11 ноября 2020, 13:06 22030

Без моста и жизнь не та. Кому в Рязани нужна вторая переправа через Оку?

Без моста и жизнь не та. Кому в Рязани нужна вторая переправа через Оку?

Все началось в июне. Когда губернатор Рязанской области Николай Любимов в ходе совещания с заместителем председателя правительства России Маратом Хуснуллиным попросил денег на строительство второго моста через Оку в Рязани. Свою просьбу глава региона обосновал по-чиновничьи логично: нынешний мост не справляется с количеством машин, поэтому нужен еще один. Стоимостью порядка 7 млрд рублей.

Ну, как такому отказать? Интересно, что при наличии множества иных дорожно-транспортных проблем в Рязани, которые не решаются годами, о строительстве моста заговорили внезапно и продуктивно. Уже сейчас на сайте госзакупок выставлен тендер на 99 млн рублей тому, кто лучше других сможет обосновать необходимость этой конструкции. Журналист YA62.ru поговорила с рязанцами — пешеходами, автолюбителями, градозащитниками и архитекторами, разбираясь, кому может быть выгодно строительство второго моста через Оку, и нужна ли Рязани эта стройка вообще.


Позитивное большинство

В рамках подготовки материала на тему строительства второго моста через Оку мы опубликовали опрос в нескольких пабликах в соцсети «ВКонтакте». Голоса рязанцев в обоих случаях распределились в соотношении примерно 5:1 в пользу строительства. В группе «Подслушано в Рязани» проголосовали 845 человек, и из них 77,75% высказались за стройку века. В группе портала YA62.ru в опросе приняли участие 210 человек, 79,05% из которых считают, что второй мост нужен.

Противники стройки в меньшинстве, однако именно они заставили министерство транспорта Рязанской области наконец внятно объяснить, зачем второй мост через Оку нужен городу.

«Для нашего региона мост-дублер через Оку крайне необходим. Планируется, что новый мост соединит северную часть области с областным центром, с центральной и юго-западной частями области, обеспечит более удобный выезд во Владимирскую и Нижегородскую области», — ответило людям министерство спустя полгода после принятия губернатором решения строить мост.

К тем рязанцам, которые не видят острой необходимости в строительстве, относится историк и краевед Александр Дударев. Он отмечает, что с городским трафиком вполне можно справиться и одним мостом, а запрашиваемые на стройку деньги гораздо нужнее для ликвидации других «больных точек», коих в регионе предостаточно.

— Отношение к строительству моста двоякое, — замечает Дударев. — Например, пробки на существующем мосту и дороге к нему носят сезонный характер, либо выходные, либо летние месяцы. Может, стоило бы рассмотреть вариант с реверсивной полосой в центре, которая регулировала бы трафик в зависимости от ситуации. Постройка нового моста в районе Дядькова проблемы с пробками не решит, так как туда все равно ведет относительно узкая дорога, а новый мост может создать пробки уже на новом месте. Причем расположенный там новый мост поведет на дорогу Мурмино — Спасск-Рязанский, а там снова дорога по одной полосе в каждую сторону.

А уж про то, в какие денежные расходы выльется эта новая стройка, — даже и думать не хочется, ведь на озвученные 6,6 млрд рублей сколько километров дорог можно было бы отремонтировать по всей области? Я думаю, строить мост целесообразнее не так далеко за городом, а по примеру Нижнего Новгорода, у них через Оку на расстоянии в 3 км — три моста. Понятно, что у них Ока течет в центре города. Но у нас второй мост был бы логичнее в районе Канищева или Борок, чтобы людям не приходилось проезжать через весь город.

Фото 1 Солотчинский мост Рязань.JPG


Мост — к пробкам в городе

Своего категорического «за» идее строительства второго моста не отдает даже яркий представитель автомобильного сообщества, руководитель рязанского автомобильного сообщества «Подслушано у водителей Рязани» Георгий Парублев. Он отмечает, что в идеальном городе здорового человека второй мост был бы не лишним, но в случае с неразвитой несовременной дорожной сетью Рязани — это тупиковая ветвь эволюции. И при «кривом» исполнении проекта мост не «разгрузит» город от пробок, а напротив — усугубит ситуацию.

— В настоящий момент Солотчинский мост территориально находится примерно посередине Рязани и работает на владимирское направление, — рассуждает Парублев. — Вопрос в том, какие задачи будет решать второй мост? Если это в первую очередь транзит транспорта со стороны Москвы с трассы М5 на то же владимирское направление, то логично было бы построить его, не доезжая до Рязани, — в районе Константинова, чтобы весь транспортный поток не заезжал в город. Опять же, я считаю, что прежде, чем строить новый мост, неплохо было бы сперва разобраться до конца с ремонтом Солотчинского моста, доделать его по-хорошему. Но, самое главное, Рязани нужен не просто один новый мост, а целая сеть правильно спроектированных транспортных коммуникаций. То есть решать проблему пробок в городе нужно комплексно. Сейчас дорожная сеть не справляется с потоком машин, Канищево в пробках, Дашки — в пробках. Хочу напомнить, что сегодня весь мир старается убрать машины из городов — сделать дороги поуже, а зеленые зоны пошире. Это необходимо для безопасности людей, в первую очередь — пешеходов. Что нужно делать, чтобы люди переставали пользоваться личным автотранспортом и пересаживались на общественный? Нужно, чтобы ездить на машине в городе стало невыгодно. Но, зная российские и рязанские реалии, мне кажется, что решать проблему пробок и загруженности дорог комплексно у нас не будут. Поставят огромный неудобный мост и еще сильнее забьют город пробками, а потом, чтобы разгрузить их, перепашут Рязань магистралями.

Фото 2 Машины на Солотчинском мосту.JPG


Уши застройщиков

Градозащитник и представитель Всероссийского общества охраны памятников культурного наследия России Игорь Кочетков категорически против строительства второго моста в Рыбновском районе. Он считает, что возведение такого объекта инфраструктуры потянет за собой стихийную застройку, что, можно сказать, уничтожит Есенинскую Русь. При этом градозащитник не отрицает, что та же участь может постигнуть всю территорию по ту сторону Оки — до самой Солотчи.

— Сегодня Солотча и все леса по ту сторону Оки для рязанцев единственная возможность выехать на природу в относительной близости от города, — отмечает Кочетков. — Там еще можно дышать свежим воздухом. Строительство второго моста — важная инициатива. Но, главное, чтобы она не принесла с собой желание застройщиков освоить территорию до Солотчи. Это отразится на экологии города катастрофически.

Кочетков подчеркивает, что идею строительства второго моста через Оку он обсуждал с коллегами, в том числе и с градозащитником Андреем Петруцким. Вместе они пришли к следующим выводам. 

— Если мост где и строить, то только в районе Вышгорода, с выходом к трассе М5. При строительстве второго моста необходимо учитывать не только близость к Рязани, но и возможность нанести как можно меньший вред экологии. Плюс логично было бы предусмотреть в проекте еще и строительство железнодорожного моста. Почему второй мост нужен? Стратегически, изначально, если старые истории брать, то в случае военных действий трассу от Шумаши до Солотчи предполагалось использовать как взлетно-посадочную полосу. Конечно, с такой автомобильной загруженностью, как сейчас, это невозможно. Кроме того, если мыслить логически, в любом здоровом организме функции дублируются — две руки, две ноги. Городу нужно два моста, потому что, если что-то непредвиденное случится, Рязань встанет.

Никто из собеседников YA62.ru не взялся сказать точно, что такая внезапная идея строительства второго моста — лобби рязанских застройщиков. При этом один из спикеров отметил, что наивно было бы предполагать, будто такой масштабный и дорогостоящий проект будет строиться в пустыню, где никто не живет.

Безусловно, новый мост даст путь застройщикам в новые земли. Вопрос лишь в аппетитах последних. Если есть хоть небольшая вероятность того, что за строительством нового моста торчат уши рязанских строительных компаний, то не пройдет и пяти лет, как в подтопляемой пойме Оки начнут возводить 25-этажные «человейники».

Фото 3 Заливные луга Оки.JPG


Без плана

Сегодня сложно представить цивилизованный современный город, власти которого просто по собственному желанию что-то возводят и расширяют. В нормальных городах проблемы решаются с помощью комплекса мер. Но не в Рязани.

В Рязани чиновники вообще стараются не посвящать жителей города в свои гениальные решения. Подтверждение тому — отсутствие нового Генерального плана города, когда срок годности старого почти истек.

— Второй мост Рязани нужен, — говорит архитектор Илья Стюхин. — Не оценивая технические параметры и то, сколько это будет стоить. Просто наличие всего одного моста через такую крупную реку — не совсем надежно. Например, в ситуации с ремонтом недоступно просто решение с полным перекрытием движения. А это позволило бы провести работы быстрее, качественнее и дешевле. Второй важный момент — развитие города в целом, и хотелось бы, чтобы транспортные проекты находили отражение в Генеральном плане. Действующий документ был рассчитан до 2020 года, то есть сейчас идет последний год его функционирования. Несмотря на то, что Генплан Рязани постоянно подвергался изменениям, лучше иметь хотя бы такой, чем не иметь вовсе. На данный момент мы не знаем, что происходит с Генеральным планом, не знаем, есть ли увязка нового моста с планами развития города. При этом это уже третий транспортный проект, который нам предлагают обсудить. Вполне возможно, что на высших уровнях все продумали и проект моста прекрасно и логично сочетается с Генпланом. Но нас, как жителей, в это не посвящают. Могу только отметить, что в тендере на обоснование строительства моста достаточно полно изложена структура проекта: три варианта с различными местами размещения и транспортным моделированием. Однако, исходя из чего будет делаться транспортное моделирование, можно судить только по Генплану. А его у нас перед глазами нет.

Говоря о том, что строительство моста — это уже третий проект министерства транспорта, архитектор имеет в виду еще отложенное на неопределенный срок из-за отсутствия денег продолжение Северного обхода и очевидно вредный для города проект хорды, связывающей в один транспортный узел Северную окружную дорогу, Московское и Михайловское шоссе. Второй проект, как и строительство нового моста, был популяризирован усилиями губернатора Любимова.

Фото 4 Населенные пункты за Окой.JPG

Ни одна из перечисленных транспортных инициатив не была реализована, и об успехе многомиллиардного моста через Оку тоже рано говорить.

Искала логику Дарья Копосова

Подписывайтесь на крупнейший новостной Telegram-канал Рязани!
Архив новостей