Почему грамотный пресс-релиз — это залог успеха компании, как провести массовое мероприятие в Рязани и чем сахарная вата лучше журналистики? Ответы на эти вопросы дает в интервью YA62.ru руководитель PR-агентства «Имидж бизнеса» Николай Матросов.
Николай Матросов
Журналист, PR-менеджер, event-менеджер. Как журналист работал редактором службы информации радио «Эхо» (1999), главным редактором РИА «7 новостей» (2004-2006), Рязанского городского сайта RZN.info (2009-2013). Как PR-менеджер был заместителем гендиректора по связям с общественностью Рязанской ипотечной корпорации (2006-2008), председателем комитета по делам печати и информации Рязанской области (2008-2009). Автор идеи и составитель рейтинга рязанских пресс-служб «Есть контакт» (2012-2013). Как event-менеджер придумал и организовал такие мероприятия, как серия «Вечера со знатными земляками» в Рязанском кремле (совместно с РАЭСП, 2006), фестиваль «Рождены в Рязани. Поколение RZN» (2010), фестиваль уличных музыкантов «Подбелка» (2011-2013), вел PR-работу на фестивалях «Энергия бизнеса», «Небо России» (2014). В настоящее время руководит агентством «Имидж бизнеса», оказывающим PR и event-услуги.
— Сегодня в Рязани на каждом шагу можно встретить новые бизнес-проекты. Ваше агентство «Имидж бизнеса» занимается тем, что организует PR-сопровождение. Как появилась идея заняться этим делом?
— Проект «Имидж бизнеса» родился из осознания того, что рязанскому бизнесу не хватает компетенции в сфере пиара. Три года назад, будучи редактором Рязанского городского сайта RZN.info, я придумал рейтинг рязанских пресс-служб. И результаты очень наглядно показали: бизнес-пиар в городе почти не развит. В первый рейтинг вошли всего две коммерческие организации из 24-х позиций, на второй год — семь из 39-ти.
Где хорошо поставлена PR-деятельность? У крупных федеральных компаний, таких как мобильные операторы, и – наоборот – у небольших стартапов, у которых нет денег на рекламу, поэтому они действуют PR-методами, в основном в соцсетях. Остальные организации, которые находятся между ними, пиаром почти не занимаются и на этом здорово теряют.
— Слово «пиар» для многих звучит загадкой и часто имеет негативный смысл — уж очень укоренилось в нас словосочетание «черный пиар». Можете поподробнее расшифровать, какие услуги вы предлагаете?
— Ну, во-первых, весь негатив к пиару пришел из политики — мы привыкли ассоциировать это слово с политическим манипуляциями. Но изначально-то PR — это public relations, связи с общественностью. И бог с ней, с политикой — пусть себе варится в своем соку. Мы же занимаемся бизнес-PR. В отличие от рекламы, которая является инструментом продажи продукта, PR я бы определил как то, что создает репутацию. И если реклама нужна не всем продуктам и не во всех случаях, репутация всегда имеет значение. Ну и, разумеется, это привлечение внимания к себе, к своему бренду или продукту.
Что мы делаем. Самое первое: профессионально пишем пресс-релизы. Это такой кирпичик, из которых складывается вся ваша информационная активность. Хорошие кирпичи — хорошее здание. Регулярно выпуская и рассылая в СМИ хорошие релизы, вы уже делаете себя заметными в информационном поле, а значит, и для вашего потребителя.
У многих существует предубеждение, что со СМИ можно разговаривать только на языке денег. Это далеко не так. Интересный пресс-релиз ряд СМИ разместят бесплатно. А интересный — это прежде всего общественно значимый, про что-то, влияющее на широкий круг людей. Или любопытный, забавный — что ваш директор поймал двухметрового карася, например. Кстати, сообщать вовне не только сугубо деловую информацию, но и что-то жизненное и человеческое — прекрасный способ повысить доверие к своей компании.
Затем — более масштабные формы: статьи, интервью, пресс-конференции, пресс-туры. Пригласить блогеров на производство — не очень сложно, а на выходе вы получите интересные, даже захватывающие рассказы о том, как делается ваш продукт. Ну и так далее. Можно долго об этом говорить, тема неисчерпаемая. Ведение корпоративного сайта. Работа в социальных сетях, так называемый SMM — тоже огромный пласт работы.
А еще мы занимаемся event-маркетингом: организацией корпоративных мероприятий, делаем возможным участие бизнеса в городских мероприятиях и позиционируем его через события.
— Какие проекты вам самому особенно близки как профессионалу?
— Я люблю работать с открытыми публичными мероприятиями, предназначенными неограниченной аудитории. Это сложно, но очень интересно. В этом году, например, на нас было информационное сопровождение фестивалей «Энергия бизнеса» и «Небо России». Весь комплекс, начиная от выпуска пресс-релизов и заканчивая взаимодействием со СМИ, размещением материалов и контролем их выхода, работой в социальных сетях. А на «Небе России» — еще и организация праздника для зрителей. Тут как раз переплетается наша PR- и event-деятельность.
«У многих существует предубеждение, что со СМИ можно разговаривать только на языке денег. Это далеко не так».
С другой стороны, сделать небольшой пресс-релиз для какой-либо компании тоже бывает очень интересно. Найти любопытный информповод, красиво его подать — это требует и знания технологии, и творчества. И эффект от такого, вроде бы, мелкого материала может быть весьма заметный.
— Раз уж вы затронули тему пресс-релизов, расскажите подробнее о конкурсе, который «Имидж бизнеса» проводит совместно с деловым порталом YA62.ru.
— Каждый месяц журналисты сайта вместе со мной будут оценивать те пресс-релизы, которые присылают в редакцию коммерческие организации. Мы постараемся не только выбирать лучший релиз месяца, но и разбирать ошибки на примере менее удачных образцов. Это полезно для всех PR-служб, потому что всегда, когда ты делаешь что-то и не получаешь реакции на свои действия, перестаешь понимать, насколько хорошо ты это делаешь. А чем качественнее будут работать PR-службы рязанского бизнеса, тем качественнее станет информационное поле. В конечном итоге, я думаю, выиграют от этого конкурса все.
— Когда заказчик приходит к вам с проектом, что в первую очередь имеет значение, чтобы «Имидж бизнеса» согласился за него взяться?
— Прежде всего я смотрю на серьезность подхода к делу со стороны заказчика. Если предлагается сделать что-нибудь и как-нибудь, мы не беремся за подобное, потому что в итоге ничего хорошего не получается. Важно, чтобы партнер четко понимал свою цель. Если он не может ее сформулировать, мы делаем это вместе. Когда находим понимание — вырабатываем план действий. И только когда мы во всем сходимся, «Имидж бизнеса» может приступить к выполнению задачи.
— Когда вы говорите заказчику «да», насколько точно можно прогнозировать успех предприятия?
— Понятное дело, он складывается из многих составляющих, поэтому так важно прийти с заказчиком или партнером к одинаковому и четкому пониманию цели проекта и способов ее достижения. Чтобы все тянули в одну строну. А сам проект должен прежде всего соответствовать целевой аудитории. Если эти исходные точки взяты верно, то сам PR – это уже дело техники. И немножко — таланта и вдохновения.
— Вот, к примеру, кафе «Фонтан». Существовал и до того, как вы взялись за его пиар-сопровождение. Чем вас привлек этот проект?
— Кафе «Фонтан» — отдельная история, и имеет отношение не к пиару, а к моей работе арт-менеджера. Тут другие законы. Это не проект ради извлечения прибыли, потому что в кафе на 45 мест и желанием привозить музыкальных звезд ни о какой монетизации речи быть не может. Цели здесь культуртрегерские, потому что сам владелец Евгений Рыбаков – весьма разносторонняя личность, и у него есть бизнесы, на которых он зарабатывает, а «Фонтан» — это то самое дело для души. Часто кафе больше вкладывает, чем получает. Но не все, что человек делает — ради денег.
В том числе и хорошая качественная интеллектуальная музыка – это то удовольствие, которым можно наслаждаться не только самому, но и приобщать людей, тем самым поднимая культурный уровень общества, в котором мы живем. Моя роль — держать высокую планку концертов. Иногда это получается более успешно, иногда менее, но мы стараемся сохранять атмосферу джаза. И если вы хотите войти в эту очень интересную среду и атмосферу, просто становитесь завсегдатаями кафе «Фонтан».
— Еще один масштабный проект, к которому вы приложили руку — «Небо России». Что вас привлекло в этом фестивале?
— Здесь соединились мои профессиональные интересы и человеческие, потому что не «заболеть» «Небом России» просто невозможно. Год назад я полетал на шаре, и это оставило незабываемые впечатления, а затем, уже как у организатора — появился азарт заняться мероприятием такого масштаба.
«Небо России» — проект с огромным потенциалом, который до конца еще не реализован. И было совершенно очевидно, что есть над чем работать, а мои знания, моя компетенция оказались здесь как раз к месту. Лев Борисович и Александр Маврины приняли мое предложение, и мы с нашей небольшой, но очень активной PR-командой включились в процесс.
«У нас сложилась такая ситуация, что просто нормальное отражение реальности теперь в стране является оппозиционным».
Фестиваль воздухоплавания — сложное мероприятие, огромные силы направлены на спортивную составляющую. Делается это на таком уровне, как нигде в России. Рязань принимает у себя Кубок страны по воздухоплаванию — то есть второе по значимости соревнование, а со спортивной точки зрения оно организовано даже серьезнее, чем любое другое.
Но если соревновательная часть всегда была на высоком уровне, то информационная и зрительская составляющая — отставали. Спрос у зрителей на воздушные шары огромный, все хотят на них посмотреть, прикоснуться к этому празднику. И надо было просто пойти навстречу зрителю, что мы и сделали в этом году. Более масштабно провели информационную работу, в результате люди стали лучше понимать, что происходит на фестивале. И внимание выросло: судьи, летающие с пилотами из года в год, говорят, что число зрителей, наблюдающих за стартами и полетами, заметно увеличилось.
И, конечно, главное – при поддержке администрации города, управления культуры провели праздник воздухоплавания. На него приезжали люди даже из Казани! Не говоря уже о Москве, соседних областях и рязанцах. По нашим, довольно осторожным, оценкам, на праздник пришло не меньше 4 тысяч человек.
А следующий год будет юбилейным и для Рязани (920 лет городу – прим. ред.), и для «Неба России» (25 лет фестивалю — прим. ред.). Думаю, общая задача города и организаторов — провести праздник еще масштабнее и красивее, на уровне лучших образцов, которыми для нас могут служить фестивали в пермском Кунгуре и псковских Великих Луках.
— Чем еще порадуете рязанцев в следующем году?
— Не люблю говорить о проектах до того, как они реализованы. Думаю, будем продолжать работать с фестивалем «Энергия бизнеса», перед которым ставятся более крупные, амбициозные задачи. Команда там сложилась очень классная, и минувший фестиваль — отличный пример грамотной командной работы. Есть и свои новые идеи, и готовность включаться в другие проекты. Сейчас явно обозначилась задача сделать праздники более разнообразными, тематическими. Не только развлекательными, но и познавательными, расширяющими кругозор, оставляющими какой-то след в уме и в душе. Работаем над этим.
— Николай, а теперь будет вопрос, который терзает всех журналистов Рязани. Вы, главный редактор ведущего в городе интернет-СМИ, отличный журналист, бросаете все и идете крутить сахарную вату. Что это было? Разочарование в профессии или творческий порыв?
— Как и при любом решении, здесь сложилось много разных факторов, но самая главная причина — нынешняя ситуация со свободой слова в России, когда журналист просто не может спокойно выполнять свои профессиональные обязанности. И здесь два пути: либо ты встаешь в жесткую оппозицию и кладешь свою жизнь на то, чтобы бороться с системой, либо перестаешь заниматься журналистикой.
Познер как-то сказал, и я с ним полностью согласен: «Я не понимаю, что такое оппозиционная журналистика, и как вообще журналистика может быть позиционной или нет. Дело журналистики — отражать объективно события». Но у нас сложилась такая ситуация, что просто нормальное отражение реальности теперь в стране является оппозиционным. А в противном случае это не журналистика, а пропаганда или топтание на событийной периферии.
Почему сахарная вата? Накопилась усталость от редакционной работы, хотелось освободить голову и заняться чем-то, совершенно не связанным с интеллектуальным трудом. Ну и сахарная вата — неплохой бизнес! Я и сейчас им занимаюсь, заказы есть, это приносит мне какую-то часть дохода.
Пиарила Дарья Копосова
Фото Антона Насонова