Из-за крушения самолета компании «Когалымавиа» Airbus-A321 президент Владимир Путин подписал указ, приостанавливающий перевозки россиян в Египет. Документ рекомендовал туроператорам и турагентам на время действия запрета воздерживаться от продажи путевок в Египет. Затем в ходе совещания у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева была озвучена информация о том, что запрет на полеты в Египет «продлится не месяц-два, а годы».
Рязанский деловой портал YA62.ru решил выяснить, как отразится закрытие одного из самых популярных направлений на туристическом бизнесе, какие убытки понесут турфирмы и их клиенты.
Екатерина Мысина, заместитель директора туристического агентства «Гулливер»:
— По сути, у нас забрали единственный наш «зимний хлеб»: Египет — самое популярное направление в это время года. Но самые большие убытки понесут туристы, а не мы. Для тех, кто купил путевки и не может никуда отправиться, есть разные варианты. Например, туристам предлагают взамен Египта поехать в Турцию или на Кипр. Некоторые соглашаются, но есть и те, кто захотел аннулировать поездку. Естественно, таким людям пришлось заплатить штраф за отказ от путевки.
Если говорить о туристическом бизнесе, то перспективы не радужные. Особенно зимой. Если бы другие направления держали цены хорошие, была б совсем другая ситуация. Но другие направления задрали цены. К тому же, из-за закрытия «Трансаэро» подорожали билеты.
Оксана Приходько, директор агентства «Магазин туров»:
— Если не будет государственного регулирования этой проблемы, возможна череда банкротств. Туроператоры, у которых Египет был преобладающим направлением, могут закрыться. Я прогнозирую много судебных рассмотрений по возвращению туров.
Что касается цен, то они уже сильно подросли. Если еще на выходных люди могли доплатить 10 тысяч и полететь в Таиланд, то сегодня им придется доплачивать 20, 30, 50 тысяч.
Я думаю, что изначально была цель обезопасить людей и развить внутренний туризм. Мало людей готовы самостоятельно бронировать тур. Пакетные предложения у туроператоров все равно были более бюджетными. К тому же, сейчас, чтобы получить шенген, нужно сдавать отпечатки пальцев. Люди посмотрят на все это и решат отдохнуть в России.
Турагентства ждет сильное падение выручки. Не знаю, как можно спрогнозировать, но раза в два-три точно. Все-таки Египет был массовым направлением. И доверие к нему вернуть после такого будет очень тяжело. Сейчас была очень высокая планка, вряд ли можно ожидать возвращения спроса. Вернуться к такой после отмены запрета не удастся, понадобится год-два на раскачку.
Рубен Григорян, директор компании «Турция-Тур»:
— То, какие потери мы понесем, будет зависеть от туроператоров. Последнего решения еще нет. Идет пятый день, как закрыт Египет. Там сейчас не до этого: в авральном режиме отправляют людей.
Что же касается туристов, то те люди, которые ездили всегда, и те, кто запланировал, они переориентируются на другое направление. Кто-то перестанет ездить. Например, люди, накопившие определенную сумму на отдых в этом году, которой теперь на хватит на путевку в другую страну.
Татьяна Михайлова, руководитель фирмы «БонВояж»:
— Египет — самое доступное направление в это время года, семейное направление. Альтернативы Египту нет. Однако туристы в этой ситуации не пострадают, им сделали хорошую компенсацию: люди могут целый год воспользоваться теми средствами, которые заплатили за путевку. Клиенты могут подождать, когда поездка в Египет вновь будет возможна или доплатить и поехать в другую страну. Люди не останутся без денег. Их никто не обманет.
Любовь Попова, директор туристического агентства «Центр-тур»:
— Ситуация с Египтом, безусловно, плохо отразится на всей отрасли. По бюджету рязанцев это было самое востребованное направление. Безусловно, сейчас от этого выиграют Кипр и Турция, куда оправляют туристов, уже купивших путевки в Египет. В этой ситуации пострадают все: туроператоры, региональные турфирмы пострадают, ну и, конечно же, это отразится на туристах. Крупные фирмы кредитуются, делают депозиты в отелях, выкупают блоки мест в самолетах или проплачивают полностью борт. В этой ситуации финансовые потери для них будут очень ощутимыми.
Цены на другие направления уже поднялись, и я думаю, что будут расти и дальше. Что будет дальше, предсказать сложно, сейчас непонятно, чем торговать. Люди, которые ездили за границу постоянно и которые могут себе это позволить, будут ездить и дальше. Может быть, от этой ситуации выиграет Европа, она может стать особенно актуальной для тех, кто не любит долгие перелеты.
Опрашивала Ксения Колпакова