Соседи. Липецк: деньги есть – ума не надо
Липецк – город молодой и двуликий. Основанный в начале XVIII века как металлургический завод, уже в XIX веке он полностью потерял свое промышленное значение и развернулся ровно на 180 градусов, став минеральным курортом – российским Спа. Но XX век вернул город к корням, и после основания Новолипецкого металлургического комбината Липецк от промышленной ориентации уже не отходил, окончательно превратившись из Спа в центральнороссийский Челябинск.
Шестая серия проекта Соседи посвящена самому южному и самому индустриальному рязанскому соседу.
Рязанский след
Липецк возник в те времена, когда Рязань из столицы квазигосударства уже давно перешла в разряд провинциальных городов. Основания Липецка где-то на самых южных границах некогда большого и мощного Рязанского княжества рязанцы, вероятно, и не заметили. А «столкнулись» два города только в середине XX века, когда советская власть решила из набравшего силу промышленного Липецка, который никогда до этого не был центром губернии, сделать областную столицу. Именно тогда было принято решение отдать в новообразованную Липецкую область ряд рязанских городов – Чаплыгин (он же Раненбург), Данков, Лебедянь. Всего в новый субъект РСФСР вошли аж 10 районов из Рязанской области.
Обижаться на такое решение Москвы нам, рязанцам, вряд ли стоит. Быстрорастущий Липецк рано или поздно все равно бы перехватил у Рязани эти окраинные для нее города и забрал в сферу своего влияния. Административные границы лишь ускорили и узаконили этот процесс.
Есть в Липецкой области и другой древний и легендарный город, который ранее находился в составе Рязанского княжества, – это Елец. Однако со своим южным форпостом Рязань рассталась намного раньше XX века, а в Липецкую область Елец был «командирован» уже из Орловской.
Что касается современных связей двух городов, то меня удивила представленность рязанского бизнеса в Липецке. Я заметил как минимум три «рязанские» вывески – это «Рязаньвест», «Автоимпорт» и «КухниСпаркс». В других городах такого рязанского бизнес-представительства я не видел.
Другим связующим звеном двух городов довольно неожиданно стал рязанец Александр Шерин, который прямо сейчас претендует на пост губернатора Липецкой области. Учитывая количество баннеров с Шериным на улицах Липецка и уже устоявшийся тренд на голосование «за кого угодно, лишь бы не из «Единой России», у рязанского ЛДПРовца появляются определенные шансы.
*На момент публикации материала уже известно, что Шерин не прошел «муниципальный фильтр» и до выборов не допущен. А это означает только одно – действующие «единоросские» власти Липецка рязанского политика сильно испугались.
Ликвидация троллейбуса и трамвайный геноцид
Транспортная система Липецка – явление для городов-участников проекта «Соседи» абсолютно уникальное. Поэтому начинаем знакомство с городом именно с нее.
Во-первых, Липецк – это единственный город среди наших соседей, в котором нет троллейбуса. Вернее, еще два года назад он существовал, но потом как-то весь закончился. Остатки контактной сети пока еще можно встретить в самых разных районах города.
От себя могу сказать, что уничтожение такого надежного и экологичного транспорта, как троллейбус, – не что иное, как прямое вредительство, показывающее некомпетентность липецких властей.
Другим свидетельством той же самой некомпетентности можно считать планомерное закапывание в могилу трамвая, которое происходит в Липецке уже с десяток лет. Не самые умные чиновники ради одной-двух дополнительных полос для автомобилей уже сняли трамвайные пути с большинства центральных улиц – Гагарина, Плеханова, Первомайской, Петровского моста.
Что они получили взамен: избыточно широкие шести-, восьмиполосные ревущие трассы посреди города, снижение провозной способности улиц в разы (напоминаю, что трамвайная линия в сравнении с автомобильной полосой способна вывозить на порядок больше людей за единицу времени). Кроме того, они стимулировали дальнейшую автомобилизацию и как следствие – усугубление пробок и загазованности, сделали улицы города опаснее (разделительная полоса в виде трамвайной линии всегда способствует безопасности пешеходов и успокоению автомобильного трафика), ухудшили транспортные связи.
Судя по состоянию рельсов и контактной сети, а также подвижного состава, жить остаткам липецкого трамвая осталось несколько лет. Почти уверен, что власти Липецка не будут просто так объявлять о закрытии трамвайного движения (это может вызвать протесты горожан), они просто подождут какой-нибудь катастрофы, вызванной наплевательским отношением к трамвайной инфраструктуре, – выброса рельса, например, или схода вагона с путей. Тогда можно будет с легким сердцем объявить всем, что трамвай опасен для жизни липчан, и наконец полностью расправиться с ненавистным электротранспортом.
Такая политика мэрии напоминает тактику мелкого бизнесмена, торгующего скоропортящимся товаром, – когда важны лишь сиюминутная выгода и желание быстрее все распродать. Казалось бы, руководство полумиллионным городом предполагает игру вдолгую, просчитывание последствий на многие годы и десятилетия вперед. Но нет, липецкие власти руководят городом исходя из сиюминутных соображений. Чиновники понимают, что здесь и сейчас им выгоднее автобусы, забывая о том, что в долгосрочной перспективе служащие по 50 лет, надежные, предсказуемые, редко попадающие в аварии, суперэкологичные и (при должном обособлении и ремонте путей) скоростные трамваи – вещь на порядок более выгодная, чем автобусы. Последние исследования показывают, что себестоимость поездки одного пассажира в трамвае на 40% меньше, чем в автобусе.
То есть сиюминутная экономия обернется для Липецка десятилетиями убытков.
Автобусный зоопарк
Вторая часть транспортной уникальности Липецка заключается в полном отсутствии маршруток. И это несомненный плюс. Более того – даже ПАЗиков тут почти нет.
Липецк – город «панавтобусный». Количество полноразмерных автобусов на улицах просто удивляет. Порой они выстраиваются у остановки вереницей по пять-шесть штук, как у нас в Рязани маршрутки.
Подвижной состав здесь самый разнообразный: старые ЛиАЗы-5256 и не менее древние «Мерседесы» с немецкими надписями соседствуют со свеженькими газовыми «Волгабасами» и даже электробусами этой же марки.
Электробус, который не смог
На одном из липецких электробусов, следующих по маршруту №33, я и решил прокатиться. Сразу отмечу, что липецкие электробусы принципиально отличаются от московских. Они не подзаряжаются по 20 минут на конечных остановках, а функционируют по принципу мобильного телефона. То есть всю ночь заряжаются в парке, а затем целый день ездят по городу, расходуя заряд.
Машина, на которой ехал я, «продержалась» четыре остановки и, едва переехав Петровский мост, благополучно сломалась. Женщина-водитель попросила всех покинуть салон, пообещав «посадить на следующий автобус».
Что-то мне подсказывает, что трамвай или троллейбус, которые убрали с Петровского моста (а в случае с троллейбусом – вообще из города), довезли бы меня до нужной остановки и не сломались на полпути. Но в Липецке предпочли слепо довериться непроверенной новинке, заблаговременно уничтожив всё надежное и испытанное временем.
Пешеход, страдай!
Через все материалы цикла «Соседи» красной нитью я провожу мысль, что российские города для пешеходов не то что не приспособлены, они их ненавидят. Но ни в одном городе я не встречал такой жести, как в Липецке.
Западная урбанистика, которая, сразу скажем, не возникла на пустом месте в головах городских фриков, а является результатом десятков лет наблюдений, проб, ошибок и исследований, так определяет список приоритетов для муниципальных властей: на вершине царь и бог любого города – пешеход, он всегда и везде главный; на второй ступеньке «пьедестала» – велосипедист; на третьей – общественный транспорт и его пассажиры; затем двигающийся автомобиль и, наконец, в самом подвале городской «пищевой цепочки» находится припаркованный автомобиль.
В Липецке же этот классический список приоритетов перевернут с ног на голову. В абсолютном почете здесь находятся стоя́щие машины. Как результат – в центре города запаркован каждый свободный клочок земли: тротуары, обочины, пешеходные переходы.
При этом ни о какой платной парковке здесь не слышали. Наоборот! В центре города расположен здоровенный пустырь с огромным баннером «БЕСПЛАТНАЯ ПАРКОВКА». Велкам, как говорится!
А вот пешеход в Липецке подобен крысе. Он находится на самой низшей ступени пирамиды и вынужден прятаться, передвигаться перебежками, постоянно вертя шеей на 360 градусов. Хотя самым надежным вариантом для липчанина, не обладающего личным автомобилем, видится сидение в норе, пардон, в квартире.
Самой яркой иллюстрацией приоритетов липецких властей является вот это фото. Думаю, в дополнительных комментариях оно не нуждается.
Визитной карточкой ненависти липецких чиновников к пешеходам являются «утопленные переходы». Это когда, подойдя к перекрестку и желая просто перейти проезжую часть, ты вынужден сворачивать и идти в глубь улицы метров на 50–100, переходить дорогу, а после этого возвращаться. И так на каждом перекрестке. В итоге за получасовую прогулку может накопиться «излишек» в километр.
В этом смысле классикой липецкого градостроительного идиотизма следует признать перекресток улиц Циолковского и Терешковой. Здесь переход «утоплен» более чем на 200 (!) метров. Конечно же, дураков делать крюк в полкилометра в Липецке совсем мало, поэтому тут «наглыми нарушителями» протоптана хорошая такая народная тропа.
Кстати, к ТЦ «Малибу», который располагается на противоположной стороне, тоже просто так не перейдешь, надо делать петли в сотни метров длиной.
Еще одной фишечкой Липецка, очевидно доставшейся городу в наследство от Советского Союза, являются подземные переходы через двухполосные дороги. И ведь, вместо того чтобы просто закопать эти недоразумения и сделать вместо них обычные наземные переходы, которые требуют на обслуживание три копейки, местные власти продолжают сохранять эти бессмысленные, да еще и сосущие деньги из бюджета сооружения.
Быстрее, шире, опаснее!
Про страсть липецкой мэрии к расширению дорог я уже вскользь упоминал. Именно она погубила уже половину трамвайной сети города. Но, если вы считаете, что на этом горе-чиновники остановились, я вас огорчу.
Прямо сейчас идет дорогущая, но при этом однозначно вредная для города реконструкция проспекта Победы, которая предполагает расширение проезжей части до шести полос. Жители близлежащих домов, а также липецкие активисты раскритиковали этот проект, в том числе из-за резкого повышения шумового загрязнения, однако на их мнение попросту наплевали.
Объяснять чиновникам, которые живут градостроительными представлениями 50-летней давности, что расширение дорог только ухудшает ситуацию с дорожными заторами, можно приблизительно с тем же успехом, как убеждать жителя XV века, что Земля круглая и вращается.
На самом деле среди урбанистов в ходу еще более точная метафора, описывающая «ликвидацию» пробок путем расширения дорог. Этот процесс сравнивают с борьбой с ожирением методом ослабления ремня на брюках. На некоторое время и правда становится легче, но, увы, ненадолго. Уже через пару месяцев проблема принимает еще большие масштабы.
А ведь единственно верное решение – просто сесть на диету. В случае с городами «голодание» предполагает, наоборот, сужение проезжей части, введение выделенных полос для общественного транспорта, запуск новых линий трамвая и троллейбуса, организацию повсеместной платной парковки. Не верите, что получится? Съездите в Барселону, Берлин, Вену и в сотни других европейских городов и убедитесь воочию.
Богатые дураки
Липецк – город, мягко говоря, не бедный. Это видно по качеству дорог, по «мегапроектам» типа расширения проспекта Победы и даже по гранитным бордюрам. Много вы видели в Рязани не бетонных, а именно гранитных бордюров? Лично я такой элемент шика замечал только в Москве.
Очевидно, многочисленные промышленные предприятия и, главным образом, металлургический монстр НЛМК, дают в бюджеты города и области хорошие деньги, которые из-за архаичности мировоззрения чиновников тратятся на проекты, убивающие город. Хотя, если бы к власти в Липецке пришли люди умные и прогрессивные, здесь бы и трамвай зацвел, и троллейбус не был угроблен, и улицы превратились из дорог смерти в приятные пространства, на которых удобно и безопасно всем – пешеходам, велосипедистам, пассажирам общественного транспорта и автовладельцам.
В этом смысле нищей побирушке Рязани несказанно повезло – местным столь же «умным» чиновникам просто никогда не хватит денег на такие идиотские проекты. В общем, бедный дурак всегда намного безобиднее дурака при деньгах.
Позитив
Не думайте, что в Липецке совсем нет ничего позитивного. Например, скверы и парки здесь на порядок ухоженнее, чем в Рязани.
Правда, ни одного по-настоящему крутого и современного общественного пространства, как в соседней Туле, тут нет. Даже недавно реконструированный сквер «Липецкое городище» весьма далек от этого.
Кроме того, в Липецке очень интенсивно идет дальнейшее благоустройство общественных пространств. По всему центру что-то копают, строят, приводят в порядок. В «Новогодней столице-2020» Рязани, как мы помним, к благоустроительным работам должны приступить к концу августа, то есть где-то за месяц до первого снега.
Нельзя не отметить очень популярный среди липчан Парк Победы. Каких-то откровений в области благоустройства здесь нет, однако хвойные деревья в сочетании с неширокими дорожками, детскими площадками из дерева, уютными беседками, фонтанами делают это общественное пространство очень приятным для прогулок.
В Липецке очень опрятный городской пляж. Он располагается на реке Воронеж и, конечно, не идет ни в какое сравнение с нашим заросшим и грязным, лет пять не видевшим свежего песка Орешком.
Я раскритиковал липецкий подход к безопасности пешеходов, но при этом именно здесь мне впервые среди всех городов-соседей встретились не оставшиеся с советских времен, а именно свежеобустроенные островки безопасности. Их совсем мало, но они существуют и значительно снижают риски для пешеходов быть сбитыми, а для водителей – на пару лет отправиться в колонию-поселение.
Уверен, в Рязани чиновники от мэрии и ГИБДД даже не слышали о таком понятии, как островок безопасности. А если и слышали, то вряд ли представляют, для чего он нужен.
Ну и самая главная позитивная сторона Липецка, особенно по сравнению с Рязанью, Тамбовом, Пензой, Тулой, – здесь чисто и не пыльно.
P. S.
Комфортнее ли Липецк, чем Рязань – вопрос дискуссионный. Да, в Липецке нет маршруток, дороги ровные, улицы чистые, парки ухоженные. Но хотелось бы мне здесь жить? Однозначно нет. В городе почти нет целостной исторической застройки, уютных улиц, просто прогуляться по Липецку – уже настоящее испытание. Плюс местные власти взяли четкий курс на дальнейшую дегуманизацию городской среды, а значит, с годами все будет только хуже. Одним словом, в проекте «Соседи» образовалась первая ничья.
Вердикт
Жить в Липецке не комфортнее, чем в Рязани.
Липецк. Краткая информация
Дата основания: 1709 год.
Численность населения: 509 735 жителей.
Площадь: 330,2 кв. км.
Расстояние от Рязани (по прямой): 224 км.
Расстояние до Москвы: 371 км.
Глава администрации: Евгения Уваркина (в должности с апреля 2019 года).
Цена проезда в муниципальном транспорте: 24 рубля (19 рублей – по транспортной карте).
Цена проезда в коммерческом транспорте: 24 рубля (19 рублей – по транспортной карте).
Большой фоторепортаж из Липецка доступен по ссылке. Следующий материал цикла будет посвящен Владимиру.
Текст и фото: Александр Мойсеюк