Лопаты, мастерки, мастихины, кисточки, разного рода отделки и петли, много-много воды и песка, а главное — руки. Важно, что руки должны быть не только талантливые, но и умелые, потому что каждый неаккуратный штрих может превратить шедевр в пыль. А потому в выставке песчаных фигур, которая начнется на пляже «Окской жемчужины» уже в это воскресенье, принимают участие только профессионалы своего дела. Скульпторы из Рязани, Санкт-Петербурга и Дальнего Востока неоднократно принимали участие во всероссийских и международных конкурсах по созданию фигур из песка и становились там призерами и лауреатами. На рязанском пляже это первый опыт песчаного творчества, но уже сейчас он вызывает неподдельный интерес. О том, какова технология строительства замка из песка, корреспонденту YA62.ru рассказали сами создатели хрупких конструкций.
Все просто
В процессе создания скульптуры из песка, как говорят сами скульпторы, все просто. Сначала, как и в любом творчестве, рождается идея: фигура может быть оригинальным проектом, а может повторять сцены, персонажи из фильмов, изображать известных героев, деятелей или другие произведения искусства. Когда идея утверждена, создается эскиз на бумаге, по которому скульпторы будут творить свой шедевр. Это своеобразный план к выполнению работы. Дальше начинается самое интересное. На место действия привозится песок, строятся опалубки — деревянные конструкции, похожие на ящики, в которые ярусами засыпается песок, смачивается водой и трамбуется.
Теперь стоит подождать денек-другой, чтобы масса скрепилась и подсохла, стала податливой для работы, но при этом не рассыпалась от сухости. Деревянный каркас снимается, и остается своего рода песчаная пирамида, из которой потом вырезается фигура. Кстати, пирамидальная форма насыпи не случайна. Скульпторы говорят, что именно такая конструкция меньше всего подвержена разрушению и выдерживает самые разные погодные условия. Помимо воды, на финальной стадии доработки скульптуры используется специальное склеивающее вещество, которое предает фигурам прочность и влагоустойчивость. Дальше от песчаной пирамиды остается только отсечь лишнее, чтобы получился шедевр.
Рассыпалась? Склеил!
Мне посчастливилось наблюдать зарождение шедевра. Вот доски разобраны и скульптор начинает...махать лопатой. Да, сначала это выглядит весьма топорно, и даже слабо верится, что в течение нескольких часов этот песчаный массив превратится во что-то узнаваемое.
— У нас вчера фигура упала, — без тени сожаления рассказал Руслан Арсланбаев, скульптор из Санкт-Петербурга. — И хорошо. У нас хотя бы есть время ее заново создать. А то упала во время фестиваля и все. Замахнулись на сложную конструкцию Венеры Сандро Ботичелли, хотели сделать ее объемной, но не рассчитали вес, вот она и рассыпалась. Теперь учли ошибки и сегодня будем предпринимать вторую попытку. Честно говоря, возводить фигуры классических скульптур сложнее, чем мультяшных персонажей. Автор в свое время годами создавал свой шедевр, а мы должны его повторить за один день. Ответственность.
Однако несмотря на всю осторожность, с которой выполняются фигуры, скульпторы могут вспомнить случаи, когда по тем или иным причинам их шедевры не выдерживали натиска внешних факторов и, как песок сквозь пальцы, рассыпались у ног создателя.
Но настоящим профессионалам не страшны ни мелкие неточности в создании скульптуры, ни тотальные разрушения. По словам участников фестиваля, все подлежит восстановлению. В конце концов, если что-то пошло не так — мастерок съехал или лопата соскочила — всегда можно залатать неудачные места свежим песком и повторить попытку. Благо, материала на пляже предостаточно.
— На Петропавловской крепости есть, как вы знаете, пушка, которая стреляет в полдень, — вспоминает Николай. — И если мы начинаем строительство фигур где-то в пределах ее слышимости, то потерь в «отряде скульптур» не миновать. Порой, прозвучит выстрел, смотрим — осыпалась статуя. Ничего не сделаешь, строим по-новому.
Титульный вид
У скульптуры обычно есть главный вид, которому придается большее значение. С ним мастера работают трепетнее всего и уделяют особое внимание. Зачастую это ювелирная работа, требующая максимальной точности.
Часто фигуры сзади являются не рельефными. То есть скульпторы вырезают главный вид, оставляя одну сторону своего шедевра пустой, потому что ее все равно никому не видно. Но в этот раз организаторы забыли остановить скульпторов вовремя, и те увлеклись. Фигуры получились полноценные, настоящие произведения искусства, которые можно обойти вокруг и нигде не будет пустого места.
— У песка, в отличие от других материалов, которые традиционно используются для создания скульптур, есть свои нюансы, — поделился рязанский скульптор Николай Маныкин, участник фестиваля. — Главное, соблюсти меру и не срезать при обработке ничего лишнего, иначе при самом плохом раскладе скульптура может рухнуть и трехдневный труд пойдет насмарку.
Морозоустойчивые
Если вы думаете, что песчаная фигура недолговечна, то вы правы лишь отчасти. Оказывается, при профессиональном грамотном подходе скульптура из песка, построенная в начале лета, может дожить до осени, перенести все капризы погоды и выдержать зиму, мало поменяв свой внешний вид. Наверное, именно поэтому вопрос про нелетную для песчаных скульптур погоду, которая стояла последние дни, вызвал у мастеров удивление. Дожди, как оказалось, творчеству не помеха. Фигуры настолько крепко склеены, что никакой дополнительной защиты от осадков не требуют. Единственное, что может с ними произойти — образование так называемых «оспин», следов от капель, которые легко заглаживаются при косметической обработке обычным мастерком.
— Дождь нам не страшен, но хорошо, что он закончился, — отметил Николай Маныкин. — Хотя, если скульптуру хорошо проклеить и потом просушить, не оставив в ней воды, то ей даже от морозов и снега ничего не сделается. А вот если песок влажный, то при замерзании вода в нем будет расширяться, превращаясь в лед, и разрушать строение.
Это вам не куличики лепить
Профессиональные скульпторы к песчаному творчеству относятся довольно серьезно. Считают, что любая скульптура, из какого бы материала она ни была выполнена, помогает развиваться в творческом и ремесленном плане. Песок же хорош тем, что позволяет работать с большими объемами в течение непродолжительного промежутка времени. Три дня, и готово произведение искусства, которое будет радовать глаз зрителей как минимум до конца купального сезона. Другое дело, что песчаные скульптуры все-таки нельзя назвать вечными.
— В этом есть свои плюсы и своя романтика, — полагает Николай. — И даже если разрушится быстро, то не жалко, потому что всегда можно на месте одной фигуры построить другую. Да и глаз у посетителей пляжа не «замылится», если каждый раз показывать им что-то новое. Создавая песчаные фигуры мы в первую очередь работаем для людей. Если нравится, значит, не зря трудились.
Организаторы фестиваля в «Окской жемчужине» обещают, что песчаные фигуры, выполненные руками мастеров, простоят до конца сезона. А вот в зиму вряд ли пойдут, поскольку построены на пляже и близость от воды не позволит выдержать рязанские морозы. Поэтому, чтобы успеть увидеть чудо, лучше поторопиться. До конца лета осталось 60 дней!
Сидела в песочнице и лепила куличики Дарья Копосова