Нам часто приходится слышать ласкающую слух фразу «делать деньги», однако в прямом значении ее могут произносить разве что обладатели печатных станков и станочков, или же кузнецы монетных дворов и двориков. В Рязани совсем недавно тоже появились такие умельцы. Они не стесняясь преподносят звонкие раритеты в качестве сувенира интересующимся людям и гордятся тем, что их рубль уходит за двести. О том, кто в Рязани не прожигает, а делает деньги, узнал корреспондент YA62.ru.
Основатель рязанского «Монетного дворика» кузнец Петр Монетов — личность весьма таинственная. Он не любит давать интервью и о себе говорит скромно:
— C самого детства я занимаюсь кузнечным делом. Эта профессия в моем роду передавалась из поколения в поколение аж со времен Петра I. Мои предки знаменитые и искусные мастера на весь мир. Я же придумал способ копирования и производства редких старинных монет, схожих по составу, цвету, весу, составу металла, рисунку, если хотите, даже запаху с оригиналом.
Однако у Петра Монетова есть уполномоченные представители по общению со СМИ, они же соучредители проекта «Монетный дворик» Иван Крестьянинов и Антон Сумин. Они-то и рассказали корреспонденту YA62.ru о том, что дело изначально было задумано как историко-патриотический, образовательный проект. Сегодня историю в России на чем только не преподают: можно взять учебник и посетить лекции, можно записаться в исторические реконструкторы, выковать меч и участвовать в фестивалях, а можно, узнавая историю монет, открывать для себя что-то познавательное.
Монетный дворик занимается репликами самых интересных и загадочных монет мира. Реплика — это точная копия оригинальных денег, только выпущена она в наши дни и сделана не из золота или серебра, а сплава металлов попроще. Они схожи по внешнему виду, весу и даже запаху. Да-да, они действительно пахнут деньгами! И на самом деле достаточно легко перепутать с оригиналом. По словам представителей «Монетного дворика», их сувениры по всем внешним признакам соответствуют историческим образцам. На примере монетных систем представители «Монетного дворика» помогают участникам этого проекта изучить историю мира. А еще спасают заядлых нумизматов от разорения.
— Оригиналы монет стоят дорого, — резонно замечает Антон Сумин. — Скажем, петровский рубль, стоит порядка 125 тысяч рублей. И это лишь средняя его цена. Она зависит от года издания, от состояния на данный момент, от места чеканки и других факторов, которые являются принципиальными для коллекционеров. И получается, что среднестатистическому собирателю, чтобы обзавестись всеми монетами, которые были в ходу хотя бы в течение одной эпохи Российской Империи, придется потратить не один миллион рублей. Люди тратят семейный бюджет, залезают в долги, только чтобы купить ту самую редкую монету, которая им необходима для коллекции. Я лично знаю очень серьезного человека, у которого за всю жизнь на коллекционирование ушла сумма, сопоставимая со стоимостью двухкомнатной квартиры. Супруга и дети сначала бунтовали, а потом поняли, что это, во-первых, отличное вложение денег, потому что со временем такие монеты не дешевеют. А, во-вторых, коллекционирование, пусть и такое фанатичное, куда лучше, чем увлечение теми же игровыми автоматами.
Не секрет, что собирательство звонкой монеты (как и любое другое хобби) — занятие, хоть и полезное, но чрезвычайно азартное. Затягивает почище наркотика. Скажем, попала к вам в руки серебряная полтина с двуглавым орлом – и вы, скорее всего, полезете в Интернет, пороетесь по сайтам в поисках познавательной информации об истории тех лет. Найдете множество любопытных загадок и курьезов. Заинтересуетесь. А затем — к гадалке не ходи — захотите раздобыть для своей ненаглядной полтины достойную пару, чтоб ей было не одиноко лежать в шкатулке. Купите или выменяете вторую монетку, и пошло-поехало! Деньги притягивают деньги. Только влетит все это в копеечку — хорошая коллекция пылесосом выкачивает финансы из семейного бюджета.
Как ни странно, панацея от этой болезни есть: собирать реплики монет. Собственно, такое лекарство и предлагает монетный дворик. Эти монетки стоят дешево, и каждый человек может их себе позволить.
Кроме того, когда коллекционер начинает собирать трофеи, рано или поздно он сталкивается с тем, что в его альбоме остается брешь — он хочет, но не может раздобыть какую-нибудь очень редкую монету, а в продаже ее просто нет.
Возьмем, к примеру, константиновский рубль. Особенность этой монеты состоит в том, что на ней изображен император, который так и не взошел на престол. Константина хотели видеть у власти декабристы, которые и скандировали известный лозунг «За Константина и жену его Конституцию». Но Константин отрекся от престола и императором все-таки стал Николай. К этому моменту была отчеканена партия монет с изображением Константина. Часть таких рублей удалось сохранить коллекционерам из числа высшей знати. Они дошли до наших дней, и являются редчайшими монетами Российской Империи. Раздобыть такой рубль нумизмату (даже весьма состоятельному) в наши дни практически невозможно. Что же делать, если достать его негде, а очень хочется? Можно купить реплику, которая будет точной копией необходимой монеты, украсит альбом нумизмата и подарит душе успокоение.
— Если бы я жил в петровское время, то мне нельзя было бы выходить на улицу без этого знака, — Иван Крестьянинов, почесывая свою бороду, протягивает мне ромбовидный значок. — Помните, что Петр делал с бородами? Рубил! И для того, чтобы сохранить свою растительность на лице, необходимо было оплатить сие удовольствие в казну. Купцу — 160 рублей, дворянину — 100, а с крестьян налог не взимался, но если они приезжали в город, чтобы торговать, и попадались на глаза полицейскому, околоточный имел право сказать: «Эй, борода, подь сюда!», — и крестьянин оплачивал свою бороду в размере одной копейки. А вот горожане, подзываемые полицейским, показывали этот жетон, и это значило, что они отдали за право носить бороду в казну деньги, часть которых пошла на жалование стражам правопорядка. Полицейские отдавали честь таким гражданам, поскольку уважали их.
За каждой копией монеты скрыта реальная история, которая не зависит от дороговизны экземпляра. Такое удовольствие, как изделия «Монетного дворика», стоит от 200 до 500 рублей, в зависимости от типа монеты. Состав денежек, естественно, разный: есть из чистой меди, есть бронзовые. Они не магнитятся и не ржавеют, некоторые из них покрыты серебром. Чем оригинальнее и реже — тем дороже. Мало кто знает, но у монеты, все-таки, три стороны: аверс, реверс и гурт. По-русски это — орел, решка и ребро. Чем больше элементов на гурте, тем сложнее производство такого изделия. Тоже и с двумя сторонами. А любой труд, как мы знаем, должен быть оплачен. И, как положено в любом деле, связанном с торговлей, оптом — дешевле. Коллекционеры редко заказывают по одной монете, чаще берут сразу несколько, чтобы заполнить все бреши в монетном ряду. Таким клиентам положены скидки по всем законам маркетинга.
Послушав все истории, которые поведали мне представители «Монетного дворика», я не смогла не задать самый важный вопрос:
— Зачем вы этим занимаетесь? Неужели из меркантильных соображений?
— Меркантильных? Нет, что вы. Какие деньги можно заработать, продавая товар за 200 рублей? — вопрос Антона Сумина заставляет задуматься. — Конечно же производство монет окупается, мы выходим в нули и даже немного что-то зарабатываем. Но первостепенной задачей все-таки было культурно-историческое просвещение. Чтобы объяснить историю на пальцах, необходимо дать возможность подержать ее в руках.
Некоторые рязанские школы уже обращаются в «Монетный дворик» за помощью, мол, хотим провести познавательный открытый урок истории, показать детям старинные русские монеты. Ну как такой просьбе отказать? Сейчас, правда, каникулы, но как только начнется учебный год, начнутся и лекции о том, как можно прочитать историю по монетам.
Изучение истории по монетам — не такая уж утопическая затея. Уже сегодня существует ряд научных работ, посвященных этой теме, и многие ученые мира трудятся над тем, что анализируют вехи человечества по рисункам на орлах и решках. Что уж там скрывать, деньги всегда были, есть и будут отличным средством коммуникации между людьми.
P. S. Никаких тайн производства монет мне открыто не было. Говорят, все хранится в мастерской Петра Монетова, а вход туда строго-настрого запрещен. Единственное, о чем по секрету рассказали уполномоченные представители «Монетного дворика», это то, что все монетки «состариваются»... в ведре с песком. А чтобы я никому ничего не рассказала, дали «взятку» в виде константиновского рубля с надписью «Не нам, не нам, а имени твоему». Говорят, в свое время обладание такой монеткой считалось меткой оппозиционера...
Над златом чахла Дарья Копосова