Город Рязанская земля Затерянная Рязань. Царь горы

Затерянная Рязань. Царь горы

«Какая дерзость и бесстыдство! — сплетничали столичные барыни. — Называть этим именем незаконных детей! Тебе, конечно, известно, что по-гречески имя это значит «Богом дарованный». Вот до чего мы дожили!».

Виновником его рождения называли императора Александра I, а на похоронах нашего героя присутствовал лично император Николай II. Всю свою жизнь он занимался социальной благотворительностью, строил школы и больницы, жертвовал деньги на создание приютов, давал людям работу. Он отменил крепостное право задолго до того, как это стало «мейнстримом», а позже оставил в дар своим крестьянам практически все принадлежавшие ему земли, не желая стеснять людей переселением. Свой уголок счастья он нашел на краю Шацкого уезда, у берегов Цны, на горе, напоминающей бычью спину. Там он построил деревянную усадьбу, не сравнимую по своей причудливой архитектуре ни с чем.

Команда YA62.ru отправилась на Быкову гору в усадьбу Эммануила Нарышкина, чтобы рассказать вам о Рязани затерянной, но еще не потерянной бесследно.

Сказать по правде, мы уже бывали на Быковой горе. Этот случайный поворот не туда произошел два года назад, летом, когда мы искали путь к деревне-половинке Свеженькой. Подъехав к деревянной усадьбе, поросшей непроходимыми кустами и крапивой, и поняв, что здесь дорога заканчивается, мы положились на длительность светового дня и зашли в гости.

Крепкое деревянное строение с причудливой галереей между зданиями, похожей то ли на архитектуру стим-панка, то ли на локацию компьютерной игры с атмосферной отечественной тоски, пугало нас привидениями на стенах и скрипучими полами. А мы сделали селфи с загадочными обитателями дома и отправили их главному редактору с подписью: «Саша, мы в порядке!».

К слову, до Свеженькой в тот день мы так и не доехали. Но решили, что обязательно должны вернуться на Быкову гору, чтобы написать о ней.

Фасад усадьбы на Быковой горе

На той горе — одна достопримечательность. А из местных жителей — и вовсе никого. Вокруг усадьбы Нарышкина разбросаны тут и там ухоженные домики с небольшими огородами, но людей здесь не сыскать и днем с огнем. Обойдя небольшие владения вокруг и выйдя за пределы имения, оказываемся в соседней Николаевке, которую непосвященный люд от самой Быковой горы и не отличит. Разве что здесь жизни больше.

— Это чего же, вы меня снимать что ли будете? — местный мужичок, то ли быковский, то ли николаевский, отворачивается от прицела фотокамеры. — Снимать не надо, а то я вам ничего не расскажу. Хотя я больно-то ничего и не знаю, только то, что мне мамка рассказывала. Она здесь с детства самого жила, и любила собирать историю здешних мест. Что-то в книжках читала, что-то у старожилов спрашивала, когда они еще живы были. Вот, например, вы знали, что это все — владения царского сына?

Территория владений князя Нарышкина

Эммануил Нарышкин — тот самый «данный Богом» владелец Быковой горы — как ни крути был царского происхождения. По отцовской линии он абсолютно официально являлся правнуком Петра I, а вот по материнской вполне мог оказаться незаконнорожденным сыном действующего на тот момент императора Александра I. При дворе ни для кого не было секретом, что госпожа Нарышкина долгие годы являлась фавориткой Его Величества, несмотря на то, что состояла в законном браке. А ее мужа даже называли за глаза «главой ордена рогоносцев».

— Несмотря на то что Эммануил был единственным сыном в семье Нарышкиных и, как следствие, наследником рода, князь Нарышкин не проявлял никакой радости по поводу его рождения, — рассказывает историк-исследователь Анастасия Фетисова. – Не сохранилось никаких свидетельств того, что официальный отец как-то общался с сыном. В итоге мать Эммануила собрала детей и уехала за границу.

Обитатели усадьбы

Несмотря на довольно скандальные сплетни вокруг семейства Нарышкиных, о самом Эммануиле невозможно найти ни одного негативного упоминания за всю его жизнь. Даже враги отзывались о нем с уважением.

Вернувшись из-за границы, он отучился в Петербурге и самым стремительным образом начал строить военную карьеру. Новые звания давались ему крайне легко, а служба высоко ценилась государем. Однако в возрасте 34 лет Нарышкину по состоянию здоровья пришлось сменить деятельность, так сказать, на гражданскую.

— Он отправился в Шацкий уезд тогда еще Тамбовской губернии, где ему принадлежали довольно большие территории с более чем шестью тысячами крестьянских душ, — рассказывает Анастасия Фетисова. — Современники Нарышкина вспоминают, что еще до отмены крепостного права Эммануил относился к своим крестьянам по-человечески — давал возможность зарабатывать, строил для них школы и больницы. А когда грянула реформа, оставил свое старое имение и практически все земли людям — мол, чтобы не утруждать крестьян переездом, а сам уехал на Быкову гору и построил там новый дом.

Работа реставраторов по сохранению усадьбы Нарышкина на Быковой горе

— Мать рассказывала, хотя сама она этого уже не застала, но ей говорили местные, что, когда Нарышкин со своей женой сюда приехал, он не мог сидеть без дела и барствовать просто, — делится легендами местный житель. — Он тут же построил четыре производства, куда трудоустроились жители всех соседних деревень и сел. Здесь был винокуренный и стекольный завод, а еще пилили лес и делали деготь. Но этим все больше мужчины занимались. А для женщин-крестьянок было свое занятие — для них князь построил швейную мастерскую, где они плели из бисера, вышивали полотенца, ковры. Мать говорила, что даже кружево для белья здесь делали. И вроде как на выставки в Европу возили, и от покупателей отбоя не было.

Предприятия Нарышкиных не дожили даже до середины советского периода. Но сохранилось в целости здание, которое могло быть школой или больницей. Сегодня оно принадлежит церковникам, и там часто селят паломников Вышинского монастыря.

Предположительно часть здания под рукодельную мастерскую

— Несмотря на то что Эммануил Нарышкин был удостоен всевозможных государственных наград, вплоть до самой значимой — ордена Святого апостола Андрея Первозванного, он всю жизнь тяготел не столько к службе, сколько к благотворительности, — отмечает исследователь. — Возможно, сыграл роль тот факт, что у него самого не было детей ни от первого, ни от второго брака.

Местные рассказывают, что раньше вокруг имения Нарышкиных росли липы и фруктовые сады, а прямо за усадьбой стояли живописные беседки с видом на реку. Их дом всегда был полон гостей. Но сменилась власть и сменились хозяева дома.

Вид на усадьбу

— Насколько мне известно, врать не буду, а что сам знаю и видел — расскажу, изначально в имении Нарышкиных был пионерлагерь. А потом уж, после войны, в нем открыли госпиталь для ветеранов, — рассказал настоятель храма в селе Эммануиловка отец Георгий. — Можно сказать, здание усадьбы тогда было в первозданном виде. И беседки были, и липовый парк, и даже фруктовые сады. Особенно душевно было, когда липы цвели. За ними ухаживали работники госпиталя — белили на метр от земли. Но постепенно постояльцев становилось все меньше и в какой-то момент, примерно в 70-80-е годы, из областного подчинения Быкову гору передали в Шацкую больницу.

Отец Георгий вспоминает, что уездная больница не могла тянуть такое большое, да еще и невостребованное здание, а потому руководство обратилось к церкви.

— На территории Вышинского монастыря тогда располагалась психиатрическая лечебница, а религиозное сообщество думало о его восстановлении хотя бы в будущем, — продолжает отец Георгий. — И руководство Шацкой больницы вышло на нас с предложением: заберите Быкову гору, может быть там хотя бы временно можно будет открыть монастырь. Владыка благословил на это дело и сказал: «Быкову гору надо брать».

Отец Георгий из Эммануиловки

Весть о том, что госпиталь на Быковой горе расформирован пронеслась вихрем по всем соседним колхозам. Люди тащили из усадьбы всё, вплоть до плитки, задвижек для печей и дверных ручек. Что уж говорить о вещах более ценных. Когда служители церкви пришли в усадьбу Нарышкиных, здание было полностью разграблено.

— Но нам помогла деньгами одна влиятельная женщина, — продолжает рассказ настоятель храма в Эммануиловке. — Имение отреставрировали, поддержали в порядке и даже построили небольшую церковь, в которой проводили службы. Она до сих пор стоит там, но сейчас не действует.

Храм на Быковой горе

Когда Вышинский монастырь вернули церкви, необходимость в усадьбе на Быковой горе как здании для расселения паломников отпало. Постепенно усадьба стала ветшать и разрушаться, зарастая непролазным лесом. Несколько лет назад на фасаде имения была вывешена до боли циничная табличка: «Памятник архитектуры и истории, охраняется государством». На самом же деле это говорило лишь о том, что уникальная деревянная усадьба с молчаливого согласия государства превращается в прах. Всего за два года у дома покосился балкон, сильно сгнили полы и пошел страшный крен всей конструкции.

Безжалостно терять объекты деревянного зодчества в Рязани стало нормой последних лет. И Быкову гору могла бы ждать такая же судьба, если бы вовремя не спохватились представители Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры. Собрав волонтеров и пригласив профессиональных реставраторов, рязанский ВООПИиК начал активную работу по спасению не рядового имения.

Мероприятие проводится в рамках реализации национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Противоаварийные работы на Быковой горе

Реставратор и главный архитектор проекта по сохранению Быковой горы Александра Антипова говорит, что ее душа лежит в первую очередь к деревянному зодчеству не просто так. Говорит, что «дерево просит помощи». В свое время Министерство культуры России разработало перечень ценных объектов, которые в первую очередь требуют восстановления. Усадьба Нарышкиных оказалась одной из счастливиц.

— Это здание по-настоящему уникально, учитывая его архитектуру и историю, — отметила архитектор. — Мне предложили оценить состояние усадьбы и сказать, можно ли еще что-то сделать для ее сохранения. На самом деле, пока волонтеры не опилили заросли вокруг здания, сложно было оценить даже объемы имения. Сейчас, когда всё как на ладони, мы видим несколько очень проблемных мест. В том числе деревянная башня, у которой даже визуально прослеживается значительный крен — из-под нее ушла стена и фундамент. Если эта конструкция рухнет, она может потянуть за собой весь каркас здания и это будет конец...

Реставратор осматривает масштабы бедствия

Сейчас работа реставраторов заключается в первую очередь в том, чтобы укрепить здание и остановить динамику разрушения до лучших времен — пока государство не выделит более серьезное финансирование на восстановление усадьбы.

— По-хорошему, необходимо определить территорию имения Нарышкиных, а для этого нужны геологи. Еще нужно оценить состояние сада и липовой аллеи, и для этого нужно нанимать дендролога. На любой вид работ нужно финансирование, потому что не все специалисты готовы работать за идею, — отмечает реставратор. — Но в Рязани очень крепкое волонтерское сообщество: от желающих расчищать усадьбу от леса не было отбоя. И с таким настроем, таким запалом есть надежда, что этот неподъемный камень восстановления усадьбы сдвинется с мертвой точки.

Волонтеры на Быковой горе

Положа руку на сердце, даже сами участники реставрационных работ понимают, что просто восстановление усадьбы «для галочки» — это не выход. Дом стоит, пока в нем живут. Пройдет несколько лет, и некогда гостеприимное, а ныне пустующее имение Нарышкиных снова начнет разрушаться. Здание должно работать, а для этого необходимо разрабатывать целый комплекс мероприятий по возрождению Быковой горы.

— Сейчас здесь, по сути, монастырское подворье: священнослужители разводят коров, баранов, кур, даже есть пасека, вокруг пустующих домов разбиты огороды, вон, капуста растет, — показывают волонтеры. — Но на этом подвиги заканчиваются.

Возможно, Быковой горе удастся пойти по пути небольших европейских городков, приезжая в которые туристы преодолевают огромные расстояния только для того, чтобы купить монастырского хлеба или сыра.

Собаки монастырского подворья

Если уж совсем размечтаться, то можно загадать, что пройдет немного времени и на Быковой горе появятся реплики производств, запущенных когда-то Эммануилом Нарышкиным. Стекольный завод можно заменить ремесленной мастерской по производству керамики ручной работы, а в рукодельные мастерские пригласить рязанских мастериц по кружеву и вышивке. Да и кто сказал, что невозможно заново построить на этом месте крафтовый винокуренный завод.

Два века назад один человек сумел вдохнуть жизнь в пустующие земли просто потому, что любил людей и страстно хотел подарить им достойную интересную жизнь. Обидно будет, если у нас не получится сохранить хотя бы память об этом человеке.

Реставратор оценивает масштабы имения на Быковой горе

Большой фоторепортаж смотрите по ссылке.

На гору взбиралась Дарья Копосова

Фотографировала Мария Илларионова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
В атаке Федорищев! Зачем губернатор Самарской области показал всему российскому футболу «желтую карточку»
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления