Год трамвая. Транспортное чудо в 70 км от Рязани
В 70 км от Рязани расположен древний город Коломна. Когда-то он охранял северо-западные рубежи Рязанского княжества, а сегодня стал одним из самых интересных и самобытных городов Подмосковья.
Многие рязанцы бывали в Коломне и знают, что здесь чисто и уютно, сохранена историческая среда и не налеплены там и сям убогие новоделы, что в Коломне есть музей пастилы и много чего еще интересного.
Но не только пастилой и чистотой знаменита Коломна. Здесь действует образцовая и, пожалуй, самая эффективная транспортная система России — Коломенский трамвай. Именно об этом чуде, которому может позавидовать не только Рязань, но и 99% российских городов, и пойдет речь в статье.
Гитлер «помог»
Коломенский трамвай появился на свет в 1948 году. Причем история его возникновения по-настоящему детективная. Дело в том, что к 1941 году в городе почти достроили троллейбусную систему и даже завезли «рогатый» подвижной состав. Но летом 41-го грянула война, и открытие Коломенского троллейбуса пришлось отложить до лучших времен.
Ну а после войны от троллейбуса решили отказаться и построить более эффективный и пассажироемкий трамвай. В частности, чтобы обеспечить доставку тысяч рабочих на Коломенский паровозостроительный завод.
Первую ветку трамвая построили быстро — за два года. И уже в 1948 году трамвай повез по своим рельсам первых пассажиров.
Развитие и ветка в Колычево
В дальнейшем Коломенский трамвай развивался только поступательно. Новые участки открывались один за другим. А самым знаковым событием стал пуск трамвая в крупнейший спальный район города — Колычево. Это случилось в 1986 году. Причем для присоединения «спальника» к трамвайной сети построили путепровод через железную дорогу.
Примечательно, что даже в темные нулевые и десятые годы, когда в России ежегодно исчезали с лица земли трамвайные ветки, маршруты, а иногда и целые системы (как, например, Рязанский трамвай), в Коломне продолжали наращивать сеть и, в частности, открыли движение по улице Спирина.
Работает как часы
В чем секрет успеха Коломенского трамвая? Не претендуя на глубокое исследование, можно выделить четыре основных фактора.
Первый — это изначальное проектирование. В Коломне трамвай отделен от проезжей части и бóльшая часть сети проходит в стороне от автодорог. То есть водители даже при большом желании не смогут претендовать на демонтаж рельсов ради дополнительной полосочки.
При этом для бесперебойной работы самого трамвая гораздо лучше, чтобы пути проходили на полностью обособленном от машин пространстве по центру дороги, — так убираются пересечения с многочисленными выездами из дворов. Однако именно такое расположение и сыграло злую шутку со многими трамвайными линиями в российских городах. Невежественные чиновники под соусом борьбы с пробками демонтировали трамвайные пути и устраивали в центрах городов восьмиполосные магистрали. Коломна же подобной участи счастливо избежала.
Второй фактор успеха — это небольшие размеры города и, как следствие, меньший, чем в городах-миллионниках и полумиллионниках, уровень автомобилизации. С одной стороны, это защищает трамвай от разрушительного лобби автомобилистов, с другой — сами размеры города подталкивают людей к мысли, что машина им и не нужна.
Третья причина — грамотное управление городом и правильная расстановка приоритетов, особенно в сфере общественного транспорта. Все коломенцы, с которыми приходилось общаться, с придыханием вспоминают бывшего мэра Валерия Шувалова, руководившего городом на протяжении 25 лет – с 1991 по 2016 годы. И действительно, по нынешнему состоянию Коломны можно судить о нем как о выдающемся управленце.
Ну и четвертый фактор, он же самый главный и он же — следствие всех вышеперечисленных. Коломенский трамвай работает как часы. Вагоны следуют с минимальными интервалами по четкому расписанию. За рельсами и подвижным составом ухаживают, ничего не гремит, не дребезжит и не разваливается на ходу. Кроме того, власти города постоянно закупают новый подвижной состав. Поэтому комфортность поездки в коломенском трамвае находится по меркам провинциального российского города на феноменально высоком уровне.
Ну и вишенка на торте эффективности местной трамвайной системы — цифры пассажиропотока. Коломенский трамвай перевозит 5,2 тыс. человек в день на 1 км линии. Для сравнения Московский трамвай — всего 4,5 тыс. человек, Казанский метрополитен — 4,2 тыс., нижегородская подземка — 3,5 тыс., а метро Самары — 3,3 тыс.
Вдумайтесь, трамвай Коломны, в которой живет 140 тыс. человек, превосходит по количеству перевезенных пассажиров столичный трамвай и сразу три метрополитена российских городов-миллионников. И даже с учетом того, что метрополитены Казани, Нижнего Новгорода и Самары — это транспортные недоразумения, которых в их нынешнем виде быть не должно, Коломенский трамвай все равно нереально крут.
Рязанский трамвай
Мы затеяли проект Год трамвая, приуроченный к 10-летию со дня закрытия трамвайного движения в Рязани, не только чтобы, всхлипывая и причитая, ностальгировать по прежним временам. Нет, основная наша цель — показать, что трамвай — это не устаревший и изживший себя вид транспорта, а ровно наоборот — настоящая панацея от транспортных и экологических проблем любого крупного города. И яркий пример этому — Коломна. Хотя в России есть и еще несколько примеров эффективно работающего трамвая — это Ульяновск, Краснодар, Магнитогорск.
Так что в «прекрасной Рязани будущего», когда мы избавимся от некомпетентных, вороватых чиновников и будем всенародно выбирать мэра, трамвай обязательно возродится.
P. S.
Ну и напоследок список городов мира, где за последние 20 лет были возрождены или впервые построены трамвайные системы.
Алжир – с 2013 года;
Рио-де-Жанейро – с 2016 года;
Ноттингем – с 2004 года;
Эдинбург – с 2014 года;
Лондон (в районе Кройдон) – с 2000 года;
Афины – с 2004 года;
Барселона – с 2004 года;
Бильбао – с 2002 года;
Мадрид – с 2007 года;
Севилья – с 2007 года;
Палермо – с 2015 года;
Флоренция – с 2010 года;
Иерусалим – с 2011 года;
Гуанчжоу – с 2014 года;
Шанхай – с 2017 года;
Люксембург – с 2017 года;
Касабланка – с 2012 года;
Дубай – с 2014 года;
Порту – с 2002 года;
Атланта – с 2014 года;
Вашингтон – с 2016 года;
Детройт – с 2017 года;
Канзас-Сити – с 2016 года;
Нью-Джерси – с 2000 года;
Сиэтл – с 2007 года;
Хьюстон – с 2004 года;
Измир – с 2017 года;
Лион – с 2000 года;
Марсель – с 2007 года;
Ницца – с 2007 года;
Тулуза – с 2010 года;
Аддис-Абеба – с 2015 года.
На самом деле список в три-четыре раза длиннее, выбраны самые крупные и известные города.
Мировым же лидером по закрытию трамвайных систем за указанный период является… Россия. В 2001 году трамвай убили в Шахтах, в 2004-м — в Архангельске, в 2007-м — в Астрахани, в 2008-м — в Иванове, в 2009-м — в Воронеже, в 2010-м — в Рязани, в 2012-м — в Ногинске, в 2016-м в Дзержинске, в 2018-м — в Комсомольске-на-Амуре и Твери. Так выглядит доска позора российских городов. Рано или поздно мы вычеркнем из него Рязань.
Александр Мойсеюк