Город Рязанская земля Затерянная Рязань. Мы считали кресты

Затерянная Рязань. Мы считали кресты

Заходишь в лес, а там — кресты, кресты, кресты... Один утоп в снегу, другой явно пытались сломать. Вон тот, что подальше, теперь перевернутый. А рядом с тем, что возле мшистого пня стоит, распили бутылку водки. Здесь справа — болото, и слева — болото. И на каждом кресте надпись вырезана: «Вечная память». Идешь по лесу, словно по кладбищу, а где-то впереди жизнь кипит — журчит река, поет железная дорога, и металлический женский голос объявляет, что грузовой поезд проследует по второму пути. И стоишь ты на самом-то деле в центре города, в двух шагах от элитных высоток и торговых центров. Просто чтобы попасть в страшную сказку, сегодня не обязательно выезжать за пределы Рязани.

В начале марта стало известно, что власти города распродали всю территорию дубравы на Московском шоссе. В перспективе, если никто не одумается, на месте огромного зеленого массива появится очередной торговый центр. Журналисты YA62.ru прогулялись по дубраве и поговорили с экологами и градозащитниками. Мы расскажем, почему этот лес должен остаться на своем месте.

Согласно упоминаниям в некоторых российских хрониках, в 1385 году Рязань посетил известный своей святостью еще при жизни игумен Сергий Радонежский. Пожилой монах шел всю дорогу от Москвы до Троицкого монастыря пешком. А дело у него было крайне важное: примирить великих князей Олега Рязанского и Дмитрия Донского, ибо сколько уже можно междоусобицей страдать, когда есть общий враг.

— Шел Сергий Радонежский через Зарайск, потому что именно так раньше шла дорога на Рязань, — рассказывает градозащитник Андрей Петруцкий. — Если упростить, то раньше путь шел от Москвы через Зарайск, потом в Дягилево, и оттуда через Троицкий монастырь к улице Семинарской. И получается, что монастырь стоял на пересечении дорог: основного пути и моста через Павловку. А вокруг монастыря росла реликтовая дубрава. Тогда в Рязани таких лесов было много. До сих пор из Оки то тут, то там мореный дуб поднимают.

Андрей Петруцкий показывает дубраву на карте XVIIIвека

Перед встречей с князьями Сергий Радонежский остановился в монастыре и много гулял по дубраве, молился за будущее положительное решение. В итоге мудрому монаху удалось невозможное: он не просто помирил двух непримиримых князей, но и убедил их породниться. В память о том событии современные монахи Троицкого монастыря поставили в дубраве кресты. Это не знаки скорби, а напротив — символы памяти о великом мире.

— Святой Сергий ночевал в нашем монастыре в канун Рождественского поста, —рассказывает сотрудник Троицкого монастыря. — Сейчас монахи разработали тропу в память о тех событиях. Память о той дороге остается для нас сакральной. Монахи и миряне проходят этой тропой, чтобы помолиться. Мы называем это «пройти по стопочкам преподобного Сергия».

Служители монастыря стараются по возможности убирать береговую линию Павловки и проложенные тропинки. Говорят, летом гулять в тени леса особенно приятно.

Крест на тропе Сергия Радонежского в Рязани

— На самом деле, та дубрава, которую мы привыкли видеть на Московском шоссе, не такая уж и старая, как многие считают, — рассказывает Петруцкий, доставая карты. — Хотя до прихода советской власти лес действительно существовал. Вот, есть карта Рязани 1773 года — самая старая из всех существующих, и здесь еще видно старую планировку города, доекатерининскую, улицы кривые. Дубрава есть. И монастырь есть. А еще очень интересные топонимы. Вот здесь, рядом с монастырем, где сейчас Пенсионный фонд, Швивая горка. На самом деле — это Швейная горка, там монастырские монахини занимались текстильным делом. А где сейчас «Барс» — Михайловка Ямки. Неудивительно, Рязань всегда была вся в ямах...

Андрей Александрович смеется, перелистывая старые документы. На сегодняшний день Петруцкий едва ли не лучше всех знает историю и Монастырской дубравы и ее постепенного перехода в частные руки.

Вид на новостройки из Монастырской дубравы

В советское время, когда в головах руководства страны случился кукурузный бум, а к сакральным религиозным ценностям относились с малым уважением, Монастырскую дубраву вырубили полностью, отведя землю под сельское хозяйство. Пойменная территория превратилась в совхоз, в котором выращивали кукурузу.

— Это было, наверное, начало 60-х, — вспоминает рязанка Марина Мелешкова. — У нас в школе было так называемое политехническое обучение, когда в старших классах плотно обучали какой-либо специальности. Вот, мы в своей школе кроликов разводили. А летом ходили на кукурузные поля — обрабатывать и ухаживать за урожаем. Тогда страной правил Никита Хрущев, а он был большой сторонник сельского хозяйства.

Марина Светозаровна вспоминает, что перемены в сторону озеленения кукурузной территории произошли стремительно.

Болотце Монастырской дубравы

— Это была какая-то городская программа по созданию зеленых зон в микрорайонах, — вспоминает Марина Мелешкова. — Тогда микрорайон Московский только начал активно застраиваться, и было принято решение отделить его дубовым лесом от других районов. Высаживали эту рощу, так же как и Лесопарк при Ларионове, — сами рязанцы. Поэтому, можно сказать, что каждое дерево там — именное, за каждым стоит труд конкретных людей.

О том, что программа озеленения Рязани носила практически геометрический характер, говорит и Петруцкий. Он показывает на старых картах, как в городе высаживались огромные массивы леса, чтобы создать то, что сегодня у нас называют «зеленым щитом». С той лишь разницей, что в советское время эта работа носила не номинальный, а вполне реальный характер.

— Почему дубрава на Московском шоссе нужна? Потому что она помогает свежему воздуху с Солотчи проветривать весь город, — говорит градозащитник. — Это естественная вентиляция. Раньше же не дураки проектировали такие вещи. Если вырубить эту зеленую зону, мы все задохнемся. Особенно несладко придется Московскому микрорайону, в котором и так зелени не осталось.

Дубовый лист

Первый кусочек дубовой рощи городские власти оторвали в пользу бизнесменов в 1997 году. Общественность выступала против, но отстоять территорию не удалось.

— Был такой коммунист — Маматов, он стоял во главе города и передал часть территории под строительство автомойки и заправки. Тогда с открытым письмом выступали довольно значимые люди Рязани — например, Альберт Слюсарь. Они просили: не губите деревья. Письмо было полно искреннего недоумения, как можно отдать под застройку то, что создано руками людей? «Удивляет гражданская и духовная незрелость ответственных лиц нашего города, которых, кажется, совсем не беспокоило, как современники и потомки будут вспоминать время их правления и их дела». Это написано в защиту леса. В современных реалиях сложно представить, что кто-то из подписавшихся тогда людей сделает сегодня нечто подобное.

Заправка возле монастыря в Рязани

По словам Петруцкого, после этого случая власти Рязани забыли о дубраве примерно на десятилетие и вернулись к идее ее уничтожения уже в 2006 году. В декабре был принят Генеральный план города, согласно которому Монастырскую дубраву полностью перевели из зеленой зоны в зону деловой застройки.

— В 2010 году была попытка построить то ли перекресток, то ли развязку в районе монастыря, — вспоминает градозащитник. — Даже начали вырубать деревья и завозить песок, чтобы поднять уровень грунта. Но тогда поднялась волна протестов, общественность встала на защиту зеленой зоны, и те строители буквально сбежали с места работы. Сейчас там так и осталась песчаная насыпь в глубь леса, по ней, кстати, довольно удобно попасть на монастырскую тропу. Но не сейчас. Сейчас там снегу по колено, утопнете, или в болото попадете.

Павловка в дубраве

— Когда в 2010 году не удалось построить перекресток, городские власти решили сдать всю территорию рощи в аренду коммерсантам, все 19 гектаров леса, — продолжает рассказ Петруцкий. — Всего землю делят четыре арендатора, наделы их нарезаны до самой береговой линии реки. Эти люди платят немалые деньги, чтобы иметь возможность владеть дорогой землей. Договор аренды у них с городом на 49 лет, и, если арендаторы построят на своем участке хотя бы сарай, земля уйдет в их собственность. Единственное, что сейчас спасает эту территорию от застройки, — внимание общественности и сами дубы. Владельцы территории не имеют права рубить там деревья. А не срубив дерева, невозможно что-то там построить.

По словам Петруцкого, возмущения общественности были услышаны городскими управленцами и в Генплан города внесли изменения — вернули дубраве статус зеленой зоны. Однако самый главный документ — правила землепользования и застройки — остается прежним.

— Сложно сказать, будут ли волевым решением внесены изменения в ПЗЗ, потому что тогда арендаторы пойдут в суд и юридически будут правы, — объясняет нюансы Петруцкий. — Даже если удастся выяснить, что перевод земель и сдача их в аренду произошли с нарушениями, все равно земельное законодательство будет на стороне арендаторов и обяжет городские власти вернуть все деньги, которые были потрачены на аренду земель.

Мост и лестница к монастырю через ручей

Руководитель Экологического рязанского альянса Евгений Рыбаков считает, что на сегодняшний день есть несколько законных способов отстоять дубраву. Для начала необходимо разобраться, правомерна ли была продажа зеленой зоны в 2010 году.

— Еще существует документ зоны охраны, который создан в 1986 году, он лежит в администрации Рязани в архивах, — отмечает Рыбаков. — Но несмотря на то, что он есть, его как бы нет. Потому что застройка поймы Павловки происходила с нарушением этого документа.

Однако, по словам руководителя ЭРА, на сегодняшний день есть и положительный прецедент: общественность, ссылаясь на этот документ, отстояла зеленую зону и предотвратила застройку в Борках.

У Андрея Петруцкого есть на этот счет еще одна идея: обложить арендаторов непосильными штрафами за вырубку деревьев, например одно уничтоженное дерево — миллион рублей.

— Они взяли в аренду землю, но не деревья, все дубы все еще находятся в собственности города, и городские власти могут устанавливать любую ценность своему имуществу. Несколько лет назад мы вместе с ЭРА пытались посчитать, сколько в том лесу дубов. Бросили на полутора тысячах. А там их, вероятно, больше двух.

Дубовая роща и луна

Сегодня назвать огромную зеленую зону на Московском шоссе местом отдыха горожан можно с огромной натяжкой. Пока дойдешь до дубравы по тротуару, либо в грязи утонешь, либо проезжающие мимо машины обдадут тебя жижей или пылью, в зависимости от времени года. Чтобы зайти непосредственно в лес, нужно преодолеть очередные баррикады перекопанной грязи. А в самом лесу «отдыхающих» уже поджидает многолетняя свалка.

— А когда-то, во времена Чумаковой, здесь собирались сделать гидропарк и гребной канал для сплавов по реке, — рассказывает Петруцкий. — Даже для этого расширяли Павловку. Если благоустроить дубраву, она могла бы стать таким же парком для жителей Московского, как для Горрощи — ЦПКиО, а для Советского района — Лесопарк. Вдоль Павловки можно проложить велосипедную дорожку, которая бы вела напрямую в Борки и к Луковскому лесу. Великолепная зона отдыха, благоустройство которой не требует огромных вложений. Но, к сожалению, у города нет вообще никаких денег. Так получилось, что город нищий, а землевладельцы-застройщики диктуют свои условия.

Вид на дубраву с моста через Павловку

На сегодняшний день будущее лесного массива в центре Рязани остается под вопросом. Нет никаких гарантий, что завтра туда не вторгнется застройщик, желающий вырубить почти вековые дубы ради очередного уродливого и совершенно ненужного торгового центра. Интересно, можно ли жителям Рязани, ежедневно задыхающимся от выбросов заводов и выхлопных газов, надеяться на гражданскую и духовную зрелость ответственных лиц нашего города? И беспокоит ли наших чиновников, как современники и потомки будут вспоминать время их правления и их дела?

Троицкий монастырь возле дубовой рощи

Большой фоторепортаж смотрите по ссылке.

Кресты считала Дарья Копосова

Фотографировала Мария Илларионова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Дурят с первого же шага». Россиянка рассказала о своей поездке в Египет
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Пугает скорость вербовки срочников»: журналист — о шквале обращений от родителей солдат
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем
Объявления