В нашем консервативном городе нестандартные заведения можно пересчитать по пальцам, и цирюльня «Борода и хвостъ» определенно из их числа. Цирюльню сложно назвать безыскусным салоном красоты, это скорее творческое пространство, без строгих канонов, форматов и рамок. Посетители здесь не боятся экспериментировать со своей внешностью, а мастера свободно и творчески выражают себя. Владельцы заведения Иван Вотяков и его жена Настя, рассказали о том, как им удалось воплотить свою идею в жизнь и создать успешный бизнес.
«Борода и хвостъ» очень атмосферное место, которое располагает к себе почти сразу. Каждый раз, когда я приходила сюда, появлялось чувство, будто я в «своем» месте. Здесь вас всегда встречают очень просто и радушно без всякой претенциозности и раздутой важности, как это часто бывает в салонах. Пока мы здоровались с Иваном, Настя еще увлеченно работала с клиенткой, но вскоре к нам присоединилась.
— У нас тут Настя всем управляет, я довольно далек от мира парикмахерского искусства, — рассказывает Иван.
Идейный фундамент будущего заведения, начался именно с Насти. Когда ребята начали встречаться, она очень успешно работала парикмахером.
— Я всегда хотела этим заниматься. Моя профессия объединяет в себе работу архитектора, художника и дизайнера. Мне всегда нравилась моя работа, но я даже не задумывалась о своем деле, — рассказывает Настя.
Ребята заметили, что в Рязани все студии и салоны красоты условно делятся на две категории. Первая — это пафосные заведения, где среди лепнины, золотых люстр, красных кожаных диванов и надменного персонала невозможно расслабиться и хочется поскорей убежать домой. Ко второй категории относятся парикмахерские советского типа, куда обычно приходят с просьбой: «постригите меня по-быстрому». В результате нехитрых подсчетов, выяснилось, что среди 300 парикмахерских, существующих в городе, пойти практически некуда.
Тогда Ивану с Настей пришла в голову идея, создать такое душевное место, где люди смогут не только сменить внешний облик, но и отдохнуть от всяких условностей и рамок без всякого напряжения. Кроме того, у Ивана было в распоряжении помещение, в котором эту идею можно было воплотить.
— Я в тот момент занимался клубом «Дом культуры» и, если честно, не много знал о тонкостях работы парикмахерских. Но мне было интересно заняться новым бизнесом, создать в этом городе что-то новое и прогрессивное, — признался Иван.
Создавая заведение, ребята скорее опирались не на модные тенденции, а на то, что любят сами. Они решили отказаться от использования англоязычных слов в названии, обратились к истокам, заменив слово «парикмахерская» на архаичное «цирюльня». А затем появилось и органичное название «Борода и хвостъ».
— Теперь, благодаря названию, нам звонят люди с просьбой постричь своих шнауцеров и карликовых пинчеров, — смеется Иван.
— А еще выяснилось, что немногие знают о существовании слова «цирюльня» и часто уточняют, что это значит. Можно сказать, что мы пополняем словарный запас жителей города, — добавила Настя.
Разрабатывая концепцию цирюльни Иван и Настя наблюдали за тем, как развивается культура барбершопов в Европе и Америке, а также в России. Вообще, барбершопы — это парикмахерские для мужчин, которые появились в середине XX века в США. По сути, это автономный мужской клуб, в который посетители приходят не только постричься и побриться, но и побеседовать за бокалом виски. Женщинам в этот мир для джентльменов вход всегда был закрыт. Последние три года, барбершопы стали активно множиться в России и стали любимыми заведениями модников и хипстеров.
— На мой взгляд, концепция барбершопа — это мыльный пузырь, который искусственно раздувают. Там мастера штампуют однотипные стрижки, типа undercut, только потому, что это модно. Нам такая концепция была не близка, тем более мы хотели работать не только для мужчин, но и для женщин. Мы открыли в цирюльне два зала — женский и мужской, в каждом их них царит свое настроение и атмосфера, — объяснил Иван.
Владельцы цирюльни не стали ориентироваться на конкретный стиль в плане дизайна интерьера, а просто совершили заимствования элементов из разных культур: американской, скандинавской, французской. В итоге получилось интересное, стильное и самобытное пространство, где приятно находиться и хочется разглядывать детали обстановки.
Когда заведение открылось, многие думали, что место исключительно молодежное. Иван с Настей объяснили, что заведение не было рассчитано на конкретную целевую аудиторию. Сначала думали, что в «Бороду и хвостъ» будут заглядывать посетители клуба «Дом культуры», но ошиблись. Основная аудитория цирюльни — это люди от 25 лет, приходят также и солидные люди зрелого возраста. Как отметила Настя, «Борода и хвостъ» открыта для всех и работает для хороших людей.
В цирюльне мастера делают как классические стрижки, так и нестандартные — смело отрезают челки, делают ассиметричные стрижки и красят волосы антоцианином. Эта натуральная краска без добавления аммиака бывает самых разных цветов — от мятного до ультрамаринового. Поэтому, если случайно встретите на улице девушку с красивым цветным градиентом на волосах, знайте — это работа мастеров цирюльни «Борода и хвост». Такое окрашивание в нашем городе делают только там.
— Мы работаем честно, у нас нет секретов от наших клиентов. Мы всегда подробно рассказываем, как ухаживать за волосами, часто беремся за исправление работ, бесплатно консультируем наших клиентов. Я верю в то, что здоровые волосы и хорошая прическа меняет жизнь людей и приносит им массу удовольствия, — рассказывает Настя.
Чтобы сделать свое заведение максимально доступным для клиентов, ребята разработали мобильное приложение. Теперь записаться на стрижку можно за пару секунд с помощью своего смартфона. Нужно заметить, что владельцы заведения постарались создать комфортные условия не только для посетителей, но и для парикмахеров.
— Однажды я ездила на учебу в Петербург в студию Hairfucker. Там работают невероятно талантливые мастера. Они относятся к своему делу как к искусству — на мой взгляд, это очень правильное отношение к своему ремеслу. Они меня очень вдохновили и многому научили. Когда мы работали над созданием своей цирюльни, мы постарались создать абсолютно творческую, свободную атмосферу, в которой мастерам было бы приятно работать.
Мастеров в «Бороду и хвостъ» Иван с Настей набирали точечно, звонили знакомым парикмахерами приглашали их в свое заведение. По словам Ивана, постепенно образовался очень крутой коллектив, состоящий из талантливых людей, у которых многому можно поучиться.
— Вообще, стены мало что делают, а кадры решают все, — заключили ребята.
На вопрос о том, тяжело ли строить бизнес в Рязани, опытный Иван ответил, что везде есть свои особенности. С одной стороны, в нашем городе довольно консервативные жители и низкая покупательская способность. С другой, в Рязани довольно редко реализуются прогрессивные идеи, поэтому конкуренция минимальная. Предприниматель отметил, что главное, суметь грамотно адаптировать идею. Судя по популярности цирюльни «Борода и хвостъ» молодым предпринимателям это вполне удалось. О своих дальнейших планах, касательно развития бизнеса, ребята говорить не стали, отметив, что идей много, но всему свое время.
— Одно мы можем сказать наверняка: мы хотим заниматься только тем, что мы по-настоящему любим. Если бы все люди строили бизнес основываясь только на том что им нравится и получается лучше всего, мир стал бы намного совершенней.
В душевном месте побывала Дарья Морозова