверждают, что готовы сесть за стол переговоров с местными жителями и пойти им навстречу. Ведь как-то же жили до этого 10 лет. Предприниматели за свой счет ремонтируют дорогу и чистят ее зимой от снега. И они будут это делать и дальше. От себя они также предлагают поставить ограждение вокруг общей территории и не пускать к дому чужие машины, чтобы у жильцов всегда были парковочные места. От людей же предприниматели просят с пониманием относиться к тому, что им приходится там ездить, потому что иного выхода нет, и если разобраться по существу, то вовсе не они являются захватчиками дороги.
Пока что же никто не хочет уступать: жильцы дома №25 по Крупской уверены, что дорога принадлежит им и они имеют полное право поставить забор, перекрыв въезд фур ко двору. Сотрудники промзоны также настроены решительно, так как уже 50 лет осуществляют работу по единственной дороге, и другой у них нет. Но обе стороны уверены, что у этой истории должно быть завершение. И разбираться в сложившейся безвыходной ситуации должен тот, кто 10 лет назад по какой-то причине разрешил точечную застройку высотки в промзоне. Редакция YA62.ru обращается к администрации Рязани с просьбой обратить внимание на проблему жильцов дома и тружеников предприятий, и просит в ближайшее время разрешить конфликт. Мы будем следить за развитием событий.
В эпицентре военных действий побывала Дарья Копосова