Заборовирус. Кому выгодно загнать Рязань «за решетку»
Сейчас вряд ли кто-то вспомнит, как благая идея городских властей устанавливать тротуарные ограждения перед остановками общественного транспорта, чтобы маршрутки не высаживали людей на проезжей части, превратилась в тотальное озаборивание Рязани. Уже несколько лет подряд заборы между тротуаром и трассой возводятся в рамках так называемой государственной программы «Безопасные и качественные дороги». Почему-то считается, что сплошной забор — единственная панацея от нерадивых пешеходов, которые так и норовят кинуться под колеса автомобилей, перебегая дорогу в неположенном месте. На деле же километры ограждений не делают город ни безопаснее, ни качественнее, а только уродуют и тянут из бюджета деньги на установку и содержание.
Журналист YA62.ru разбирался, кому выгодно заниматься «заборным» бизнесом в Рязани и почему в итоге горожане от этой затеи только проигрывают.
Кто озаборивает Рязань
Установка заборных ограждений вдоль дорог города длится уже несколько лет, однако имя компании или компаний, которые этим занимаются, администрация Рязани по какой-то причине очень долго отказывалась называть. Редакция YA62.ru с ноября прошлого года писала в мэрию официальные запросы, в которых просила указать подрядчика, а также стоимость контрактов. Ни на один запрос не удалось получить конкретного ответа. Из общей массы отписок сложилось примерное понимание ситуации: город проводит тендеры на макроконтракты по ремонту и строительству дорог, в которые входит вся сопутствующая работа — в том числе и установка заборов. Компании, выигравшей тендер, не обязательно самой производить и устанавливать ограждения, она вполне может нанять субподрядчика. Из пространных ответов также можно было предположить, что информации о субподрядчиках у администрации нет. Что само по себе звучит неправдоподобно.
Первый конкретный ответ о том, кто же устанавливает заборы в Рязани, удалось получить от мэрии только в апреле 2021 года, спустя шесть месяцев переписки. Оказалось, что подрядчик работ — ООО «ТехноГрупп». И в прошлом году компания установила почти пять километров заборов по городу, а годом ранее — два километра. Да и вообще контора эта — на все руки мастер: дороги в городе ремонтирует, скверы благоустраивает, автоматизацией дорожное движение обеспечивает... А учредителем компании с долей в 90% является Ирина Леонидовна Худякова — супруга депутата Рязанской городской думы Романа Худякова.
Согласно данным базы «Контур. Фокус», с 2015 года компания «ТехноГрупп» заключила с дирекцией благоустройства Рязани не менее 88 контрактов на общую сумму порядка 1,8 млрд рублей.
Кроме того, что бюджетные деньги тратятся на установку заборов, ежегодно выделяется финансирование на содержание этих самых заборов. К сожалению, в администрации Рязани так и не смогли назвать конкретные суммы, которые из года в год выделяются на озаборивание города.
Администрация Рязани пишет: «Установка ограничивающих пешеходных дорожных ограждений перильного типа производилась в 2020 году в целях обеспечения безопасного перехода проезжей части, а также во исполнение предписаний ГИБДД, решений судов при ремонте проезжей части».
Исходя из этого может показаться, что ГИБДД имеет непосредственное отношение к идее озаборивания города и области. Собственный источник в рязанской Госавтоинспекции объяснил, что сотрудники ГИБДД в данном вопросе исполняют разве что функцию надзора — чтобы выполняющие программу чиновники ставили заборы в рамках ПДД и не провоцировали своими действиями опасность ДТП. Никаких решений о том, чтобы устанавливать заборы вдоль дорог, ГИБДД принимать не может, и эта идея — исключительно плод труда чиновников.
Забористые проблемы
В зависимости от времени года горожане жалуются на разные проблемы, связанные с заборами вдоль тротуаров.
К примеру, журналист YA62.ru неоднократно становился заложником луж и ограждений. Каждый житель Рязани знает, что после дождя наш город превращается в версию Венеции из параллельной вселенной — грязную и дурно пахнущую, поскольку от обилия воды прорывает не только водостоки, но и канализацию. Зачастую из-за отсутствия ливневок вода скапливается именно на пешеходных переходах возле тротуаров. Чтобы перейти дорогу и не замочить ноги, пешеходам приходится обходить лужи по трассе. Но сделать это невозможно, если тротуар окружен заборами. Такая ситуация существует, например, на пересечении улиц Вознесенской и Садовой. Людям приходится наступать в лужу, чтобы перейти дорогу по пешеходному переходу. Глубина лужи, в зависимости от объема осадков, может достигать щиколотки.
Осенью после дождей бывают заморозки, а значит — классический рязанский гололед, с которым традиционно не может справиться дирекция благоустройства города. В этом году многие пользователи соцсетей шутили, что теперь благодаря заборам есть за что держаться, когда идешь по тротуару. Но оценили юмор не все.
«Неужели ограждение вдоль тротуара у Дворца детского творчества останется??! Дети выходят из машин и идут до разрыва забора по проезжей части! До ремонта дороги они выходили сразу на тротуар, и это было безопасно! Зачем нужен этот забор, бордюры высокие, машины не заезжают на тротуар! Страшно представить, как сегодня наши дети будут скользить по дороге вместе с движущимися авто!» — написала рязанка гневный пост в группе «Новости Рязани ВКонтакте» в середине ноября. Администрация города оперативно ответила, что все это для безопасности.
В свою очередь в редакцию YA62.ru обращался житель города, который рассказал об особой заботе мэрии о пешеходах и заборе в три ряда. И призвал чиновников демонтировать это безобразие.
Особенно же трогательно выглядит забота администрации Рязани о безопасности инвалидов. Фотографии парковки с заборами в редакцию YA62.ru прислал краевед Александр Дударев. На снимках видно, что вдоль всей парковки для инвалидов на улице Горького стоит глухой забор. Водитель или пассажир припарковавшейся машины должен либо «брать барьер», либо топать по проезжей части.
Подзаборная реальность
Журналист YA62.ru обратился к архитектору и главе «Городских проектов в Рязани» Илье Стюхину, чтобы понять, действительно ли заборы дают безопасность, на которой настаивают чиновники, и можно ли заменить их на что-то более эстетичное.
— Многие горожане ошибочно считают, что эти конструкции призваны защищать пешеходов от наезда автомобиля, но это не совсем так, — отмечает Стюхин. — Были зафиксированы случаи, когда при сильном ударе ограждение разлеталось на множество мелких деталей, создавая дополнительный поражающий элемент. Так называемые ограничивающие пешеходные ограждения (по ГОСТ Р 52289-2019) нужны только для того, чтобы пешеходы не перебегали улицу в неположенном месте. На первый взгляд логика проста — чем меньше людей на проезжей части, тем меньше вероятность наезда на пешехода. На практике проблема безопасности на улицах решается за счет создания заведомо неудобной для пешеходов среды, вынуждающей горожан нарушать правила дорожного движения — после чего их можно объявить виновниками любого ДТП с их участием.
Стюхин коротко перечислил ключевые аргументы против использования пешеходных ограждений:
1. Это небезопасно. На сегодняшний день не существует значимых исследований, подтверждающих снижение количества ДТП с пострадавшими на улицах, оборудованных ограждениями. Ограждения создают для водителей ложное ощущение безопасности, снижая их внимательность и увеличивая тем самым риск не заметить пешехода.
2. Это неэстетично. Облик города — это важный фактор, как с точки зрения туристической привлекательности, так и с точки зрения местных жителей.
3. Это неудобно. Ограждения сокращают ширину тротуара, что может быть критично для узких улиц. Кроме того, при наличии парковки водитель должен пройти по проезжей части до ближайшего разрыва, что создает для него дополнительные риски.
4. Это дорого. В среднем один погонный метр ограждения обходится в 1,5 тыс. рублей, т. е. оборудование одного перекрестка можно оценить не менее чем в 600 тыс. рублей. И после установки ограждения требуют обслуживания: замены, ремонта, покраски, мойки.
5. Ограждения мешают уборке снега. Обычно коммунальные службы по ночам сбрасывают снег с тротуара на проезжую часть, откуда его вывозит снегоуборочная техника. Несложно догадаться, что перебрасывать снег через метровое ограждение гораздо более трудоемко.
6. Это не обязательно. Существуют более эффективные способы снижения количества пострадавших на дорогах. Можно сослаться на международную программу Vision Zero, успешно реализованную во многих городах мира. Можно открыть тот же самый ГОСТ, регулирующий установку ограждений, который допускает вместо них устраивать газон шириной не менее 1 метра, либо высаживать плотный кустарник.
— Город представляет собой более сложную систему, чем совокупность улиц и дорог, подчеркивает Стюхин. — В процессе перемещения из точки А в точку Б, горожане предъявляют требования к удобству и внешнему виду городской инфраструктуры. Удивительно, но в городах победившей «дорожной революции» люди не очень хотят жить, достаточно вспомнить такие города, как Лос-Анджелес или Челябинск. Задача организации движения на улицах не сводится к тому, чтобы максимально жестко разделить потоки автомобильного транспорта и пешеходов, сократив количество пересечений. Необходимо с одной стороны развивать пешеходную доступность и связность города, а с другой — создавать безопасную среду, как для пешеходов, так и для автомобилистов. В конечном итоге именно такой подход позволяет сохранить жизни и здоровье людей.
13 марта 2020 года в Рязани на улице Новоселов водитель иномарки насмерть сбил ребенка. Водителем оказался сын рязанского чиновника Сергея Филимонова. Согласно выводам независимого эксперта, автомобиль двигался со скоростью более 100 км/ч и не остановился, когда другие машины пропускали пешехода.
Как оказалось, жители микрорайона уже не первый год просят власти Рязани установить на этом месте светофор, а мэрия переносит вопрос снова и снова. Не исключено, что в конечном счете на опасном участке просто поставят забор и героически отчитаются о том, что «качественно обезопасили» еще одну улицу.
Михаил Агиров
Фото Марии Илларионовой
Также в тексте использовано фото с сайта Рязанской городской думы