В начале года была опубликована занимательная статистика: Рязань обогнала по высотности строительства жилых домов даже пятимиллионный Санкт-Петербург, заняв твердое второе место в рейтинге этажности новостроек после Москвы.
Общественность, как и полагается, не пришла к единому мнению, а потому продолжает спорить: мешают высотки историческому облику старого города или же вносят свежую струю в современную архитектуру Рязани? Добавляют городу инфраструктурных проблем, повышая плотность населения на отдельно взятых участках, или, наоборот, способны эти проблемы решить, избавляя город от древних трущоб? И наконец, безопасны ли высотные дома и удобно ли в них жить? Что же такое «рязанские высотки»: мода или жизненная необходимость, попыталась разобраться журналист портала YA62.ru.
— В Рязани, действительно, уже много высоток, за каких-то пять лет появились доминанты, которые прекрасно видны со всех въездов в город, — отметил директор ООО «ПИ «Промгражданпроект» Валерий Кираковский. — Рязань стала другой. Причем у нас высотки, и это довольно интересное явление, в основном, жилье. Но если мы возьмем опыт европейских стран, то увидим, что там наряду с жилыми домами строится много офисных высоток. У нас такого пока нет.
По мнению Кираковского, высотки — это не просто новая городская мода или необходимость. Сегодня именно высотой здания во многом определяется современный уровень жилья — не только по расстоянию от поверхности земли, но и по параметрам оснащенности и комфорта.
— Если раньше высотные дома были редкостью, то теперь каждая уважающая себя строительная компания хочет иметь в своем арсенале высотки, — уверен директор «Промгражданпроекта». — К тому же застройщику выгодно возводить высотные здания: чем выше дом, тем больше жилья на одной и той же площади земли.
Кроме увеличения прибыли, это означает, что при той же цене «квадрата» есть возможность больше потратить на отделку и инженерное оборудование. Другими словами, повысить класс жилья.
При этом Валерий Кираковский сразу отмечает, что в таком деле важно учитывать социальную сферу, подъезды к домам и парковки. Если рядом со «свечкой» или жилым комплексом есть поликлиника, школа и детский сад, значит, застройщик добросовестно и качественно подошел к созданию жилья.
На сегодняшний день около 40% территории Рязани застроено малоэтажным фондом, который за десятки лет так и не смог стать настоящей городской средой. Уровень обеспеченности социальными объектами низкий, сами дома и коммуникации — в плачевном состоянии.
По мнению экспертов, если бы сохранилась тенденция низкоплотной застройки микрорайонного типа 1960-1990 годов, то через 10-15 лет коммуникации во многих районах Рязани содержать стало бы просто не на что.
И здесь на помощь как раз приходит высотное строительство, которое становится для города экономически выгодным. Высокая плотность застройки приводит к увеличению загрузки электрических подстанций, газовых и водоснабжающих сетей, строительство или ремонт которых быстро окупается.
Расчеты показывают, что эффективность использования инфраструктуры при увеличении плотности застройки вырастает в несколько раз. Другими словами, это дает возможность снижения тарифов на содержание общедомового имущества для каждого конкретного жителя либо увеличение качества ЖКХ-услуг при том же уровне платежей.
Безусловно, отмечают специалисты, высотное строительство должно происходить в рамках комплексных проектных решений, обеспечивающих необходимое число парковочных мест, рекреационных территорий и объектов социальной инфраструктуры. Впрочем, это понятно и без экспертов.
Помимо социальной сферы, есть еще один, пожалуй, еще более важный критерий для современного жилья — его безопасность. Людям нужно знать, что их дом — это действительно их крепость. Строительные специалисты говорят, что современные высотки куда надежнее домов, построенных в середине и даже в конце прошлого века. Технологии шагнули так далеко вперед, что даже во время пожара спастись из 25-этажного здания проще, чем из «хрущевки».
— Сегодня здания строятся по высоким стандартам противопожарной безопасности, — отмечает Валерий Кираковский. — Во всяком случае, это должно быть так. В высотках есть эвакуационные лестницы с выходом наружу: если произойдет возгорание, то жильцы смогут покинуть дом без ущерба для себя.
Подробнее о системе безопасности современных высоток журналисту YA62.ru удалось узнать у начальника службы технического надзора компании «Зеленый сад» Андрея Лунина. Именно эта компания построила в городе первый дом класса «Антитеррор». По словам нашего собеседника, защита от большинства видов опасностей в таких домах является многоуровневой.
— Для примера возьмем противопожарный комплекс. В каждой квартире установлен датчик контроля газа, который перекрывает подачу в случае утечки и препятствует образованию опасной концентрации. Устройства электротехнической защиты не дают произойти пожару из-за короткого замыкания. Если возгорание по какой-то причине все же произошло, то на него среагируют датчики пожарной сигнализации, установленные в квартирах, коридорах, лифтовых холлах. Тревогу можно подать и самостоятельно, нажав соответствующую кнопку. При этом активируется система пожаротушения: насосы начинают подавать воду в гидранты, расположенные на каждом этаже. Лифты спускаются на первый этаж и открывают двери, чтобы исключить опасность для пассажиров. На этаже, откуда поступил сигнал тревоги, открывается заслонка системы дымоудаления, а установленные на крыше мощные вентиляторы вытягивают дым, позволяя людям безопасно эвакуироваться. Прибывшие по сигналу тревоги пожарные машины могут подключиться к гидрантам, выведенным наружу дома.
Опасности различного толка зачастую исходят от посторонних лиц, поэтому много внимания уделено «работе с посторонними». Чтобы не допустить их в дом, установлена система доступа по отпечатку пальца, видеодомофон, электронные замки на переходных площадках, датчики взлома входной двери в каждой квартире. Внутренние помещения и придомовая территория находятся под круглосуточным видеонаблюдением. Если злоумышленник все же оказался внутри — то тревожные кнопки в каждой квартире позволяют вызвать охрану. Помощь прибудет в течение полутора минут — благодаря тому, что пост находится прямо на территории комплекса. Да и в лифте жители дома не рискуют застрять во время отключения электроэнергии: он доедет до этажа, откроет двери и выпустит пассажиров.
Чего у высоток точно не отнять, так это шикарных видов с верхних этажей. А еще есть мнение, что выше десятого этажа воздух становится чище: уличная пыль и смог туда уже не поднимается. Возможно, этот факт тоже сказывается на желании рязанцев приобретать квартиры на верхних этажах.
— Если роза ветров не приносит в вашу сторону выбросы с заводов, то теория действительно верна: чем выше — тем чище, — подтверждает Валерий Кираковский. А на практике жильцы замечают, что вверху и выбросы сдувает быстрее, так что, как ни крути, по этому параметру высотки выигрывают.
Директор «Промгражданпроекта» тоже констатирует, что сегодня многие покупатели квартир хотят жить повыше. Раз в Рязани строится столько высотных домов, значит, на них есть реальный спрос у населения.
— Высокоэтажное строительство — это современный тренд. Готова ли к нему Рязань? Это вопрос открытый. Мало дом построить, его ведь нужно потом еще и эксплуатировать. Здесь должны быть готовы управляющие компании. Через какое-то время, хотим мы этого или нет, в высотках придется делать ремонт, менять оборудование. Как ремонтировать фасад 25-этажного дома, в Рязани знают? А мыть витражные окна на такой же высоте? Город в этом вопросе ждет колоссальная работа в будущем.
— Высотное жилье будет строиться всегда, — подытожил Кираковский. — Может быть, в меньшей степени, но будет. Возможно, в Рязани скоро появятся первые бизнес-высотки. Облик Рязани изменился. Кому-то это нравится, кому-то нет. Я еще к нему просто не привык.
С высоты на Рязань посмотрела Дарья Копосова