Наверняка многие слышали крылатое выражение «Не боги горшки обжигают». Конечно же, не боги. Этим занимаются люди. Однако в Рязани живут и работают специалисты по керамике, которые обжигают горшки просто божественно. Мастера с золотыми руками и безграничной фантазией согласились поделиться с журналистом YA62.ru секретами своего творчества и показали, насколько богат и разнообразен мир глиняной посуды.
Заниматься керамикой профессионально — это осознанный выбор каждого мастера глиняного дела. Некоторые приходят к этому еще в детстве. Например Екатерина Донских в юном возрасте с удовольствием лепила из пластилина. Так и была предопределена ее дальнейшая судьба керамиста. Вместе с Максимом Нагейкиным они закончили московский институт по специальности «художественная керамика» и приехали в Рязань творить. Здесь у них есть мастерская « Цвет мака. Керамика», в которой не только обжигаются горшки, но и проводятся мастер-классы для людей, желающих приобщиться к глиняному делу.
— Когда человек непосвященный смотрит на работу гончара первый раз, ему весь процесс кажется как минимум странным, — отмечает Екатерина Донских. — Как из куска грязи можно вообще сделать что-то ценное? И как так можно работать по локоть в глине? Но глина — это на самом деле чудесный материал, из которого делаются прекрасные вещи. Когда люди видят конечный результат своих трудов, отношение меняется. Потому что люди своими руками создают камень, вечность.
У японских гончаров до сих пор сохранилась профессиональная традиция, которая передается по наследству. Прежде чем начать работать глиной отца, мужчина должен заготовить глину для своего сына. Процесс этот длительный и трудоемкий, и материал до кондиции доходит в течение 30 долгих лет. Рязанские гончары несколько ускорили этот процесс.
— Можно, конечно, самостоятельно накопать глину в Рязани и очистить ее от песка и органики, но проще и дешевле будет купить уже готовый материал, — рассказывает Максим Нагейкин. — Мы покупаем глину в Гжели, специально ездим туда раз в год, потому что не ближний свет. Набираем сразу не менее двух тонн. С такой глиной можно начинать работать сразу.
Глина бывает разная по цвету, запаху, содержанию и тактильным ощущениям. Есть, к примеру, шамот — материал с крошкой уже обожженной глины. Такая основа используется для изделий, которые потом будут стоять на улице и подвергаться капризам погоды. А есть фарфор — он используется для тонкостенных изделий. В это трудно поверить, но некоторые глиняные изделия, ювелирно выполненные руками рязанских мастеров, звучат не хуже хрусталя. И каждое своим «голосом».
— Наверное, стоит сказать, что керамика — это не только посуда, — объясняет Екатерина Донских. — Это и скульптура, и ночники, и светильники, и ювелирные украшения, и даже зубы.
К слову, изготовление керамических протезов — это ниша, в которую мечтают уйти многие профессиональные керамисты. Однако рязанские мастера предпочитают работать для души.
Керамика — это одно из древнейших ремесел человека, который всегда стремился создавать что-то вечное. Рязанские мастера уверены, что в каждом из нас есть изначально стремление к созиданию. Наверное, именно поэтому дети работают с глиной на мастер-классах гораздо раскованнее и с большим интересом, чем взрослые.
— Наша работа — это то, что каждый день находит отклик в наших сердцах, — признается Екатерина Донских. — Я сама из Якутии, поэтому мне нравятся традиции северных народов. Я стараюсь передать эти знания в своих работах.
С направлением мысли своей коллеги солидарен и Максим Нагейкин, в работах которого можно увидеть рисунки, схожие с наскальной живописью.
— Петроглифы — это изображения, проверенные временем, — объясняет мастер. — Люди делали их тысячелетиями, оттачивали, шлифовали. Например, рыбку на кружке я копировал с наскальных рисунков. Когда начинаешь это перерисовывать, понимаешь, что здесь нет ни одной лишней линии. У каждой свое место и предназначение. Количество ребер, плавники, цвет, назначение — все идеально.
По словам мастера, это у современных людей есть все технические возможности лепить горшки хоть каждый день, да еще большими партиями. А для древних людей каждое изделие из глины было совершенством, выполненным в единственном экземпляре.
— Каждая черточка, каждый обвод были выстраданы не одним поколением, — отмечает Максим Нагейкин. — И мы учимся сейчас у них.
Рязанские мастера работают как на заказ, так и для души. Часто бывает так, что люди хотят приобрести уже готовые работы, залюбовавшись на фотографии. Но и со своими идеями заказчики тоже приходят.
— Даже когда у нас просят сделать то же самое, что мы уже делали, мы предлагаем хотя бы немного изменить конечный вид изделия, — объясняет Максин Нагейкин. — Впрочем, мы все делаем вручную, а значит, точную копию создать просто невозможно.
По словам мастеров, каждый день они учатся и продолжают развиваться в своем деле. Сейчас они на верном пути поиска собственного стиля. Как говорит Екатерина Донских, расти в плане творчества и профессионализма в глиняном деле можно бесконечно.
Смотрела, как обжигают горшки, Дарья Копосова