Сейчас Новый год немыслим без главного действующего лица — Деда Мороза. Но откуда он родом, кто он такой? Ведь совсем недавно в деревнях еще проводили праздник традиционно: с Кобылой, Медведем и таинственным Стариком...
Сам и родственница
«При царском режиме» никакого Деда Мороза не было. Был тогда уже почти забытый «Карачун», бог холода, ведущий родословную от праславянского Чернобога. Но как он выглядит, где живет, что любит — даже в XIX веке толком уже никто не помнил, а потому лишь в некоторых деревнях охотники, подбившие первого зайца, тут же вспарывали ему брюхо и развешивали на любом лесном дереве потроха — «Карачуна задобрить». Говорят, отсюда и пошла традиция наряжать елочку...
Мотивация охотников ясна: по тем зимам, которые тогда были, они боялись замерзнуть в лесу. Но все же замерзнуть у взрослого мужика шансов гораздо меньше, чем у маленькой девочки, прообраза Снегурочки. После того как в 1873 году Александр Островский написал о ней пьесу, Снегурочка вошла в сознание людей как молодая девушка, по пьесе — дочь Деда Мороза и Весны.
Исторически, однако, было не так. Островский изобразил Снегурочку половозрелой особой, а в русских сказках и даже на картинах русских художников она — маленькая девочка, заблудившаяся в лесу. Ее жалеет (в вариантах сказки) некий Морозко, помогает найти дорогу домой, но трагедия состоит в том, что жить в натопленной избе Морозко не может, а девочка умудряется так привязаться к нему, что не отпускает и вновь уходит в лес, где и наступает сказке грустный конец. Есть основания полагать, что это лишь иносказательное описание жестокого языческого обычая — человеческой жертвы Чернобогу. Известно ведь, что и славяне, и угро-финны предпочитали выбирать в качестве жертвы 7-8-летних детей.
С этой жутью, однако, было покончено уже к XII веку, когда на Руси разогнали последний оплот языческих традиций — секту волхвов. А в народном сознании запечатлелась связь: рядом с мудрым и страшным Морозом (Морозком, Дедом Морозом) должна находиться наивная и добрая девушка.
Кем нарядиться
Есть и версия, что эта девушка — воплощение Весны, с которой сказочный Мороз заключает законный брак. Ведь в рязанских деревнях (например, в Сасовском, Шиловском уездах) Мороза призывали в святочные дни. Хороший урожай можно получить, только если зима снежная и холодная, вот и выходили после Филиппова поста (вечером 31 декабря) всей деревней за околицу — зиму с весной поженить.
Для этого пели и оставляли под деревом (опять-таки любым, не обязательно под елью) дары: вареные яйца и кусок новогоднего поросенка. Последствия «брака, заключенного на небесах» не заставляли себя ждать: вскоре день начинал удлиняться, солнце «на весну поворачивало».
При этом, так же как и на колядках, принято было наряжаться. Обычно мужчины переодевались в женщин и наоборот, но были и постоянные роли, каждый год неизменные. Это и Мехоноша — человек в вывороченном тулупе, который какую девку поймает, та выйдет замуж в наступившем году.
Говорят, Мехоноша — наследник первобытного культа поклонения медведям, и, собственно, изображает хищника. Это и Кобыла — роль сразу для трех персонажей: один клал руки на плечи другому, их накрывали тулупом, а сверху на плечи первому садился еще и третий, с кобыльей головой (в руках, разумеется). Таким третьим становилась, как правило, именно молодая девушка: то ли по причине небольшого веса, то ли потому, что в среде крестьян Снегурочка превратилась в такой интересный образ. Интересно, что перед Кобылой всегда бежал мальчик с колокольчиком — ни отсюда ли знаменитый «мальчик Новый год» из советских мультфильмов и открыток?
Если Мехоноша ловил разбегающихся девушек, то Кобылу стремились погладить, угостить, так как она была не только символом плодородия, но и наступающего года. Заметим, что вообще в славянском фольклоре лошадь — символ Солнца; резной орнамент наличников на окнах рязанских изб — чаще всего схематическое изображение светила и двух коней рядом с ним.
Наконец, самый старый житель деревни, способный еще петь и плясать, на 31 декабря рядился Стариком... И вот что это за Старик — ученые спорят.
Вечный образ
На Колядках он играл малозначительную роль — шел в конце процессии, даже и не пел, зато обязательно загадывал загадки детворе. С собой у Старика имелся мешок, сладости из которого он раздвал тем, кто отгадает. Когда «женили зиму с весной», старик оставлял свой мешок вместе с другими дарами в лесу — впрочем, к этому моменту мешок уже пустел...
Одни исследователи выводят родословную этого персонажа, как и вообще историю святочных гуляний, от скоморохов. В XIV веке по деревне ходили настоящий конь и настоящий медведь, а чтобы они не съели друг друга и окружающих, к животным был приставлен скоморох-дрессировщик. Когда в XVII веке скоморохов не стало, а гулять вместо коней начали люди, кто-нибудь все равно рядился тем самым дрессировщиком.
Другие говорят, что Старик — это и есть Дед Мороз, воплощение древнего грозного бога, полюбившего со временем Весну и оттого ставшего добрым. Он уже не требовал жертв, а сам раздавал подарки. Ведь на роль Старика годился только тот, у кого была длинная борода или же ее приходилось делать из пакли (так было принято, например, в деревне Пальные).
Первый Дед Мороз современного вида появился на балу при дворе Николая I, с тех пор мы и знаем его таким. Не будем же забывать, что, в отличие от Санта-Клауса (которого впервые нарисовал художник-карикатурист), нашего Деда Мороза всегда сопровождает его внучка, воплощение будущей весны, — Снегурочка.
До сих пор верит в Деда Мороза Дмитрий Бантле