В XX веке мир был полон любви, в XXI – любви к брендам. От кусаного яблока до переплетения двух C – все эти знаки обещают нам возможность приобщиться к обществу таких же прекрасных вкусом людей, как и мы, а в конечном итоге, безусловное и бесконечное счастье. Что же обещают нам логотипы рязанских компаний? Деловой портал YA62.ru поинтересовался у бизнесменов, чем они руководствовались при создании логотипа, а также узнали мнение одного из ведущих рязанских дизайнеров Вадима Конопкина о предложенных знаках.
Александр Зимин, основатель проекта «Еда в Рязани»:
– Нам нужен был узнаваемый логотип для группы «ВКонтакте». Узнаваемость нам нужна, так как в дальнейшем мы планируем его использовать в офлайне (наклейки на двери заведений, на упаковки продуктов, на серию собственной линейки продуктов). Мы сказали дизайнеру – сделай красиво. Такое ТЗ получают 90% всех дизайнеров, и наш тоже. Увидев две-три версии, мы сразу выбрали. Понравилось направление и дизайнеру оставалось уже дорабатывать логотип.
Вадим Конопкин о логотипе «Еда в Рязани»:
– Этот знак, в принципе, соответствует своему назначению и вполне имеет право на существование. Чисто ассоциативно, наверно, было бы логично внести в этот знак теплые тона, согласитесь: холодный и неопределенный зелено-голубой не совсем ассоциируется с едой, особенно у русского человека. Я считаю, что здесь есть перебор в мелких деталях, от которых можно избавиться. Посмотрите, в основе здесь слово из трех букв – красота, из них всегда можно сделать конфетку. Тарелка, «еда», ложка с вилкой – было бы достаточно.
Вадим Кассе, основатель компании WokShop:
– Перед тем, как открыть WokShop, я почти год катался по Европе и Азии, так что привез много меню, визиток, афиш и мыслей на их счет. Кроме того, в качестве стороннего консультанта мы привлекли к созданию лого Ирину Батькову: я ее знаю по группе «Каста», но на ее счету много хороших дизайнерских работ и публикаций. Ирина помогла нам не свалиться в ассоциации с азиатской едой – по ощущениям «китайщина» дешевле «европейщины», нам важна была граница. На вопрос «кто разработал логотип для вас» трудно ответить односложно, потому что за каждом штрихом этой картинки чье-то мнение: Катя Бурова, Саша Кирков, Настя Арцыбушева и другие. Я тоже работаю с дизайнером, вместе мы создаем что-то новое и что-то новое понимаем. Я редко формирую четкое ТЗ, но всегда требую показывать промежуточные варианты. Именно поэтому не так много дизайнеров, с которыми я сотрудничаю.
Лого WokShop рисовано рукой Даниила Шибанкова, ему же принадлежит авторство логотипа ДК. В обоих случаях я вываливал на него все мысли, и мы долгими вечерами обсуждали их онлайн. Даниил – человек удивительного терпения и четких принципов. Он не идет на компромиссы, будь то использование клип-арта или готовых шрифтов. Еще одно интересное свойство Даниила: он долго пробует, рисует, слушает и обсуждает, а потом ба-бах! Присылает тебе совсем другой, но максимально подходящий вариант. Так было в 2009-м, так же произошло и в 2012-м.
Вадим Конопкин о знаке WokShop:
– Этот знак, безусловно, хорош и приятен. Единственный минус – некая стереотипность, он прост до уровня пиктограммы. Однако он обладает и своими положительными чертами: элемент, изображающий в одно время и дымок и палочки для еды, теплые цвета – все это сразу дает нам понять, о чем идет речь и какой организации он принадлежит. Минимум средств, максимум эмоций, этот знак обладает всем необходимым, чтобы запомниться потребителю.
Сергей Рольгейзер, основатель кофейни Creamsoda Bar:
– Вечеринки и кофе – как соединить эти два понятия на одном простом и лаконичном знаке? Наш дизайнер предложил три варианта, на одном из которых были представлены зерна кофе и зубочистки, которые отсылают нас к «мартинкам» с оливками. Одной из особенностей нашего знака является то, что у него нет определенного цветового решения, – в наклейках, дисконтных карточках и прочих материалах можно увидеть абсолютно разные цвета. Впрочем, наш знак, как многие наши посетители уже заметили, постоянно меняет свои элементы, например, на Хеллоуин мы заменили кофейные зерна на тыквы, а зубочистки – на метла.
– Этот логотип прост и понятен, хотя есть вероятность того, что мы можем встретить нечто подобное. Практика замены элементов вполне оправдана и интересна – это весело, привлекает внимание, запоминается. Видоизменение знака, безусловно, плюс, однако нужно не перестараться с этим и не забывать о его узнаваемости.
Алексей Татаренков, совладелец, технический директор рязанской компании «ШоуТайм»:
– Мы придерживаемся мнения, что компанию должен выделять среди конкурентов не логотип, а надежная, проверенная временем работа, те серьезные мероприятия в портфолио, которых нет у других. При создании нашего логотипа мы исходили из того, что он должен быть простым, узнаваемым, легко читаемым, позитивным, не должен содержать сложных графических элементов, иностранных букв, глубокого символизма и претенциозного дизайна. То есть, фактически, не должен отпугивать клиентов. А все остальное обычно делает репутация, тем более в таком маленьком городе, как наш. Если говорить о цветовом решении: песочный цвет символизирует весь сегодняшний опыт «ШоуТайм», огромный как пустыня Сахара. И это довольно яркий песочек, заметим! А синий — это неиссякаемая страсть нашей команды к полезному креативу, та идейная составляющая подготовки шоу, с которой начинается всякая работа «ШоуТайм». Ведь в основе любого праздничного мероприятия, которое организуем мы, всегда лежит идея... Перед тем как одобрить один вариант, мы увидели два-три. Причем, фактически, это были не разные версии, а варианты одной. Ведь когда постоянно работаешь с дизайнером, понимаешь друг друга с полуслова.
Вадим Конопкин о логотипе «ШоуТайм»:
– Автор этого логотипа – замечательный и талантливый дизайнер, я знаком со многими его работами, однако этот логотип я буду ругать. Из-за общей концепции мы не запоминаем этот логотип как образ. Написание первой буквы кириллицей достаточно стереотипно, не ново и не обладает какими либо своими уникальными особенностями. Пожалуй, я бы пошел по иному пути при его создании, вызывая ассоциации взрыва, всплеска, удара. Слову «шоу» стоило бы придать некий порыв, динамику, экспрессию.
Сергей Горячев, основатель компании LoonaDanceCentr:
– У нашего центра очень говорящее название – «Лунаданс». Поэтому с образом, вокруг которого должен был строиться логотип, вопросов не возникло. В жесткие рамки дизайнера мы не ставили. Единственное, от чего сразу хотелось уйти, – это прямая ассоциация с танцующей луной. Мы вообще сторонники здравого минимализма в дизайнерских решениях – дикие мультяшные хороводы и развесисто-разухабистую клюкву наблюдать не хотелось ни в коем случае. Вариант был, если не изменяет память, вторым. Версии предлагались, но в основном, в плане каких-то незначительных графических решений. Цветовое решение пришло из цветового решения того помещения, которое мы занимали на момент открытия центра.
Мы были первыми из рязанских танцевальных студий, кто использовал цветовую индикацию в оформлении – у нас были красный, желтый и синий залы. Эти цвета нашли отражение в логотипе. Черный фон – потому, что мы вообще большие любители черного цвета во всем. Черный – базовый цвет оформления помещений центра, сами цвета – как дополнение к нему.
Если честно, не задумывались, чем наш логотип может нас выделять. Пожалуй, тем, что он подчеркивает нашу уникальность. Мы единственные – космического масштаба!
Изначальная идея, весь концепт оформления разрабатывался в сотрудничестве с бывшим художественным руководителем Дома Культуры, замечательным дизайнером и нашим большим другом Мананой Оганян. Ну а за появление в логотипе оленя, равно как и прочие дизайнерские решения на новом месте, ответственность несет замечательный дизайнер и наш большой друг – Мария Ермакова.
Вадим Конопкин о знаке LoonaDanceCentr:
– Всегда нужно помнить о том, что логотип рассчитан на определенную аудиторию и выполняет определенную функцию – позиционирование компании. Этот знак хорош, однако олень в центре композиции разрушает целостность восприятия знака, переориентирует его на защиту природы или, например, общество охотников. Однако же, если не обращать на животное внимание, сам по себе знак хорош, как и цветовое решение, которое придает ему определенную и четко выраженную концепцию. Вообще, этот знак имеет тенденцию к развитию. Хотя, как и в случае с «ШоуТайм» я бы придал большую динамичность, учитывая, что он представляет танцевальную студию. Эти луны – немного дремлют, подходят скорей для лаунж-кафе, дезориентируют потребителя.
Елена Киреева, управляющая FitElit:
– Строгость и элегантность – вот так, по нашему мнению, должен выглядеть хороший логотип. Мы стремились к тому, чтобы знак давал понять, что наша компания рассчитана не только на брутальных мужчин, но и на прекрасную половину человечества. Избегая тривиальных гантель и прочего спортивного инвентаря в лого, мы решили показать результат – и, я думаю, выиграли с этим.
Вадим Конопкин о знаке FitElit:
– Как только я увидел этот логотип, он мне очень понравился – фигуры сразу же говорят, о чем идет речь, мы прочитываем и название, и специфику компании, а главным его успехом является то, что он – основной стилеобразующий элемент. Также стоит отметить дизайнера, который всегда ставит этот знак в выгодные для него условия. Любой хороший знак можно погубить тем, что он стоит не на своем месте, впрочем, этот лого настолько хорош, что любое изображение рядом с ним будет вторичным.
Основы
1. ЛОГОТИП и ЗНАК не являются тождественными понятиями. На самом деле, логотип – это знак компании, созданный на основе буквенных изображений. Заказчикам, да и некоторым дизайнерам нужно помнить, что «знак» без слов – логотипом быть не может!
2. Каждый цвет в тот или иной момент входит в моду и выходит из моды. Ваш же логотип должен оставаться в веках и быть выше этого.
3. При создании логотипа заказчику не стоит ориентироваться исключительно на свой вкус. Важно помнить, что логотип – это инструмент, ориентированный на широкую аудиторию. Он работает на рынке и должен выполнять свои визуальные функции, а не только удовлетворять индивидуальные запросы заказчика.
Советы от Вадима Конопкина:
Совет №1: Найдите профессионала, которому доверяете, и доверяйте ему
Если вы нашли дизайнера «в газете по объявлению», будьте готовы к самым разнообразным последствиям. Но лучше, хорошо изучите портфолио работника перед тем, как отдать ему свой заказ. И если уж вы решили обратиться к выбранному профессионалу, вы должны запомнить главное правило – доверяй своему дизайнеру. Одно из важных качеств дизайнера – умение объяснить заказчику, почему предложенный вариант наиболее предпочтителен. Здесь мы говорим не столько об убеждении, сколько о логичных обоснованиях. Если дизайнер не может объясниться – это плохой дизайнер.
Совет №2: Субъективные пожелания против объективных знаний – выберете то, на чем основывается ваш логотип
Перед тем как высказать непреклонное субъективное пожелание, оцените, обладаете ли вы достаточным количеством опыта и знаний, превышающие опыт и знания дизайнера, который в процессе обучения и работы отдал сотни бессонных ночей, чтобы стать тем, кому вы доверили разработку своего знака. Помните, заказчик ввиду своего воспитания, полученных знаний, предпочтений субъективен, однако же ваш знак должен работать на широкую аудиторию.
Наверняка вы знакомы с компанией «Вимм-Билль-Данн» и ее эмблемой – ушастой крыской в поварском колпаке. На самом деле – это любимая собачка заказчика, который решил ее таким образом увековечить. Получилось, что не знак помог раскрутить компанию, а компания раскрутила знак, однако это скорее исключение, единичный случай.
Совет №3: Обретите эмоциональную связь с дизайнером
Если заказчик и дизайнер и заказчик не чувствуют эмоциональной связи, лучше отказаться от такого сотрудничества, потому что из него может ничего не выйти. Конечно, это непреложная истина, но 100% результата получается только в том случае, когда оба работают в унисон.
Совет №4: При создании ТЗ работайте так же, как хотите, чтобы работал дизайнер
По ТЗ можно понять многое. Иногда подробно описанное задание помогает, но чаще всего они все сделаны под копирку, что скорее вредит, чем приносит пользу. Однако слова «сделай красиво» для дизайнера ничего не значат. Лучше заменить это словами гармонично. Согласитесь, у каждого понятие красоты – разное, да и это понятие при создании логотипа не всегда работает.
ДОСЬЕ:
Вадим Георгиевич Конопкин, художник-график, иллюстратор, член Союза художников России, доцент кафедры графики и дизайна РГРТУ. Свой первый заказной знак разработал в 1978 году. С тех пор воплотил знаки и стили Национального Фонда спорта России, Школы имени Гнесиных, Фонда поддержки малого бизнеса Москвы, 900-летия Рязани и еще сотен других графических символов по всей России и в родной Рязани.
Провела исследование Карина Кожаринова