В среду, 15 октября, в Рязани в кинотеатре «Люксор» состоялся предпремьерный показ фильма Станислава Говорухина «Weekend».
Прежде, чем говорить о впечатлениях от картины, стоит, пожалуй, остановиться на ее достоинствах, отмеченных профессионалами. Во-первых, фильму выпала честь открывать прошлогодний «Кинотавр», во-вторых, в этом году «Weekend» номинирован на премию «Золотой орел» за лучшую операторскую работу.
«Weekend» — экранизация детективного романа французского автора Ноэля Калефа «Лифт на эшафот». Картина снята в стиле нуар, что само по себе необычно для отечественного кинематографа.
И все было бы ничего, но то, что «Weekend» фильм российский, немного напрягало. На такие картины всегда идешь с неким недоверием. И несмотря на то, что Станислава Говорухина можно назвать чуть ли не самым сильным мастером шпионско-детективного жанра в отечественном кино, фильм по произведению французского автора нельзя назвать удачным примером творчества режиссера.
Главный герой фильма Игорь Лебедев, финансовый директор крупного московского холдинга, убивает аудитора, который раскрыл его многомиллионную аферу. Завязка неплохая, дальше начинается чисто русское кино: герой забывает важную улику, теряет ключи от машины, возвращается в офис и по дороге обратно застревает в лифте на несколько дней. В это время счастливый быдло-гопник Макс, нашедший потерянные ключи, угоняет машину незадачливого преступника и развлекается со своей девушкой, умудрившись навлечь много неприятностей и на себя, и на героя, который забыл в машине паспорт, дипломат и пистолет.
Говорят, на «Кинотавре» произошел конфуз и зрители, вместо того чтобы напряженно следить за развитием событий фильма, смеялись практически над каждой сценой. Потом среди рецензентов появилась информация, что такое случилось не только на самом фестивале, но и после него, уже на предпремьерных показах в кинотеатрах. Рязанский показ исключением не стал.
К середине фильма зал, заполненный процентов на 70, потерял половину аудитории. Люди уходили и осудить их было не за что. А оставшаяся часть «ценителей искусства» откровенно ржали над сценами с обнаженкой и улюлюкали, когда уже упомянутый выше Макс сказал своей девушке «Че смотришь, коза, падай в тачку». Не иначе как признали своего.
Нуара в фильме было столько же, сколько цвета в покрашенных черно-белых фильмах. Совершенно неоправданный прием, бессмысленный и ничем не обоснованный. Оттого, что картина предстала перед зрителем в черно-белом цвете, она не стала более драматичной или напряженной.
Фильм «Weekend» оставил ощущения, что сильный режиссер приличных детективов (в том числе и экранизации «Десяти негритят») попытался влиться в современные тенденции и применить их на отечественное кино, при этом показать российскую же действительность, полную коррупции, хулиганов, девушек и женщин недалекого ума. Словно пенсионер, надевший рваные джинсы и майку поло, чтобы казаться моложе, Станислав Говорухин снял потенциально хороший фильм, пытаясь быть в нем современным. В итоге — только чувство брезгливости и грустный вздох по отношению к отечественному кинематографу, надежды на который в очередной раз не оправдались.
А операторская работа... Да. Операторская работа прекрасна.
Брюзжала Дарья Копосова