4 балла
05 ноября 2019 12:12
17402

Год трамвая. Транспортное чудо в 70 км от Рязани

Год трамвая. Транспортное чудо в 70 км от Рязани

В 70 км от Рязани расположен древний город Коломна. Когда-то он охранял северо-западные рубежи Рязанского княжества, а сегодня стал одним из самых интересных и самобытных городов Подмосковья.

Многие рязанцы бывали в Коломне и знают, что здесь чисто и уютно, сохранена историческая среда и не налеплены там и сям убогие новоделы, что в Коломне есть музей пастилы и много чего еще интересного.

Но не только пастилой и чистотой знаменита Коломна. Здесь действует образцовая и, пожалуй, самая эффективная транспортная система России — Коломенский трамвай. Именно об этом чуде, которому может позавидовать не только Рязань, но и 99% российских городов, и пойдет речь в статье.


Гитлер «помог»

Коломенский трамвай появился на свет в 1948 году. Причем история его возникновения по-настоящему детективная. Дело в том, что к 1941 году в городе почти достроили троллейбусную систему и даже завезли «рогатый» подвижной состав. Но летом 41-го грянула война, и открытие Коломенского троллейбуса пришлось отложить до лучших времен.

Ну а после войны от троллейбуса решили отказаться и построить более эффективный и пассажироемкий трамвай. В частности, чтобы обеспечить доставку тысяч рабочих на Коломенский паровозостроительный завод.

Первую ветку трамвая построили быстро — за два года. И уже в 1948 году трамвай повез по своим рельсам первых пассажиров.

1. пуск трамвая в коломне.jpg


Развитие и ветка в Колычево

В дальнейшем Коломенский трамвай развивался только поступательно. Новые участки открывались один за другим. А самым знаковым событием стал пуск трамвая в крупнейший спальный район города — Колычево. Это случилось в 1986 году. Причем для присоединения «спальника» к трамвайной сети построили путепровод через железную дорогу.

Примечательно, что даже в темные нулевые и десятые годы, когда в России ежегодно исчезали с лица земли трамвайные ветки, маршруты, а иногда и целые системы (как, например, Рязанский трамвай), в Коломне продолжали наращивать сеть и, в частности, открыли движение по улице Спирина.

2 трамвай в микрорайоне колычево.JPG


Работает как часы

В чем секрет успеха Коломенского трамвая? Не претендуя на глубокое исследование, можно выделить четыре основных фактора.

Первый — это изначальное проектирование. В Коломне трамвай отделен от проезжей части и бóльшая часть сети проходит в стороне от автодорог. То есть водители даже при большом желании не смогут претендовать на демонтаж рельсов ради дополнительной полосочки.

3. трамвай и автодорога в коломне.JPG

При этом для бесперебойной работы самого трамвая гораздо лучше, чтобы пути проходили на полностью обособленном от машин пространстве по центру дороги, — так убираются пересечения с многочисленными выездами из дворов. Однако именно такое расположение и сыграло злую шутку со многими трамвайными линиями в российских городах. Невежественные чиновники под соусом борьбы с пробками демонтировали трамвайные пути и устраивали в центрах городов восьмиполосные магистрали. Коломна же подобной участи счастливо избежала.

Второй фактор успеха — это небольшие размеры города и, как следствие, меньший, чем в городах-миллионниках и полумиллионниках, уровень автомобилизации. С одной стороны, это защищает трамвай от разрушительного лобби автомобилистов, с другой — сами размеры города подталкивают людей к мысли, что машина им и не нужна.

Третья причина — грамотное управление городом и правильная расстановка приоритетов, особенно в сфере общественного транспорта. Все коломенцы, с которыми приходилось общаться, с придыханием вспоминают бывшего мэра Валерия Шувалова, руководившего городом на протяжении 25 лет – с 1991 по 2016 годы. И действительно, по нынешнему состоянию Коломны можно судить о нем как о выдающемся управленце.

Ну и четвертый фактор, он же самый главный и он же — следствие всех вышеперечисленных. Коломенский трамвай работает как часы. Вагоны следуют с минимальными интервалами по четкому расписанию. За рельсами и подвижным составом ухаживают, ничего не гремит, не дребезжит и не разваливается на ходу. Кроме того, власти города постоянно закупают новый подвижной состав. Поэтому комфортность поездки в коломенском трамвае находится по меркам провинциального российского города на феноменально высоком уровне.

4. два трамвая в коломне.JPG

Ну и вишенка на торте эффективности местной трамвайной системы — цифры пассажиропотока. Коломенский трамвай перевозит 5,2 тыс. человек в день на 1 км линии. Для сравнения Московский трамвай — всего 4,5 тыс. человек, Казанский метрополитен — 4,2 тыс., нижегородская подземка — 3,5 тыс., а метро Самары — 3,3 тыс.

Вдумайтесь, трамвай Коломны, в которой живет 140 тыс. человек, превосходит по количеству перевезенных пассажиров столичный трамвай и сразу три метрополитена российских городов-миллионников. И даже с учетом того, что метрополитены Казани, Нижнего Новгорода и Самары — это транспортные недоразумения, которых в их нынешнем виде быть не должно, Коломенский трамвай все равно нереально крут.

5. пассажиры трамвая в коломне.JPG


Рязанский трамвай

Мы затеяли проект Год трамвая, приуроченный к 10-летию со дня закрытия трамвайного движения в Рязани, не только чтобы, всхлипывая и причитая, ностальгировать по прежним временам. Нет, основная наша цель — показать, что трамвай — это не устаревший и изживший себя вид транспорта, а ровно наоборот — настоящая панацея от транспортных и экологических проблем любого крупного города. И яркий пример этому — Коломна. Хотя в России есть и еще несколько примеров эффективно работающего трамвая — это Ульяновск, Краснодар, Магнитогорск.

Так что в «прекрасной Рязани будущего», когда мы избавимся от некомпетентных, вороватых чиновников и будем всенародно выбирать мэра, трамвай обязательно возродится.

6. рязанский трамвай.JPG


P. S.

Ну и напоследок список городов мира, где за последние 20 лет были возрождены или впервые построены трамвайные системы.

Алжир – с 2013 года;

Рио-де-Жанейро – с 2016 года;

Ноттингем – с 2004 года;

Эдинбург – с 2014 года;

Лондон (в районе Кройдон) – с 2000 года;

Афины – с 2004 года;

Барселона – с 2004 года;

Бильбао – с 2002 года;

Мадрид – с 2007 года;

Севилья – с 2007 года;

Палермо – с 2015 года;

Флоренция – с 2010 года;

Иерусалим – с 2011 года;

Гуанчжоу – с 2014 года;

Шанхай – с 2017 года;

Люксембург – с 2017 года;

Касабланка – с 2012 года;

Дубай – с 2014 года;

Порту – с 2002 года;

Атланта – с 2014 года;

Вашингтон – с 2016 года;

Детройт – с 2017 года;

Канзас-Сити – с 2016 года;

Нью-Джерси – с 2000 года;

Сиэтл – с 2007 года;

Хьюстон – с 2004 года;

Измир – с 2017 года;

Лион – с 2000 года;

Марсель – с 2007 года;

Ницца – с 2007 года;

Тулуза – с 2010 года;

Аддис-Абеба – с 2015 года.

На самом деле список в три-четыре раза длиннее, выбраны самые крупные и известные города.

Мировым же лидером по закрытию трамвайных систем за указанный период является… Россия. В 2001 году трамвай убили в Шахтах, в 2004-м — в Архангельске, в 2007-м — в Астрахани, в 2008-м — в Иванове, в 2009-м — в Воронеже, в 2010-м — в Рязани, в 2012-м — в Ногинске, в 2016-м в Дзержинске, в 2018-м — в Комсомольске-на-Амуре и Твери. Так выглядит доска позора российских городов. Рано или поздно мы вычеркнем из него Рязань.

Александр Мойсеюк

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт