О том, как в условиях жесткой конкуренции с федеральными сетями оставаться лучшими в своем деле, читателям YA62.ru рассказал генеральный директор группы компаний «Барс» Александр Лемдянов.
Александр Лемдянов
Родился 8 мая 1961 года в городе Рязани в семье рабочего. В 1976 году окончил среднюю школу № 2 и поступил в Рязанский техникум железнодорожного транспорта по специальности техник – строитель. В 1980 году после окончания техникума поступил в Рязанский учебный авиационный центр по военной специальности летчик – пилот. Майор запаса. В 2005 году закончил Рязанский институт управления и права по специальности «юрист». В 2010 году прошел переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления по специальности «Управление организацией и персоналом». С 1983 по 1998 год работал на центральном спортивном комплексе в должности инженера и главного инженера. С 2001 года генеральный директор группы компании Барс. C 2013 года депутат Рязанской городской думы.
В декабре 1984 года в центре Рязани открылся крупнейший в центральной России, если не брать в расчет Москву, универмаг, спроектированный немецкими архитекторами. Строили его долго, но, как говорится, на века. Красивый магазин с большой парковочной территорией сразу понравился горожанам, хотя 30 лет назад мало кто знал, как актуальны будут такие площади. Торговый дом «Барс» сразу громко заявил о себе, обратив в свою сторону внимание не только жителей Рязани, но и соседних областей.
Времена менялись, менялся и универмаг. В 2001 году пришла новая команда управленцев во главе с генеральным директором Александром Лемдяновым, которая начала перестраивать магазин в новом, современном формате. В 2010 году окончилась большая реконструкция, в два раза увеличились площади. За это время был построен «Барс-Премиум», а «Барс» из универмага превратился в торгово-развлекательный центр. О том, как в течение 30 лет «Барс» составляет конкуренцию всем желающим протиснуться на рязанский рынок, корреспонденту делового портала YA62.ru рассказал директор ТРК Александр Лемдянов.
— Раньше, до прихода на рязанский рынок таких игроков, как «Премьер»,«Глобус», «Виктория», «Метро», «М5-mall» и других торговых центров, «Барс» считался вне конкуренции. За счет чего вашему бизнесу удалось не только остаться на плаву, но и достойно противостоять федеральным фирмам?
— Мы не сидим на месте, постоянно ездим в другие города, в том числе и в столицу и в Европу, где набираемся опыта ведения торгового бизнеса, привносим новые знания. До сих пор «Барс» остается одним из лучших торговых домов города, и это не мои слова. Так говорят эксперты, которые приезжают и оценивают уровень и качество обслуживания. На сегодняшний день у нас работает 15 магазинов-супермаркетов «Барс» и за год хотим открыть еще 8, и это только в городе. Вне Рязани работа ведется в Касимове, Рыбном и Клепиках. Время идет, и мы будем развиваться дальше. Если помните, именно «Барс» первым создал совместный формат фитнес-центра, спа-центра и детского центра. У нас эта структура одна из самых крупных в городе. На его площадке проводятся не только внутренние турниры, но и общегородские праздники. Если говорить откровенно, то много планов, связанных с фитнес-центром, будет реализовано в ближайшее время. Но подробности раскрывать не буду, пока это тайна.
— «Барс» продолжает успешно развиваться и держать своего посетителя в тонусе. Многие из моих знакомых, которые всегда покупали продукты в вашем супермаркете, также продолжают делать это и сейчас, когда выбор в гипермаркетах достаточно велик. Как вам удается сохранить клиентов?
— У нас есть определенное правило, которому следуют все уважающие себя предприятия сферы товаров и услуг. Наш клиент всегда прав. Качество продукции, культура обслуживания, которую предлагает «Барс», превыше всего. А качество рязанских товаров проверяется особенно строго. Мы всегда идем навстречу, если какое-то местное предприятие действительно хочет серьезно сотрудничать, торговать, то мы предоставляем свои продуктовые полки. Большинство наших рязанских производителей представлены в спектре товаров. Недавно провели продуктивные переговоры с руководством завода плавленных сыров, скоро поедем на производство и будем надеяться, что это даст толчок для торговли. Стараемся заключать прямые контракты, чтобы как можно реже прибегать к услугам посредников. Это влияет в первую очередь на цену товаров. «Барс» сам занимается и производством хлебо-булочных изделий, а также полуфабрикатов из птицы и рыбы и мяса, так что за качество этих продуктов всегда уверены.
«Книжный «Барс» — это самый интересный, и самый любимый наш проект».
— С чем связан такой патриотизм?
— Сейчас много товаров на прилавках, и покупатель теряется в этом разнообразии. Посмотрите, сколько воды, сколько хлеба, полуфабрикатов. Наша задача вместе с рязанским производителем обратить внимание именно на товары местного производства, качественные и вкусные. Поэтому мы и проводим разного рода мероприятия с дегустацией или акции «Купи рязанское». Подошел покупатель к прилавку с колбасой. Какую выбрать, если она вся, по сути, одинаковая? А за товар с ценником «рязанское» глаз сразу зацепится. Мы поддерживаем наших производителей, поскольку считаем товар, произведенный в Рязани, более качественным. К тому же мы участвуем в региональной программе «Забота» — ставим максимально низкие цены на стандартный набор продуктов и продаем по этим ценам тем, кто в этом действительно нуждается. Естественно, мы сотрудничаем в этом деле с теми производителями, которые намерены продать как можно больше и заработать именно на объеме реализованных продуктов. Выгоднее всего сотрудничать с рязанскими фирмами.
— Продукты, которые входят в перечень товаров программы «Забота», не уступают ли качеством своим собратьям по прилавку?
— Не уступают. Вы же понимаете, что есть продукты первого сорта, а есть высшего. Понятно, что мы стараемся сочетать цену и качество так, чтобы оставаться не в накладе ни там, ни там. Лежит на прилавке масло за 100, 150 и 200 рублей. Какое мы возьмем? Естественно, подешевле. Но это не будет означать, что оно некачественное. За счет снижения цены, мы не только позволяем пенсионерам или студентам покупать товары, которые в других магазинах они за эти деньги никогда не приобретут, но и помогаем предприятиям реализовывать свою продукцию быстрее за счет привлечения клиентов.
— Неужели новые торговые центры не оттянули у вас часть посетителей?
— Когда открывается любой крупный магазин, людям становится интересно хотя бы просто сходить и посмотреть, что там новенького для них предлагают. Естественно, клиенты ходят, смотрят, оценивают и сравнивают. Кто-то потом возвращается, кто-то нет. Порой удобно, если магазин стоит рядом с домом. Однако, в последнее время тенденция такова, что люди ценят культуру обслуживания, а потому наши продавцы никогда не грубят посетителям и подходят грамотно к вопросу обслуживания. Хочу отметить, что все наши продавцы — исключительно рязанцы. И пока есть такая возможность, мы будем придерживаться такой политики. Земляки всегда работают лучше, потому что чувствуют ответственность за то, что они делают. В магазин приходят друзья, знакомые, родственники, и это своего рода стимул работать хорошо. Согласитесь, если вам нахамят один раз в магазине, то вы туда больше не пойдете, даже если будете знать, что там дешевле.
— Вы сдаете в аренду практически все торговые площади «Барса», кроме супермаркета. Почему оставили его себе и не взяли арендаторов?
— Это же наш бизнес, зачем нам чужой супермаркет? Нам интересно это развивать. Раньше был один магазин, а сейчас 15. Можем и больше, потому что чувствуем свои силы, начинаем строить, подбираем места. К нам обращались многие сети с просьбой продать супермаркеты. Но тогда в городе ничего своего не останется. У нас централизованная работа, и в этом мы сильны.
«Для города в 500 тысяч населения торговых центров слишком много. Поэтому конкуренция сегодня обострилась, а клиенты уходят в маленькие магазинчики».
— Еще одной особенностью «Барса» является книжный магазин. В Рязани периодически появляются федеральные представители книжного бизнеса, но в скором времени они перестают существовать. А вот «Барс» продолжает процветать. В чем секрет?
— Книжный «Барс» — это самый интересный, и самый любимый наш проект, потому что на тот момент он был новым. Продуктами-то все всегда торговали, а вот привезти в город книги и привить любовь к чтению — это нужно было постараться. В то время сложилась сложная ситуация с работой учителей, зарплаты были маленькие, и практически весь штат сотрудников книжного магазина был составлен из учителей и библиотекарей, то есть интеллигентных людей с высшим образованием. Людей, которые любили свое дело и жили книгами. Постепенно мы завоевали доверие покупателей и создали для посетителей уютный уголок. Сегодня нас постоянно навещают писатели, которые проводят мастер-классы и собирают большую аудиторию. Нам поступает много предложений из других городов, чтобы мы открыли книжные магазины. Муром, Владимир, Тула — все наши соседи не прочь. Люди, наконец, поняли, что не только электронные носители должны быть в головах молодого поколения. Книга — это культура, запах, тактильные ощущения. Не может человек, который хочет развиваться и расти духовно, не держать в руках настоящих бумажных книг. Поэтому книжный бизнес у нас на хорошем счету. Появилась отличная услуга — создание мини-библиотеки. То есть любой желающий может прийти и сделать заказ, например, для своего ребенка: книги, которые всегда должны быть на полке, чтобы человек вырос грамотным и интеллигентным. Молодые семьи часто делают подобные подборки. Книги — это своего рода якорь «Барса», поскольку это такой товар, который привлекал, привлекает и будет привлекать посетителей.
— Есть ли у «Барса» еще что-то особенное, что позволяет компании идти, как говорится, впереди планеты всей?
— Сейчас мы развиваем сеть питания. У нас есть кафе «Сковорода», бренд которого мы хотим взять за основу. Это качественная доступная еда, которая подчеркивает особенности и колорит родного края. Вот сейчас много говорят в городе о туризме. Но какой может быть туризм без хорошего питания? Ресторанов хороших в Рязани много, но не все туристы, приезжающие к нам на автобусах, могут себе позволить такую роскошь. Куда в таком случае пойти? В «Макдоналдс»? Последнее время заведения быстрого питания вызывают все меньше доверия. Поэтому мы решили, что самое время представить не только жителям нашего города, но и гостям сеть кафе с домашней кухней, где будут традиционные блюда русской кухни, приготовленные из свежих продуктов рязанского производителя.
— Какие тенденции ждут рязанских бизнесменов из сферы большой торговли в ближайшее время?
— Рязань уже насытилась, здесь все есть, и об этом я еще три года назад говорил. Сейчас те, кто торгует, смотрят, чем бы заманить покупателя, потому что человек сам выбирает, где ему комфортно. Для города в 500 тысяч населения торговых центров слишком много. Нужно делать то, что людям интересно. Например, в Европе тенденции больших магазинов пропадают, и клиенты все чаще заходят в маленькие магазинчики, где продавцы их уже знают, где продукция качественная, свежая и хорошая. Люди ценят время и пропадать в гипермаркетах по три часа после работы ни у кого нет сил. Поэтому конкуренция сегодня обострилась, а клиенты уходят в маленькие магазинчики. А мы, как и всегда, стараемся вовремя начать соответствовать требованиям посетителей.
Наполнилась рязанским патриотизмом Дарья Копосова