Аккаунты в социальных сетях стали для многих вторым домом, где всегда можно спрятаться от суровой реальности. Впрочем, она все-таки проползает и сюда: как не подписаться на группу любимого салона красоты или бара? Здесь и начинаются ужасы с постами типа «доброе утро» или «как надоели понедельники». Прививкой от сего провинциального моветона является профессиональный SMM. О том, какие выгоды он может приносить бизнесу, Деловому порталу YA62.ru рассказал основатель компании «Хороший маркетинг» Александр Зимин.
Александр Зимин
Александр Зимин родился в Рязани, по стопам старшего брата и отца поступил в Радиоинститут. Начал работать с первого курса в «Полиноме». После увлекся фондовым рынком и на четвертом курсе открыл в Рязани представительство московской инвестиционной компании. В кризис 2008 года занялся рекламой и маркетингом, работая на крупные и федеральные проекты. В 2013 году открыл компанию «Хороший маркетинг».
— Давай начнем с основ — зачем бизнесу вообще аккаунт в социальной сети?
— В первую очередь, это отличный рекламный канал для привлечения и удержания клиента. Если у вас есть потребность в новых клиентах или общения с существующими, то это можно делать именно там.
— Какую из площадок для продвижения ты считаешь наиболее перспективной в Рязани?
— Наиболее популярным по количеству и вовлеченности пользователей в Рязани остается «ВКонтакте». Несмотря на то, что большинство клиентов считает, что там обитает исключительно молодежь и неплатежеспособное население, факт остается фактом. Недавно мы делали анализ и выяснили, что в рязанском «ВКонтакте» 350 тысяч человек с средним возрастом 25-30 лет, а в Faсebook — 50 тысяч, в Одноклассниках — 400 тысяч. Все, кто хотят активничать в Facebook, пусть для начала вспомнят хотя бы одну рязанскую успешную группу там. К сожалению, эта площадка не так популярна, несмотря на то, что там сидят все депутаты и журналисты. Впрочем, они есть и «ВКонтакте».
— Расскажи, с чего начинается работа SMM-щика?
— У нас за время работы уже сложился определенный алгоритм. Изначально мы выявляем потребности клиента, смотрим чем он живет, посещаем офис, общаемся с сотрудниками, стараемся понять его картину мира. После мы заполняем таблицу: прописываем целевую аудиторию, конкурентов и их активности в домашнем и других регионах. На ее основе разрабатывается стратегия продвижения, которая обсуждается с клиентом. После всех согласований мы делаем детальный контент-план. Он состоит из нескольких направлений: новостного, репутационного, вовлекающего и далее. В каждом из этих направлений есть рубрики.
Уже на этом этапе компании, которые предпочитают вести свои группы самостоятельно, совершают почти непростительные ошибки: они стараются наводнить свой профиль исключительно рекламным контентом. Представьте, приходите вы на встречу с друзьями, сидите в кафе в приятной атмосфере, а один из них каждую минуту «ну, купи у меня косметику, купи, купи, ну, купи». Вот примерно так и выглядят подобные аккаунты в online.
— А каков должен быть процент рекламы в группе, чтобы он не напрягал?
— Тут догматичных правил нет, все индивидуально. Но в большинстве случаев оптимальным соотношением будет 80% полезного и интересного контента и 20% рекламного.
— С щепетильностью по отношению к контенту все ясно, а как же его потребители?
— Это вторая составляющая стратегии — продвижение. На этих этапах используется таргетированная реклама, размещение в новостных сообществах, конкурсы репостов, размещение виджетов на сайтах и в offline.
— Лайки и репосты, очевидно, не мерило успеха маркетолога. Так как оценить эффективность работы SMM-щика?
— Успех проекта в соцсетях зависит от грамотной постановки целей и вовлеченности клиента. Оценка эффективности заключается в достижении данных целей. Лайки и репосты — это метрика, на которую стоит обращать внимание, но не ориентироваться. От 10 тысяч лайков под постом клиенту ни горячо, ни холодно не будет — для наших заказчиков критерием эффективности являются продажи. Соответственно, наша цель — сформировать и активировать трафик клиентов, наполнить воронку продаж, управлять лояльностью клиентов.
— Что значит активировать трафик?
— С каждым клиентом, в зависимости от специфики его бизнеса, придумываем что может наполнить его воронку продаж. Приведу в пример недавний кейс: перед нами стояла задача — расширить телефонную базу потенциальных клиентов фитнес-центра. Пользователям предлагалось сделать репост и заполнить анкету, чтобы принять участие в розыгрыше абонемента. В итоге — наш клиент получил порядка 700 телефонов потенциальных клиентов. Понятно, что большая часть из них — просто халявщики, но при конверсии в 5% мы получаем 35 новых клиентов. Стоимость этих работ была копеечной по сравнению с традиционными видами рекламы. Еще один хороший пример — велопарад, который мы проводили в Рязани. Участвовало порядка тысячи человек. Каждый заполнил анкету и по итогам ответ «узнал о мероприятияя из соцсетей» выбрало 70% опрошенных. В следующем году мы планируем привлечь 5 тысяч.
«Недавно мы делали анализ и выяснили, что в рязанском «ВКонтакте» 350 тысяч человек с средним возрастом 25-30 лет, а в Faсebook — 50 тысяч, в Одноклассниках — 400 тысяч».
— Комментарии в группе — важный показатель для вас? Нужно ли стимулировать эту активность в группе?
— Можно устраивать конкурсы и активации типа «давайте отгадывать вместе кроссворд». Теоретически, чем больше комментариев, тем больше вовлеченность пользователей, но в реальности заставить комментировать человека не только сложно, но и, по большому счету, бессмысленно. Мы стараемся использовать опросы, ведь «ткнуть галочку» значительно проще, а суть не меняется. Условно комментарии можно разделить на вопрос и жалобу — работа с ними, конечно же, крайне важна, их без внимания оставлять ни в коем случае нельзя, однако искусственно стимулировать пользователей к комментированию без цели — время на ветер.
— Много ли в Рязани заинтересованно качественным SMM или все больше тех, что справляются своими силами?
— Я сравниваю SMM с ремонтом в квартире: можно посмотреть видео на YouTube, прочесть несколько статей в интернете и сделать все самостоятельно, можно нанять людей и руководить ими или нанять прораба, рассказать свою цель и наслаждаться результатом. В ведении социальных сетей все так же — зависит от того, какие ресурсы готов тратить клиент — время или деньги. Если вы готовы тратить свое время и силы на социальные сети и, естественно, понимаете, что качество работы никто не гарантирует — окей — ведение в социальных сетях своей группы в ваших руках. В Рязани нет очевидного спроса на услуги SMM, его приходится возбуждать — рассказывать клиентам, что активность на уровне девочек-администраторов, которые ведут группы так же, как и свои странички в социальных сетях — неэффективна или не так эффективна, если бы этим занимались профессионалы.
— Неужели это не очевидно?
— К сожалению, многие не ценят свое время или время работы своих сотрудников. Важно понимать, что у этого канала коммуникации есть свои особенности — соцсети требуют значительно больше внимания, чем другие каналы продаж. У нас есть клиент, у которого количество входящей информации от потенциальных клиентов столь колоссально, что если бы штатный маркетолог компании сел бы на это — времени на другое не осталось бы.
— В условиях кризиса многие компании переведут свои рекламные бюджеты в интернет, думаешь, это произойдет и в Рязани?
— Ты права, это уже происходит. Многие мои знакомые, которые занимаются этим на федеральном уровне, говорят, что спрос на интернет-маркетинг вырос в разы. Ведь в интернете эффективность можно считать, да и работать исключительно для своей целевой аудитории, не распаляясь на тех, кому твой продукт не нужен. Сейчас мы наблюдаем процесс перетекания компаний в социальные сети — многие начинают активность, но пока что на любительском уровне. И это замечательно, потому как наши потенциальные клиенты понимают необходимость присутствия в социальных сетях. Мы же всегда готовы прийти на помощь со своими знаниями и возможностями.
Познавала азы SMM Карина Кожаринова