Зимой дома они ходят в шубах и шапках. Потому что перед самым Новым годом власти поселка Путятино отключили в доме многодетной мамы с двойняшками-шестилетками газ и электричество. Причина проста и, кажется, объективна: женщина, попав в трудную жизненную ситуацию, задолжала в ЖКХ «баснословные» 30 тыс. рублей.
С просьбой о помощи мать замерзающих детей обратилась к губернатору Олегу Ковалеву. Однако ответом был визит органов опеки. Представители соцзащиты поставили женщине ультиматум: или она оплачивает долги, или детей забирают в интернат. В ситуации разбиралась корреспондент портала YA62.ru.
Батареи в доме холодные, а обогреватели не работают, потому что света нет. Дети ходят в куртках, шапках, варежках и обуви и почти не гуляют: сушить снежную одежду в доме, в котором температура не поднимается выше 15 °C, практически невозможно. Они чудом пережили страшные морозы, греясь вместе в самой маленькой комнате. Этот рассказ о том, насколько безжалостной может быть власть к людям, которые нуждаются в помощи.
С Востока на Запад
У многодетной мамы Юлии Климочкиной трое детей: старшая 17-летняя дочь Анастасия и двойняшки шести лет — Софья и Ярослав. Всю свою жизнь они прожили на краю географии, в Приморье, и переезжать в Рязань не собирались. Если бы не трагическое стечение обстоятельств.
— Мои родители — оба военные — 12 лет назад решили переехать в тихое местечко в Центральной России, — вспоминает многодетная мама. — Так они оказались в Путятине. Купили старенький дом-развалюху и отстроили его заново. Они прожили здесь 10 лет, когда отцу поставили диагноз: неоперабельный рак легких. Мне пришлось лететь к родителям.
Отец Юлии умер в декабре 2014 года. Мама, не выдержав потери супруга, умерла спустя всего полгода. Так многодетная жительница Дальнего Востока осталась совсем одна в чужом краю без работы, денег, но с долгами по коммуналке. Пережив в течение шести месяцев двое похорон, женщина осталась без средств к существованию.
— Я ведь сперва не собиралась здесь оставаться, — признается Юлия Климочкина. — Потом уже, когда мама умерла, решила, что дом не оставлю. Да и лететь назад было не на что.
Так получилось, что в Рязанской области многодетная мама пока не вступила в наследство, а в Приморье недвижимость еще не продала. В итоге образовалась долговая яма, мириться с которой коммунальщики не захотели.
Новогодний подарок от местных властей
— О долгах по газу я узнала после похорон матери, — вспоминает женщина. — Ходила в местную газовую службу, объясняла ситуацию. И сначала мне сказали, что готовы подождать, а потом, без письменного предписания и предупреждения, просто приехали газовики и срезали трубу, поставив заглушки. Это было еще летом.
Женщина всеми силами пыталась заработать деньги, чтобы погасить задолженность. По образованию Юлия врач медицины катастроф, вот только работы для такого специалиста в районе нет и не предвидится. Поэтому она стала принимать пациентов на дому и оказывать услуги лечебного массажа. Но, имея на руках двух малолетних детей, которых надо кормить, поить и одевать, женщина так и не смогла собрать нужную сумму. Более того, к долгам за газ прибавился долг за электроэнергию — единственный ресурс, который помогал выжить семье в наступившие холода.
— Я не просила прощать мне долг, — Юлия плачет, потому что не может спокойно говорить на эту тему. — Я просила только чтобы подождали до весны, не отключали и дали спокойно пережить зиму. В марте у меня должна состояться сделка по продаже дома в Приморье, и я бы оплатила все долги.
Но, несмотря на все просьбы многодетной матери, 20 декабря ей отключили и электроэнергию тоже, оставив семью с маленькими детьми перед самым Новым годом замерзать в темном холодном доме.
Медвежья услуга рязанских чиновников
Не зная, к кому обратиться за помощью, Юлия решила написать письмо губернатору Рязанской области Олегу Ковалеву, в котором изложила ситуацию и рассказала о своей беде. Реакция последовала мгновенная, но совсем не та, на которую надеялась женщина.
— В начале ноября я поехала на автобусе в Чучково, чтобы записаться на прием к представителю губернатора, — рассказала многодетная мама. — Меня там выслушали, дали официальный бланк, который я заполнила. Вот только, как мне кажется, к губернатору письмо так и не попало. Его спустили в администрацию Путятина. Потому что уже на следующий день ко мне пришли представители от органов опеки, соцзащиты и полиции. Они посмотрели, как мы живем, и сказали, что если я не погашу задолженность за газ и свет, то детей у меня заберут. И отвезут в рязанский дом-интернат.
Визит повторился уже через неделю. На этот раз в комиссии были представители МЧС. Они осмотрели дом, изучили, в чистоте ли живут дети, как они выглядят, как с ними обращаются. Вряд ли у кого-то повернется язык назвать семью неблагополучной. Неблагополучные в этой истории только обстоятельства, в которые попала мать-одиночка. Весной, говорит она, все наладится. И деньги появятся от продажи недвижимости. Даже работа будет: в Путятине открывается центр лечебной физкультуры, куда Юлию с удовольствием берут тренером, при условии, что она переучится в Рязанском медуниверситете. Правда, денег на это тоже пока что нет. Вот мать малолетних детей и выбирает, то ли детей накормить, то ли за газ заплатить, то ли обучение пройти на те гроши, которые она получает за массаж. В то время как местные власти равнодушно наблюдают за замерзающей семьей.
Впрочем, это не единственные вопросы, которые возникли в ходе беседы с жительницей Путятина. Например, почему районные чиновники взяли на себя ответственность решить судьбу женщины, которая просила помощи у губернатора? Наделены ли они такими правами? И как Олег Иванович относится к тому, что его подчиненные подобными своими действиями компрометируют главу региона в глазах общественности? Власти Путятина решили, что лучше и легче будет отнять детей у матери, чем пойти женщине навстречу и дать возможность расплатиться с долгами через пару месяцев. К слову, на данный момент неподъемный долг семьи Климочкиных, без которых администрация Путятина не может дожить до весны, составляет в общей сложности 29 600 рублей. Из них 23 тыс. за газ и 6 600 — за свет.
Портал YA62.ru публикует телефон и номер карты замерзающей семьи, на которую все неравнодушные к беде люди могут перечислить любую сумму, чтобы помочь маме с детьми в сложившейся ситуации.
Номер карты: 5336690010166546, Сбербанк РФ.
Телефон Юлии Климочкиной: 8-910-565-44-91
В ситуации разбиралась Дарья Копосова