Завтра, 8 мая, стартует 4-я Глобальная неделя безопасности дорожного движения, объявленная ООН, сообщает ТАСС. В связи с этом ВОЗ подготовила доклад, в котором названа главная причина смертности людей в ДТП – скорость автомобиля.
Она сокращает время перевозки, но одновременно увеличивает вероятность аварии, а при ДТП усугубляет тяжесть последствий, подчеркивается в заключении экспертов.
В результате ДТП ежегодно погибает около 1,25 млн человек. Это главная причина смерти среди молодежи в возрасте 15-29 лет. Страдают не только люди, но и экономика государств, которая теряет из-за ДТП от 3 до 5% ВВП.
Смертность в результате дорожных аварий распределяется в мире неравномерно: 90% всех случаев с летальным исходом приходится на страны со средним и низким уровнем дохода на душу населения.
Риск гибели в значительной степени зависит от места проживания: в Европе на 100 тыс. жителей приходится меньше всего смертей в ДТП (9,3), тогда как в Африке этот показатель особенно высок (26,6). В целом, в мире в 49% случаев во время автоаварий гибнут «уязвимые участники дорожного движения – пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты».
Авторы доклада подчеркивают, что именно скорость «лежит в основе дорожно-транспортного травматизма», и ее превышение характерно для все стран. В частности, исследование, проведенное в государствах ОЭСР, показало, что в среднем в 40-50% водителей (в некоторых случаях – до 80%) превышают установленные ограничения скорости. Аналогичная картина характерна и для стран со средними и низкими доходами.
С увеличением средней скорости возрастает вероятность аварии, которая может привести к травмам. В частности, ее увеличение на 1 км/ч «влечет за собой рост количества случаев автокатастроф с летальным исходом на 4-5%». При этом для взрослого пешехода, сбитого автомобилем, который двигался со скоростью 50 км/ч, вероятность гибели составляет менее 20%, тогда как если удар произошел на скорости 80 км/ч, то почти 60%.
Правительства и местные власти при определении разрешенного скоростного режима «нередко сталкиваются с трудностями, пытаясь сбалансировать мобильность и безопасность». По мнению экспертов ВОЗ, необходимо «в первую очередь исходить из интересов безопасности». Среди мер, снижающих скорость, они называют строительство дорог с кольцевыми развязками, искусственными неровностями, боковыми выступами и звуковыми полосами.
«Передовой опыт свидетельствует, что когда моторизованный транспорт сосуществует с пешеходами и велосипедистами, скорость движения не должна превышать 30 км/ч», – говорится в докладе. В качестве положительного примера приведен опыт Нью-Йорка, где на 1500 перекрестках было установлено сигнальное оборудование с обратным отсчетом для пешеходов, дополнительно созданы 75 зон с ограничением скорости до 32 км/ч в окрестностях школ, обеспечено соблюдение законов о скоростном ограничении в основных транспортных коридорах. В итоге количество случаев ДТП сократилось на 25-51%.
Необходимо донести до водителей мысль, что превышение скорости «является незаконным и неприемлемым и идет вразрез с интересами общества», уверены в ВОЗ.
Повышению безопасности дорожного движения могут способствовать новые технологии. Среди таковых в докладе названа, в частности, интеллектуальная система обеспечения рекомендованного скоростного режима (Intelligent Speed Assistance, ISA), предупреждающая автомобилиста о том, что он двигается слишком быстро.
Кроме того, помочь шоферу избежать столкновения на дороге может система автономного экстренного торможения (Auto Emergency Braking, AEB).
Эксперты подчеркивают, что ускоренной установки бортовых технологий безопасности «можно достичь за счет регулятивных мер со стороны правительства или за счет добровольных обязательств производителей». К примеру, в США 20 производителей автомобилей, представляющих 99% национального рынка, взяли на себя обязательство не позднее 2022 года включить AEB в список стандартных характеристик всех новых машин.