Карантин, который нельзя называть. Репортаж из Заокского
В среду, 8 апреля, с не самого раннего утра на въезде в рязанские села Заокское и Коростово развернулся пропускной пункт и штаб по борьбе с коронавирусной инфекцией. Накануне появилась информация о том, что в этих селах зафиксирована вспышка COVID-2019, и губернатор Рязанской области спешно ввел строгие ограничительные меры, которые, впрочем, все так же нельзя называть карантином. Журналист YA62.ru отправилась в Заокское и Коростово, поговорила с местными жителями и понаблюдала, как работает вновь развернувшийся пропускной пункт.
Несмотря на распространенное мнение о том, что «село просыпается рано», в Заокском с первыми лучами солнца мало кого можно встретить. Разве что пару пассажиров, спешащих на первый рейсовый автобус, который из-за режима повышенной готовности сменил расписание и стал ездить еще реже. Местные еще не знают, что с 9 апреля на две недели общественный транспорт вообще перестанет ходить в их села.
Единственная живая душа — девушка в маске на остановке. Она не уверена, что автобус придет, но на всякий случай пришла пораньше.
— Я приехала к маме вчера вечером, как только узнала, что Заокское могут закрыть, — объяснила рязанка. — Привезла ей лекарства. Сейчас вот жду автобус, чтобы уехать в город, на работу. Я вообще здесь не живу постоянно, только к маме езжу.
Девушка отметила, что по поводу «карантина, чье имя нельзя называть» в деревне никто не знает. Потому что не объявляли и до населения не доносили.
— Вчера только волонтеры ходили по домам, всех переписывали, температуру мерили, — отметила рязанка. — Если честно, я не знаю, как запрет въезда и выезда из этих населенных пунктов повлияет на жизнь людей. Потому что никогда подобного не было. Скажу только, что здесь нет аптек. Но есть магазины.
Первый автобус из Коростова добрался до остановки и увез девушку в Рязань. Путь из Заокского в это время еще не был перекрыт.
Проезжая мимо домов в Заокском и Коростове, можно заметить, что практически везде во дворах «припаркованы» тележки с бочонками — это молоковозки. У многих жителей есть свои подсобные хозяйства, а потому эти места можно назвать молочным краем. Не зря именно здесь уже несколько лет подряд проводится летний фестиваль молока «За Окой пасутся Ко». Впрочем, по мнению некоторых местных жителей, именно молочный бизнес стал причиной вспышки коронавируса в этих селах.
— Люди ездят продавать молоко в Москву, — рассказывает местная жительница. — И когда началась эпидемия, это их не остановило. Как ездили, так и продолжали ездить. Потому что для многих это единственный заработок, а место на московских точках никто не хочет терять, один раз не приедешь, и уже сложно будет вернуться.
К тому моменту, когда штаб в поле у Заокского начал формироваться, из села выехали все, кому нужно было на работу. Поэтому и вступление постановления главы региона в силу с 9:00 было по факту весьма условным: никто не торопился останавливать автомобили, ни на въезд, ни на выезд из населенных пунктов.
На место прибыли сотрудники полиции и МЧС, а также представители правительства Рязанской области и администрации Рязанского района. В поле возле возводимой силами сотрудников МЧС палатки штаба собрались «первые лица» некарантинного события и начали изучать план местности, чтобы решить, где и сколько пропускных пунктов нужно будет поставить, чтобы максимально контролировать ситуацию. В итоге пришли к выводу, что главный пропускной пункт будет на въезде в Заокское. Здесь расположится штаб дезинфекции, который будет обрабатывать людей и машины специальными средствами. Еще несколько пунктов разобьют на дорогах в Коростове и Шумаши, а также перекопают грунтовые дороги через поля, чтобы местные жители не искали «лазейки».
В ходе обсуждения собравшиеся поняли, что совсем забыли о водной границе населенных пунктов, и о том, что местные жители, имея в хозяйстве не только машины, но и плавсредства, могут, что называется, уйти по воде. Приняли решение, что проблему надо решить.
Кроме того, совещательная группа решила, что машинам, которые будут иметь право въезда/выезда на территорию населенных пунктов, неплохо бы помимо уже имеющихся пропусков выдать еще один — особенный: с надписью «Заокское» и печатью главы Рязанского района. На вопрос журналистов о том, кто же будет удостоен таких пропусков, ответила первый зампред правительства Рязанской области Анна Рослякова.
— Въезд и выезд будет запрещен всем, — отметила Рослякова. — Исключения касаются только медиков, сотрудников правоохранительных органов, МЧС, представителей ряда предприятий, которые работают на территории сел, а также пропуска будут выданы машинам, которые доставляют продукты в магазины.
При этом зампред подчеркнула, что все машины, которые уже успели выехать из населенных пунктов до момента развертывания пропускного пункта, конечно же, пустят обратно. Но вот завтра — 9 апреля — простых граждан за пределы КПП уже не выпустят. Общественный транспорт тоже перестанет курсировать до 22 апреля.
При этом, как выяснилось в ходе беседы с первым зампредом, запрет на выезд весьма условный: если очень надо — то можно. Основной упор идет на совесть местных жителей и их ответственность перед согражданами. Чем же еще оперировать чиновникам, когда им отказано в формулировке «карантин»?
— Это комплекс ограничительных мероприятий, которые направлены на стабилизацию санитарно-эпидемиологической ситуации в данных населенных пунктах, — подчеркнула Рослякова. — Мы не используем в данном случае слово «карантин» и формулировку «ЧС». В любом деле принимаются меры, адекватные ситуации. Поэтому при каждой попытке выехать за пределы населенного пункта полиция будет разбираться, с какой целью житель хочет покинуть село.
Правоохранительные органы и представители власти с пониманием относятся к данной ситуации, но людям нужно взять ответственность не только за свою безопасность, но и за безопасность окружающих их людей.
Многие жители Заокского и Коростова работают в Рязани, и объяснить своим работодателям тот факт, что их не выпускают из дома, зачастую бывает сложнее, чем это кажется рязанскому правительству. Анна Рослякова подчеркнула, что пожаловаться на работодателя, который не вошел в положение своего сотрудника, можно на горячую линию министерства труда и занятости населения, а также в трудовую инспекцию.
За то время, пока журналист YA62.ru находилась на месте событий, сотрудники полиции, работавшие на пропускном пункте, не развернули ни одну машину. Однако останавливали, по возможности, всех, кто проезжал мимо. Полицейские проводили с жителями беседу и рассказывали о введенном «комплексе ограничительных мер», а также собирали подписи в подтверждение того, что люди эту информацию усвоили.
По словам зампреда правительства, в полную силу процесс обещает заработать спустя сутки.
Кроме того, в Заокском и Коростове будет регулярно дежурить полиция, волонтеры и работать дезинфекция общественных пространств. С «нарушителями режима» и теми, кто рискнет сходить в магазин больше трех раз в неделю, будут вестись разъяснительные беседы.
Впрочем, пока что местные жители не сильно озабочены сложившейся ситуацией. Многие уверены, что развернутый у дороги оперштаб — это так себе препятствие для выезда из сел.
Большой фоторепортаж смотрите по ссылке.
Дарья Копосова